Проект по театрализованной деятельности в детском саду
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,
нужно уметь с помощью воображения перенестись в
положение другого человека, мысленно стать на его место».
Б.М.Теплов.
Актуальность
Волшебный край, в котором ребенок радуется – это игра. В игре ребенок познает окружающий мир.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление у детей эмоционально – чувственного опыта это длительная работа. Эта работа ведется на протяжении всего периода, пока ребенок посещает дошкольное учреждение.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ценность игры в театр в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно восприятие художественной литературы.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Игра в театр стимулирует у детей развитие связной речи. В театральной игре каждый ребенок может проявлять эмоции, чувства, желания и взгляды, не только наедине с собой, но и в присутствии слушателей.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Цель проекта:
1. Приобщение детей и взрослых к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2.Способствовать пополнению знаний детей и взрослых (воспитателей, родителей) о различных видах театральной деятельности в детском саду и в семье.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей.
Задачи:
- Создание условий для творческой активности детей и родителей.
- Последовательное знакомство детей с видами театров.
- Совершенствование артистических навыков.
- Раскрепощение ребенка.
- Работа над речью и интонацией.
- Коллективные действия (в танцах, играх).
- Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
- Импровизационность.
- Гуманность.
- Систематизация занятий.
- Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Участники проекта:
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.
Вид проекта:
Творческий.
Длительность проекта:
Учебный год: сентябрь 2020 г.- май 2021 г.
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – Накопительный.
Второй этап – Творческий.
Третий этап – Результат.
На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями.
Работают над выразительностью речи, интонациями, мимикой и жестами.
В работу включили просмотр кукольных и драматических спектаклей, показанных детьми подготовительной к школе группы и взрослыми, просмотр театральных постановок по телевизору. Знакомим родителей с методической литературой по театрализованной деятельности. Показали презентацию проекта на родительском собрании, для внедрения в совместную работу. Оформили родительские уголка на тему: “Домашний театр”, “Наши праздники”.
На втором этапе мы привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).
Работа с воспитанниками
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
«Театральная азбука» | |||
Цикл обучающих видеофильмов | старшие гр. | сентябрь постоянно |
Музыкальный руководитель |
Рассматривание иллюстраций | все | воспитатели | |
Беседа о театре, о профессиях работников театра Чтение сказок, художественных произведений Рассматривание иллюстраций о театре |
все | Воспитатели | |
Викторина «Театральные профессии» | старшие подготовительные |
октябрь | Воспитатели |
Викторина «Герои сказок» | старшие подготовительные |
ноябрь | Воспитатели |
Экскурсия в ЦДТ | старшие подготовительные |
в течение проекта | Муз. руководитель, воспитатели |
Посещение выставки книг в школьной библиотеке | старшие подготовительные |
ноябрь | Библиотекарь воспитатели |
Фестиваль «Театральный калейдоскоп» | |||
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д. Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы. Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам «Руковичка», «Теремок для мухи» |
все | в течение проекта | Воспитатели, родители Дети старших групп |
Этюды с настольными куклами «Гуси», «Встреча с волком», «Дед ищет козлика», «Заинька»; Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «Сочини сказку»; Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»; Настольный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса» Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…» |
Старшие дети Воспитатель, дети |
В течение проекта | Воспитатели Муз. руководитель, воспитатели |
Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»; Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»; Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»; Кукольные спектакли: «Колобок», «Как собака себе друга искала», «Теремок». Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…» |
Старшие дети | в течение проекта | Муз. руководитель, воспитатели |
Теневой театр: «Гуси-лебеди» Театр с «живой рукой»- Упражнение в управлении куклами; Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»; Упражнение на развитие памяти «Художник»; Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?» Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна» |
Старшие дети | в течение проекта | Воспитатели Муз. руководитель |
Этюды с пальчиковыми куклами: «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»; Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»; Этюдный тренаж на мышление: «Наш оркестр»; Спектакли-драматизации с участием детей |
Старшая группа, подготовительная к школе группа |
в течение проекта | Воспитатели Муз. руководитель |
Театрализованное представление «Масленица» | Старшая группа, подготовительная к школе группа |
февраль | музыкальные руководители, воспитатели |
Конкурс детских рисунков «Театральная палитра» | Все группы | в течение проекта | Воспитатели, ст.вос-ль |
Цикл занятий с элементами сказкотерапии «Погружение в сказку» | Старшая группа, подготовительная к школе группа |
март | Воспитатели |
Цикл занятий «Волшебная страна эмоций» | Все группы | в течение проекта | педагог-психолог |
«Театральная гостиная по сказкам А.С.Пушкина» | |||
Игровая программа с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие) | Старшая группа, подготовительная к школе группа |
май | Музыкальные руководители, воспитатели |
Работа с педагогами
Огромную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. На первых порах главную роль воспитатель берет на себя, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3 – 4 лет дети, подражая воспитателю, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия, проводимые в детском саду, должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами.
Мероприятие | Время проведения | Ответственные |
Презентация «Театрализованная деятельность в ДОУ | сентябрь | Ст. воспитатель |
Семинар «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности» | октябрь | Муз.руководитель |
Консультация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» | декабрь | Ст. воспитатель |
Консультация «Методика театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ» | март | Музыкальные руководители |
Практическая консультация «Театр скороговорок» | апрель | Ст. воспитатель |
Посещение театра | в течение проекта | Воспитатели |
Постройка снежных фигур по сказкам | Декабрь-февраль | Педагоги |
Тематический контроль по организации театрализованной деятельности с детьми в ДОУ | Март-апрель | Ст. воспитатель |
Работа с родителями
Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.
Родители не должны задаваться вопросом: нужно ли посещать театр в наше время? Есть Интернет, телевидение. Но не надо забывать, что театрализованные постановки всегда помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника: формирование эстетического вкуса, влияние на развитие речи, памяти, внимания, развитие коммуникативных способностей, создание положительного эмоционального настроения и другие.
Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры- забавы, игры – драматизации под пение, слушание сказок с их последующим разыгрыванием. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. А если еще организовать совместную деятельность по изготовлению игрушек или кукол, то радости ребенка не будет границ.
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование «Театр и дети» | сентябрь | Воспитатели | |
Выпуск газеты «Зимняя сказка» | Все группы | декабрь | Род. комитет |
Групповые родительские собрания по теме «Театрализованная деятельность в семье» | Все группы | в течение проекта | Воспитатели |
Наглядная информация «Развитие речи у детей посредством театрализованной деятельности» | Все группы | в течение проекта | Ст. воспитатель |
Конкурс «Театральная кукла» | Все группы | январь | Воспитатели, родители |
Размещение материала на сайте ДОУ | Все группы | в течение проекта | Ст. воспитатель |
Организация фото-галереи «В театр всей семьей» | Все группы | в течение проекта | Ст. воспитатель |
Участие родителей в «Театральной гостиной по сказкам А.С.Пушкина» | Старшая группа, подготовительная к школе группа |
май | Музыкальный руководитель |
На третьем этапе – заключительном, подводиться итог совместной работы – родители – дети – педагоги, проведение заключительного фестиваля творческих семейных театров и публикация материала на сайте ДОУ.
Заключение:
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта.
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Литература:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
7. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Читайте также |
---|
Структура интегрированного занятия
Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...
Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…
Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...