Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»

Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в жизни человека. Во время прогулок часто рвут цветы, траву, а потом бросают их за ненадобностью, не задумываясь о том, что они растут для того, чтобы радовать нас своими красками.

Актуальность проекта: природа вокруг нас прекрасна, но ее необходимо беречь, чтобы иметь возможность наслаждаться ей, использовать на пользу людям. Дети, к сожалению, не умеют только смотреть и любоваться растениями, им хочется сорвать, потрогать своими руками, рассмотреть ближе. Задача взрослых - научить детей беречь окружающую природу, каждую травинку, цветок; объяснить, что с каждым сорванным цветком окружающая нас природа теряет частичку своей красоты.

Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

Для детей:

- формировать представления детей о растениях, растущих на участке детского сада, учить выделять их характерные признаки;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, показать красоту растений севера;

- создать условия для повышения творческой активности детей (развивать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности);

- формировать чувство близости к природе, сопереживания, заботы, бережного отношения к природе.

Для родителей:

- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

- повышать родительскую компетенцию по теме проекта.

Для педагогов:

- реализовывать обучающие, развивающие, воспитательные задачи через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;

- подбирать методическую, справочную, художественную литературу по теме проекта;

- пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта.

Паспорт проектной работы

Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Формы проведения: игровая деятельность, беседы, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивные виды деятельности; работа с родителями.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Взаимодействие с родителями:

- консультация «Как знакомить ребенка с природой», «Правила поведения в природе» (информация в родительском уголке);

- привлечение к подбору материала (книги, энциклопедии про растительный мир);

- выставки детских работ (лепка, аппликация, рисование).

Продукт проекта:

  1. Презентация «Растения на нашем участке» (для показа детям);
  2. Творческие работы детей по теме проекта;
  3. Картотека «Стихи для чтения и заучивания» (по теме проекта);
  4. Картотека «Пальчиковая гимнастика» (по теме проекта);
  5. Картотека «Пословицы, поговорки, загадки» (по теме проекта);
  6. Книжка с картинками: «Легенды и сказания о растениях».

Предполагаемые результаты:

- знание детьми названий деревьев, кустарников, цветов на участке детского сада и их характерных особенностей;

- бережное отношение детей к природе;

- проявление интереса детей к объектам и явлениям природы.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

- выявление проблемы по теме проекта;

- постановка целей и задач проекта;

- подбор материалов для консультирования родителей по теме;

- оформление консультаций для родителей в печатном виде для размещения на стенде;

- планирование образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов;

- подбор стихов для заучивания, пословиц, поговорок, загадок по теме;

- подбор методической, справочной литературы по теме проекта;

- подбор литературных произведений для чтения детям;

- разработка плана проведения мероприятий проекта;

- развивающая среда в группе (тематические плакаты, мнемотаблицы; иллюстративный материал: «Лето», «Цветы», «Кустарники», «Деревья»; настольные игры разной направленности)

- размещение информации для родителей о начале реализации проекта.

II этап проекта – основной

Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности.

Утро (до прогулки):

- индивидуальная работа с каждым ребенком по продуктивным видам деятельности

- совместно с воспитателем – уход за комнатными растениями;

- групповая работа – рассматривание иллюстративного материала, ситуативные разговоры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; игры (настольные, словесные, хороводные, малой подвижности).

Прогулка:

- групповая работа – рассматривание объектов (растений), игры (подвижные, малоподвижные, опыты;

- совместно с воспитателемуход за растениями на клумбе;

- индивидуальная работа – закрепление знаний о растениях с каждым ребенком.

Вторая половина дня

групповая работа - чтение художественной литературы, загадывание загадок, игры на прогулке;

- индивидуальная работа - дидактические игры (после ужина).

Культурно-гигиенические навыки: (в процессе мытья рук, подъема после дневного сна) - повторение с детьми заученных стихотворений.

1. Познавательное развитие

Рассматривание картин, иллюстраций:

- «Лето», «Цветы», «Кустарники», «Деревья».

Составление мнемотаблицы: «Вот оно какое, наше лето!»

Беседы:

- «Есть ли польза от цветов», «Каждой букашке полезен цветок».

Труд в природе:

- помощь детей при поливе комнатных растений;

- рыхление почвы на клумбах (прогулочный участок);

- опрыскивание и полив растений водой (прогулочный участок).

Ситуативные разговоры:

- «Похожи-непохожи» (дерево, куст, цветок);

- «Расскажем Мишке, зачем нужно поливать цветы»

- «Зачем нужны растения в природе»

- «Как мы можем охранять растения»

- «Почему поникли листья у наших растений?»

- «Как мы можем помогать взрослым на даче, огороде?»

- «Может ли у растения быть ожог?»

Опыты:

- с водой,

- с солнцем и зеркальцем;

- с комнатным цветком («Может ли растение двигаться»).

Экскурсии вокруг детского сада и на участке группы.

Цель: в процессе детального обследования территории детского сада показать многообразие растений (травы, цветы, кустарники, деревья), в чем их похожесть и различие, польза и т. д. Рассматривание строения объектов, сравнение.

Объект «Дерево» - береза, тополь, осина.

Объект «Кустарник» - черемуха, шиповник, акация.

Объект «Цветок» - одуванчик, ромашка, клевер.

Объект «Трава» - подорожник.

2. Речевое развитие

Чтение:

- Н. Сладков «Лесные силачи», «Медовый дождь»;

- Б. Минаев «Дерево»;

- М. Пришвин «Паутинка», «Парашют», «Золотой луг», «Разговор деревьев»

- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»,
- М. Пришвин «Золотой луг»;

- пословицы и поговорки о цветах, загадки. 

Рассказывание сказок:

- В. Катаев «Цветик - семицветик»

Чтение и заучивание стихотворений:
- А.К. Толстой. «Колокольчики»;

- А. Плещеев. «Весёлое лето»; 

- Е. Серова «Колокольчик»;

- Е. Благинина. «Одуванчик»; 

- Т. А. Шорыгина. «Украшение земли», «Ромашки», «Пёстрый веер луга», «Василёк».

3. Художественно – эстетическое развитие

Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. 
- лепка «Ромашки на лугу» (пластилин, семечки тыквы);

- рисование «Одуванчики в траве» (гуашь, клеевые кисти, «тычком»);

- рисование растений по выбору (цветными мелками на асфальте);

- аппликация «Разные листья» (нарисованы стволы деревьев, нужно правильно выбрать и наклеить листья);

- ручной труд (оригами) «Цветы из бумаги»

Слушание музыкальных произведений:

- П.И. Чайковский, «Времена года», «Детский альбом»

- слушание детских музыкальных произведений.

4. Социально – коммуникативное развитие

Игры:

- настольные (лото, домино, шнуровки)

- сюжетно-ролевые («Садовники»)

- дидактические (лото, домино) «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения), «Живое-неживое», «Во саду ли, в огороде», «Маленькие-большие», «Четвертый лишний», «Собери букет».

- пальчиковые («Цветочек», «Солнце», «Травка», «Лето», «Солнышко и дождик» см. приложение)

5. Физическое развитие

Игры:

- разминка «Бабочки»

- подвижная «Елочки-пенечки»

- эстафета «Собери цветок».

III этап – заключительный

- Выставки творческих работ детей (по лепке, рисованию, аппликации).

- Презентации для родителей: «Изучаем природу».

- Участие во Всероссийском творческом конкурсе.

Предполагаемый результат.

У детей:

- бережное отношение к растениям, понимание их значимости в природе;

- знания о растениях ближайшего окружения (деревья, кустарники, цветы).

У родителей:

- повышение родительских знаний в вопросах экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

 

Используемая литература:

- Денисова Г. А. «Удивительный мир растений». - М.: Просвещение, 2012

- Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето». Сценарии игр и развлечений в летний период. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004

- Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 3-7 лет». Пособие для педагогов и родителей. - м.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

- Шорыгина Т. А. «Травы. Какие они?» Книга для воспитателей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

- Шорыгина Т. А. «Цветы. Какие они?». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.



Новые публикации

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Читайте также

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор? Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём...

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования»

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования» Упражнения с карандашами: учат напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять положение пальцев...

Читайте также

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир»…

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни...





В блогах

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Зернышки для…

Образовательная область -Художественно-эстетическое развитие. Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования  (пальчиками); – продолжать знакомить с основными цветами (желтый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи: Обучающие: учить рисовать пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами Развивающие: развивать умение...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Праздничная елочка»

Цель: Вызвать интерес к рисованию праздничной елочки. Образовательные задачи: учить вести кисть по ворсу, закрашивая готовое изображение полностью, не оставляя белых пятен. Учить аккуратно, пользоваться краской и поролоном. Развивающие задачи: продолжать освоение цвета и формы, как средств образной выразительности. Формировать...

Конспект занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники — рисования…

Цели: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Уточнять знания о солнышке ; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь;  Развивать эстетические чувства и любовь к окружающей природе; Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Предварительная работа: Наблюдения за солнышком во время прогулок. Рассказывание...

« Моя родная станица Старощербиновская».

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Закрепить знания детей о родной станице, её истории. Задачи: -обобщать и закреплять представления детей о родной станице   (её прошлом, настоящем)  через выполнение заданий; - развивать логическое мышление, память, внимание...