Проект по театрализованной деятельности в детском саду

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,

нужно уметь с помощью воображения перенестись в

положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б.М.Теплов.

Актуальность

Волшебный край, в котором ребенок радуется – это игра. В игре ребенок познает окружающий мир.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление у детей эмоционально – чувственного опыта это длительная работа. Эта работа ведется на протяжении всего периода, пока ребенок посещает дошкольное учреждение.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ценность игры в театр в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно восприятие художественной литературы.

 С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Игра в театр стимулирует у детей развитие связной речи. В театральной игре каждый ребенок может проявлять эмоции, чувства, желания и взгляды, не только наедине с собой, но и в присутствии слушателей.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Цель проекта:

1. Приобщение детей и взрослых к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2.Способствовать пополнению знаний детей и взрослых (воспитателей, родителей) о различных видах театральной деятельности в детском саду и в семье.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей.

Задачи:

  • Создание условий для творческой активности детей и родителей.
  • Последовательное знакомство детей с видами театров.
  • Совершенствование артистических навыков.
  • Раскрепощение ребенка.
  • Работа над речью и интонацией.
  • Коллективные действия (в танцах, играх).
  • Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

  • Импровизационность.
  • Гуманность.
  • Систематизация занятий.
  • Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь 2020 г.- май 2021 г.

Реализация проекта включает три этапа:

Первый этап – Накопительный.

Второй этап – Творческий.

Третий этап – Результат.

На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями.

Работают над выразительностью речи, интонациями, мимикой и жестами.

В работу включили просмотр кукольных и драматических спектаклей, показанных детьми подготовительной к школе группы и взрослыми, просмотр театральных постановок по телевизору. Знакомим родителей с методической литературой по театрализованной деятельности. Показали презентацию проекта на родительском собрании, для внедрения в совместную работу. Оформили родительские уголка на тему: “Домашний театр”, “Наши праздники”.

На втором этапе мы привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).

Работа с воспитанниками

Мероприятия Группы Время проведения Ответственные
«Театральная азбука»
Цикл обучающих видеофильмов старшие гр. сентябрь
 постоянно
Музыкальный руководитель
Рассматривание иллюстраций все воспитатели
Беседа о театре, о профессиях работников театра
Чтение сказок, художественных произведений
Рассматривание иллюстраций о театре
все Воспитатели
Викторина «Театральные профессии» старшие
подготовительные
октябрь Воспитатели
Викторина «Герои сказок» старшие
подготовительные
ноябрь Воспитатели
Экскурсия в ЦДТ старшие
подготовительные
в течение проекта Муз. руководитель,
воспитатели
Посещение выставки книг в школьной библиотеке старшие
подготовительные
ноябрь Библиотекарь
воспитатели
Фестиваль «Театральный калейдоскоп»
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций
Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.
Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций
Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.
Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам «Руковичка», «Теремок для мухи»
все в течение проекта Воспитатели, родители
Дети старших групп
Этюды с настольными куклами «Гуси», «Встреча с волком», «Дед ищет козлика», «Заинька»;
Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «Сочини сказку»;
Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;
Настольный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»
Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»
Старшие дети
Воспитатель, дети
В течение проекта Воспитатели
 Муз. руководитель, воспитатели
Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;
Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;
Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;
Кукольные спектакли: «Колобок», «Как собака себе друга искала», «Теремок».
Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»
Старшие дети в течение проекта Муз. руководитель, воспитатели
Теневой театр: «Гуси-лебеди»
Театр с «живой рукой»-
Упражнение в управлении куклами;
Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;
Упражнение на развитие памяти «Художник»;
Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»
Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»
Старшие дети в течение проекта Воспитатели
Муз. руководитель
Этюды с пальчиковыми куклами: «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;
Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»;
Этюдный тренаж на мышление: «Наш оркестр»;
Спектакли-драматизации с участием детей
Старшая группа,
подготовительная к школе группа
в течение проекта Воспитатели
Муз. руководитель
Театрализованное представление «Масленица»  Старшая группа,
подготовительная к школе группа
февраль музыкальные руководители, воспитатели
Конкурс детских рисунков «Театральная палитра» Все группы в течение проекта Воспитатели, ст.вос-ль
Цикл занятий с элементами сказкотерапии «Погружение в сказку» Старшая группа,
подготовительная к школе группа
март Воспитатели
Цикл занятий «Волшебная страна эмоций» Все группы в течение проекта педагог-психолог
«Театральная гостиная по сказкам А.С.Пушкина»      
Игровая программа с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие) Старшая группа,
подготовительная к школе группа
май Музыкальные
руководители,
воспитатели

Работа с педагогами

Огромную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. На первых порах главную роль воспитатель берет на себя, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3 – 4 лет дети, подражая воспитателю, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия, проводимые в детском саду, должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами.

Мероприятие Время проведения Ответственные
Презентация «Театрализованная деятельность в ДОУ сентябрь Ст. воспитатель
Семинар «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности» октябрь Муз.руководитель
Консультация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» декабрь Ст. воспитатель
Консультация «Методика театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ» март Музыкальные руководители
Практическая консультация «Театр скороговорок» апрель Ст. воспитатель
Посещение театра в течение проекта Воспитатели
Постройка снежных фигур по сказкам Декабрь-февраль Педагоги
Тематический контроль по организации театрализованной деятельности с детьми в ДОУ Март-апрель Ст. воспитатель
     

Работа с родителями

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители не должны задаваться вопросом: нужно ли посещать театр в наше время? Есть Интернет, телевидение. Но не надо забывать, что театрализованные постановки всегда помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника: формирование эстетического вкуса, влияние на развитие речи, памяти, внимания, развитие коммуникативных способностей, создание положительного эмоционального настроения и другие.

Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры- забавы, игры – драматизации под пение, слушание сказок с их последующим разыгрыванием. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. А если еще организовать совместную деятельность по изготовлению игрушек или кукол, то радости ребенка не будет границ.

Мероприятия Группы Время проведения Ответственные
Анкетирование «Театр и дети»   сентябрь Воспитатели
Выпуск газеты «Зимняя сказка» Все группы декабрь Род. комитет
Групповые родительские собрания по теме «Театрализованная деятельность в семье» Все группы в течение проекта Воспитатели
Наглядная информация «Развитие речи у детей посредством театрализованной деятельности» Все группы в течение проекта Ст. воспитатель
Конкурс «Театральная кукла» Все группы январь Воспитатели, родители
Размещение материала на сайте ДОУ Все группы в течение проекта Ст. воспитатель
Организация фото-галереи «В театр всей семьей» Все группы в течение проекта Ст. воспитатель
Участие родителей в «Театральной гостиной по сказкам А.С.Пушкина» Старшая группа,
подготовительная к школе группа
май Музыкальный
руководитель

1

На третьем этапе – заключительном, подводиться итог совместной работы – родители – дети – педагоги, проведение заключительного фестиваля творческих семейных театров и публикация материала на сайте ДОУ.

2

3

Заключение:

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта.
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию. 
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. 
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

7. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Читайте также

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...