Педагогический проект «Волшебный магнит»

Актуальность.

«Вот перед Вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит».

Что это за чудо камень - магнит и какими свойствами он обладает?

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Дети активно работают с магнитами, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В каждой семье на холодильнике большое количество магнитов, на которых держатся красивые картинки и фотографии. Вы все время находитесь в поиске интересных детей для занятий с детьми? Хотите, чтобы дети проводили время интересно и узнавали что-то новое? Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный, индивидуальный, познавательное развитие.

Срок реализации: (с 09.03.21г. по 12.03.21г.)

Цель проекта: развивать познавательный интерес, умение самостоятельно применять полученные представления в исследовательской деятельности.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами магнита;
  • сформировать у детей навыки исследовательской деятельности, анализирующее восприятие;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;
  • научить детей выдвигать предположения, гипотезы, выражать в речи результаты действий;
  • Обогащение словаря: магнит, железные предметы.

Предполагаемые результаты:

1. У детей сформированы первоначальные знания о свойствах магнита, узнали, почему так называется.

2. Дети самостоятельно опытным путем выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий.

3. С удовольствием принимают участие в опытах по определению свойств магнита, стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового о магните, его способности притягивать предметы.

4. Расширен словарный запас по проблеме.

Продукт проектной деятельности: создание выставки - коллекции магнитов.

Первый этап - разработка проекта:

  • разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
  • подборка иллюстраций на тему «Опыты, экспериментирование с магнитом»;
  • подготовка практического материала для проведения опытов.

Помощь родителей в оформлении выставки.

Второй этап - практический этап:

  • Чтение познавательной сказки о магните «Приключения магнитика».
  • Просмотр мультфильма «Фиксики. Магнит. Компас».
  • Проведение опытов с магнитом.
  • Рассматривание декоративных магнитов.
  • Настольная магнитная игра «Рыбалка».
  • Изготовление коллажа «Где используется магнит».

Заключительный этап.

  • Итоговое мероприятие-выставка коллекция магнитов.

Критерии:

  • Умение осуществлять разнообразные поисковые действия практического характера, приводящие к выявлению различных внешних и скрытых свойств.
  • Умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Умение предвидеть результаты поисковых действий, высказывать предположения о действиях, приводящих к решению несложных проблемных задач.

Методы оценки:

- наблюдения

- беседы

Результаты диагностики:

На начало проектной деятельности. По завершению проектной деятельности
Умение сформировано 5% Умение сформировано 80%
Частично сформировано 10% Частично сформировано 15%
В стадии формирования 75% В стадии формирования 5%

Вывод:

Результаты диагностики показали: что в начале педагогической деятельности над проблемой многие дети затруднялись устанавливать простейшие причинно – следственные связи и в тоже время проявляли интерес к изучению необычных явлений. По завершению: у большинства детей были сформированы знания о свойствах магнита, но также, было отмечено, что часть детей испытывают затруднения в выражении в речи результата поисковых действий. Учитывая это, планируется дальнейшая работа с детьми по организации познавательно – исследовательской деятельности с опорой на проявленные интересы воспитанников обращая внимание детей на высказываниях предполагаемых действий и приводящих к определенному результату.

Перспективный план работы:

Дата Тема Форма Цель
I этап
Разработка и проведение педагогической диагностики.
Разработка перспективного плана реализации проекта.
II этап
Вторник 09 марта «Знакомство с магнитами» беседа Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Просмотр с детьми иллюстраций по теме «Магнит» беседа Заинтересовать детей изображением на иллюстрации.
Подготовка практического материала для проведения опытов. Совместная деятельность. Приобретение новых знаний
Помощь родителей в оформлении выставки Совместная деятельность Вовлечение родителей в совместную деятельность.
«Какие предметы притягивает к себе магнит?» Совместная практическая деятельность. Познакомить детей со свойствами магнита.
Среда 10 марта Чтение познавательной сказки «Приключения магнитика» беседа Формирование представлений и выявление возможностей для познавательного развития.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Магнит, Компас». Совместная деятельность. Создание благоприятного эмоционального состояния у детей, посредством познавательной деятельности.
Опыт №1 «Чудеса со скрепками». Практическая деятельность Определить способность металлических предметов намагничиваться.
Четверг 11 марта      
    .
Опыт №2 «Все ли притягивает магнит?». Практическая деятельность Закрепить знания детей о свойствах магнита.
  Настольная магнитная игра «Рыбалка». Практическая деятельность Закрепление полученных знаний, развитие внимания, памяти.
Пятница 12 марта Опыт№3 «Действует ли магнит через другие материалы?» Практическая деятельность Развивать навыки исследовательской деятельности, вызывать интерес детей анализировать результат.
  Рассматривание декоративных магнитов. Беседа Вызвать интерес у детей в познавательной деятельности
  Изготовление коллажа «Где используется магнит» Совместная практическая деятельность Развитие творческих способностей.
III этап

Итоговое мероприятие-выставка коллекция магнитов.

Вывод: в результате реализации проекта «Волшебный магнит» дети имели возможность познакомиться и приобрести первоначальные знания о свойствах магнита, узнали, почему он так называется. С удовольствием принимали участие в опытах по определению свойств магнита, проявляли инициативу и стремление узнать, открыть для себя как можно больше нового о магните, его способности притягивать предметы. В соответствии с возрастными возможностями выполняли исследования по теме, активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми в ходе совместной деятельности, что обеспечивает актуализацию знаний по исследуемой проблеме.

Методическое обеспечение проекта.

  1. Гризик Т.И. «Познавательное развитие 2-8 лет: мир природы и мир человека» методическое пособие / Т.И. Гризик, , М.: Просвещение, 2015 г.
  2. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
  1. ООП ДОДОУ МДОУ "Детский сад №4 "Малышок"

 

Приложения.

Сценарий беседы на тему «Знакомство с магнитом».

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием «магнит», сформировать представления о свойствах магнита.

Развивающая: формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Воспитательная: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход.

Ребята, посмотрите! Вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?

Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

Опыт «Какие предметы притягивает к себе магнит?»

Педагог: Ребята, мы с вами рассмотрели предметы из нашей коробочки, назвали из чего они сделаны. (досочка из дерева, деревянная, бумага, кусочек ткани). Сейчас я вам предлагаю определить, какие из предметов будет притягивать магнит, а какие нет. Попробуйте и мы с вами вместе определим, на какие предметы действует магнит, а на какие нет.

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Вывод: магнит притягивает только железо.

Познавательная сказка о магните «Приключения магнитика».

Жил-был маленький веселый магнитик. Он радовался весне и не знал к кому бы прилепиться. Вдруг он увидел мальчика, который сидел и плакал. Его заводная игрушка утенок никак не заводилась, ключик случайно упал в тазик с водой и мальчик никак не мог его достать. Тогда магнитик решил помочь мальчику и прилепившись к стенке тазика, достал ключик. Мальчик очень обрадовался, поскольку теперь он может заводить своего любимого утенка и играть с ним. А веселый и довольный магнитик отправился путешествовать дальше.

Картотека опытов с магнитом:

«Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

1

Опыт «Всё ли притягивает магнит

“Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод. (Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу). В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

(Магнит может действовать через стекло и воду.)

 

Фото-приложение к проекту:

2

Опыт «Чудеса со скрепками».

3

Опыт «Взаимодействие двух магнитов».

4

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?».

5

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?».

6

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?».

7

Настольная магнитная игра «Рыбалка».

8

Изготовление коллажа «Где используется магнит?».

9

Итоговое мероприятие: Выставка коллекции магнитов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...

Читайте также

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про любимого котёнка» Интеграция: «Социализация», «Познание». Образовательные задачи: - связная речь: умение составлять рассказ вместе...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Кошка и собачка» Цель: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт...