Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»

Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в жизни человека. Во время прогулок часто рвут цветы, траву, а потом бросают их за ненадобностью, не задумываясь о том, что они растут для того, чтобы радовать нас своими красками.

Актуальность проекта: природа вокруг нас прекрасна, но ее необходимо беречь, чтобы иметь возможность наслаждаться ей, использовать на пользу людям. Дети, к сожалению, не умеют только смотреть и любоваться растениями, им хочется сорвать, потрогать своими руками, рассмотреть ближе. Задача взрослых - научить детей беречь окружающую природу, каждую травинку, цветок; объяснить, что с каждым сорванным цветком окружающая нас природа теряет частичку своей красоты.

Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

Для детей:

- формировать представления детей о растениях, растущих на участке детского сада, учить выделять их характерные признаки;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, показать красоту растений севера;

- создать условия для повышения творческой активности детей (развивать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности);

- формировать чувство близости к природе, сопереживания, заботы, бережного отношения к природе.

Для родителей:

- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

- повышать родительскую компетенцию по теме проекта.

Для педагогов:

- реализовывать обучающие, развивающие, воспитательные задачи через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;

- подбирать методическую, справочную, художественную литературу по теме проекта;

- пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта.

Паспорт проектной работы

Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Формы проведения: игровая деятельность, беседы, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивные виды деятельности; работа с родителями.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Взаимодействие с родителями:

- консультация «Как знакомить ребенка с природой», «Правила поведения в природе» (информация в родительском уголке);

- привлечение к подбору материала (книги, энциклопедии про растительный мир);

- выставки детских работ (лепка, аппликация, рисование).

Продукт проекта:

  1. Презентация «Растения на нашем участке» (для показа детям);
  2. Творческие работы детей по теме проекта;
  3. Картотека «Стихи для чтения и заучивания» (по теме проекта);
  4. Картотека «Пальчиковая гимнастика» (по теме проекта);
  5. Картотека «Пословицы, поговорки, загадки» (по теме проекта);
  6. Книжка с картинками: «Легенды и сказания о растениях».

Предполагаемые результаты:

- знание детьми названий деревьев, кустарников, цветов на участке детского сада и их характерных особенностей;

- бережное отношение детей к природе;

- проявление интереса детей к объектам и явлениям природы.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

- выявление проблемы по теме проекта;

- постановка целей и задач проекта;

- подбор материалов для консультирования родителей по теме;

- оформление консультаций для родителей в печатном виде для размещения на стенде;

- планирование образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов;

- подбор стихов для заучивания, пословиц, поговорок, загадок по теме;

- подбор методической, справочной литературы по теме проекта;

- подбор литературных произведений для чтения детям;

- разработка плана проведения мероприятий проекта;

- развивающая среда в группе (тематические плакаты, мнемотаблицы; иллюстративный материал: «Лето», «Цветы», «Кустарники», «Деревья»; настольные игры разной направленности)

- размещение информации для родителей о начале реализации проекта.

II этап проекта – основной

Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности.

Утро (до прогулки):

- индивидуальная работа с каждым ребенком по продуктивным видам деятельности

- совместно с воспитателем – уход за комнатными растениями;

- групповая работа – рассматривание иллюстративного материала, ситуативные разговоры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; игры (настольные, словесные, хороводные, малой подвижности).

Прогулка:

- групповая работа – рассматривание объектов (растений), игры (подвижные, малоподвижные, опыты;

- совместно с воспитателемуход за растениями на клумбе;

- индивидуальная работа – закрепление знаний о растениях с каждым ребенком.

Вторая половина дня

групповая работа - чтение художественной литературы, загадывание загадок, игры на прогулке;

- индивидуальная работа - дидактические игры (после ужина).

Культурно-гигиенические навыки: (в процессе мытья рук, подъема после дневного сна) - повторение с детьми заученных стихотворений.

1. Познавательное развитие

Рассматривание картин, иллюстраций:

- «Лето», «Цветы», «Кустарники», «Деревья».

Составление мнемотаблицы: «Вот оно какое, наше лето!»

Беседы:

- «Есть ли польза от цветов», «Каждой букашке полезен цветок».

Труд в природе:

- помощь детей при поливе комнатных растений;

- рыхление почвы на клумбах (прогулочный участок);

- опрыскивание и полив растений водой (прогулочный участок).

Ситуативные разговоры:

- «Похожи-непохожи» (дерево, куст, цветок);

- «Расскажем Мишке, зачем нужно поливать цветы»

- «Зачем нужны растения в природе»

- «Как мы можем охранять растения»

- «Почему поникли листья у наших растений?»

- «Как мы можем помогать взрослым на даче, огороде?»

- «Может ли у растения быть ожог?»

Опыты:

- с водой,

- с солнцем и зеркальцем;

- с комнатным цветком («Может ли растение двигаться»).

Экскурсии вокруг детского сада и на участке группы.

Цель: в процессе детального обследования территории детского сада показать многообразие растений (травы, цветы, кустарники, деревья), в чем их похожесть и различие, польза и т. д. Рассматривание строения объектов, сравнение.

Объект «Дерево» - береза, тополь, осина.

Объект «Кустарник» - черемуха, шиповник, акация.

Объект «Цветок» - одуванчик, ромашка, клевер.

Объект «Трава» - подорожник.

2. Речевое развитие

Чтение:

- Н. Сладков «Лесные силачи», «Медовый дождь»;

- Б. Минаев «Дерево»;

- М. Пришвин «Паутинка», «Парашют», «Золотой луг», «Разговор деревьев»

- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»,
- М. Пришвин «Золотой луг»;

- пословицы и поговорки о цветах, загадки. 

Рассказывание сказок:

- В. Катаев «Цветик - семицветик»

Чтение и заучивание стихотворений:
- А.К. Толстой. «Колокольчики»;

- А. Плещеев. «Весёлое лето»; 

- Е. Серова «Колокольчик»;

- Е. Благинина. «Одуванчик»; 

- Т. А. Шорыгина. «Украшение земли», «Ромашки», «Пёстрый веер луга», «Василёк».

3. Художественно – эстетическое развитие

Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. 
- лепка «Ромашки на лугу» (пластилин, семечки тыквы);

- рисование «Одуванчики в траве» (гуашь, клеевые кисти, «тычком»);

- рисование растений по выбору (цветными мелками на асфальте);

- аппликация «Разные листья» (нарисованы стволы деревьев, нужно правильно выбрать и наклеить листья);

- ручной труд (оригами) «Цветы из бумаги»

Слушание музыкальных произведений:

- П.И. Чайковский, «Времена года», «Детский альбом»

- слушание детских музыкальных произведений.

4. Социально – коммуникативное развитие

Игры:

- настольные (лото, домино, шнуровки)

- сюжетно-ролевые («Садовники»)

- дидактические (лото, домино) «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения), «Живое-неживое», «Во саду ли, в огороде», «Маленькие-большие», «Четвертый лишний», «Собери букет».

- пальчиковые («Цветочек», «Солнце», «Травка», «Лето», «Солнышко и дождик» см. приложение)

5. Физическое развитие

Игры:

- разминка «Бабочки»

- подвижная «Елочки-пенечки»

- эстафета «Собери цветок».

III этап – заключительный

- Выставки творческих работ детей (по лепке, рисованию, аппликации).

- Презентации для родителей: «Изучаем природу».

- Участие во Всероссийском творческом конкурсе.

Предполагаемый результат.

У детей:

- бережное отношение к растениям, понимание их значимости в природе;

- знания о растениях ближайшего окружения (деревья, кустарники, цветы).

У родителей:

- повышение родительских знаний в вопросах экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

 

Используемая литература:

- Денисова Г. А. «Удивительный мир растений». - М.: Просвещение, 2012

- Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето». Сценарии игр и развлечений в летний период. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004

- Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 3-7 лет». Пособие для педагогов и родителей. - м.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

- Шорыгина Т. А. «Травы. Какие они?» Книга для воспитателей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

- Шорыгина Т. А. «Цветы. Какие они?». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами» Цель: закрепить знание детей о птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым, вспомнить, что есть зимующие...

Сценарий беседы «Пожарная безопасность»

Сценарий беседы «Пожарная безопасность» Цель: Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Задачи: учить отвечать на...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Читайте также

Милой мамочке моей это поздравление! Сценарий утренника к 8 Марта…

Милой мамочке моей это поздравление! Сценарий утренника к 8 Марта в подготовительной группе Цели и задачи утренника: создать праздничное настроение; воспитывать...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного…

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Цель: Предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его...

Музыкальная игра-сказка

Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...