Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»
Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в жизни человека. Во время прогулок часто рвут цветы, траву, а потом бросают их за ненадобностью, не задумываясь о том, что они растут для того, чтобы радовать нас своими красками.
Актуальность проекта: природа вокруг нас прекрасна, но ее необходимо беречь, чтобы иметь возможность наслаждаться ей, использовать на пользу людям. Дети, к сожалению, не умеют только смотреть и любоваться растениями, им хочется сорвать, потрогать своими руками, рассмотреть ближе. Задача взрослых - научить детей беречь окружающую природу, каждую травинку, цветок; объяснить, что с каждым сорванным цветком окружающая нас природа теряет частичку своей красоты.
Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.
Задачи проекта.
Для детей:
- формировать представления детей о растениях, растущих на участке детского сада, учить выделять их характерные признаки;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, показать красоту растений севера;
- создать условия для повышения творческой активности детей (развивать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности);
- формировать чувство близости к природе, сопереживания, заботы, бережного отношения к природе.
Для родителей:
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- повышать родительскую компетенцию по теме проекта.
Для педагогов:
- реализовывать обучающие, развивающие, воспитательные задачи через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- подбирать методическую, справочную, художественную литературу по теме проекта;
- пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта.
Паспорт проектной работы
Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Формы проведения: игровая деятельность, беседы, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивные виды деятельности; работа с родителями.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Взаимодействие с родителями:
- консультация «Как знакомить ребенка с природой», «Правила поведения в природе» (информация в родительском уголке);
- привлечение к подбору материала (книги, энциклопедии про растительный мир);
- выставки детских работ (лепка, аппликация, рисование).
Продукт проекта:
- Презентация «Растения на нашем участке» (для показа детям);
- Творческие работы детей по теме проекта;
- Картотека «Стихи для чтения и заучивания» (по теме проекта);
- Картотека «Пальчиковая гимнастика» (по теме проекта);
- Картотека «Пословицы, поговорки, загадки» (по теме проекта);
- Книжка с картинками: «Легенды и сказания о растениях».
Предполагаемые результаты:
- знание детьми названий деревьев, кустарников, цветов на участке детского сада и их характерных особенностей;
- бережное отношение детей к природе;
- проявление интереса детей к объектам и явлениям природы.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
- выявление проблемы по теме проекта;
- постановка целей и задач проекта;
- подбор материалов для консультирования родителей по теме;
- оформление консультаций для родителей в печатном виде для размещения на стенде;
- планирование образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов;
- подбор стихов для заучивания, пословиц, поговорок, загадок по теме;
- подбор методической, справочной литературы по теме проекта;
- подбор литературных произведений для чтения детям;
- разработка плана проведения мероприятий проекта;
- развивающая среда в группе (тематические плакаты, мнемотаблицы; иллюстративный материал: «Лето», «Цветы», «Кустарники», «Деревья»; настольные игры разной направленности)
- размещение информации для родителей о начале реализации проекта.
II этап проекта – основной
Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности.
Утро (до прогулки):
- индивидуальная работа с каждым ребенком по продуктивным видам деятельности
- совместно с воспитателем – уход за комнатными растениями;
- групповая работа – рассматривание иллюстративного материала, ситуативные разговоры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; игры (настольные, словесные, хороводные, малой подвижности).
Прогулка:
- групповая работа – рассматривание объектов (растений), игры (подвижные, малоподвижные, опыты;
- совместно с воспитателем – уход за растениями на клумбе;
- индивидуальная работа – закрепление знаний о растениях с каждым ребенком.
Вторая половина дня
– групповая работа - чтение художественной литературы, загадывание загадок, игры на прогулке;
- индивидуальная работа - дидактические игры (после ужина).
Культурно-гигиенические навыки: (в процессе мытья рук, подъема после дневного сна) - повторение с детьми заученных стихотворений.
1. Познавательное развитие
Рассматривание картин, иллюстраций:
- «Лето», «Цветы», «Кустарники», «Деревья».
Составление мнемотаблицы: «Вот оно какое, наше лето!»
Беседы:
- «Есть ли польза от цветов», «Каждой букашке полезен цветок».
Труд в природе:
- помощь детей при поливе комнатных растений;
- рыхление почвы на клумбах (прогулочный участок);
- опрыскивание и полив растений водой (прогулочный участок).
Ситуативные разговоры:
- «Похожи-непохожи» (дерево, куст, цветок);
- «Расскажем Мишке, зачем нужно поливать цветы»
- «Зачем нужны растения в природе»
- «Как мы можем охранять растения»
- «Почему поникли листья у наших растений?»
- «Как мы можем помогать взрослым на даче, огороде?»
- «Может ли у растения быть ожог?»
Опыты:
- с водой,
- с солнцем и зеркальцем;
- с комнатным цветком («Может ли растение двигаться»).
Экскурсии вокруг детского сада и на участке группы.
Цель: в процессе детального обследования территории детского сада показать многообразие растений (травы, цветы, кустарники, деревья), в чем их похожесть и различие, польза и т. д. Рассматривание строения объектов, сравнение.
Объект «Дерево» - береза, тополь, осина.
Объект «Кустарник» - черемуха, шиповник, акация.
Объект «Цветок» - одуванчик, ромашка, клевер.
Объект «Трава» - подорожник.
2. Речевое развитие
Чтение:
- Н. Сладков «Лесные силачи», «Медовый дождь»;
- Б. Минаев «Дерево»;
- М. Пришвин «Паутинка», «Парашют», «Золотой луг», «Разговор деревьев»
- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»,
- М. Пришвин «Золотой луг»;
- пословицы и поговорки о цветах, загадки.
Рассказывание сказок:
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
Чтение и заучивание стихотворений:
- А.К. Толстой. «Колокольчики»;
- А. Плещеев. «Весёлое лето»;
- Е. Серова «Колокольчик»;
- Е. Благинина. «Одуванчик»;
- Т. А. Шорыгина. «Украшение земли», «Ромашки», «Пёстрый веер луга», «Василёк».
3. Художественно – эстетическое развитие
Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
- лепка «Ромашки на лугу» (пластилин, семечки тыквы);
- рисование «Одуванчики в траве» (гуашь, клеевые кисти, «тычком»);
- рисование растений по выбору (цветными мелками на асфальте);
- аппликация «Разные листья» (нарисованы стволы деревьев, нужно правильно выбрать и наклеить листья);
- ручной труд (оригами) «Цветы из бумаги»
Слушание музыкальных произведений:
- П.И. Чайковский, «Времена года», «Детский альбом»
- слушание детских музыкальных произведений.
4. Социально – коммуникативное развитие
Игры:
- настольные (лото, домино, шнуровки)
- сюжетно-ролевые («Садовники»)
- дидактические (лото, домино) «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения), «Живое-неживое», «Во саду ли, в огороде», «Маленькие-большие», «Четвертый лишний», «Собери букет».
- пальчиковые («Цветочек», «Солнце», «Травка», «Лето», «Солнышко и дождик» см. приложение)
5. Физическое развитие
Игры:
- разминка «Бабочки»
- подвижная «Елочки-пенечки»
- эстафета «Собери цветок».
III этап – заключительный
- Выставки творческих работ детей (по лепке, рисованию, аппликации).
- Презентации для родителей: «Изучаем природу».
- Участие во Всероссийском творческом конкурсе.
Предполагаемый результат.
У детей:
- бережное отношение к растениям, понимание их значимости в природе;
- знания о растениях ближайшего окружения (деревья, кустарники, цветы).
У родителей:
- повышение родительских знаний в вопросах экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Используемая литература:
- Денисова Г. А. «Удивительный мир растений». - М.: Просвещение, 2012
- Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето». Сценарии игр и развлечений в летний период. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
- Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 3-7 лет». Пособие для педагогов и родителей. - м.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Шорыгина Т. А. «Травы. Какие они?» Книга для воспитателей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
- Шорыгина Т. А. «Цветы. Какие они?». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Читайте также |
---|
Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор? Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём...
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий
Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования»
Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования» Упражнения с карандашами: учат напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять положение пальцев...