Воспитание детей в семье на православных традициях

«Ничего нет выше доброго воспитания детей:

оно должно быть началом, серединою и концом

всех родительских забот. Все блага этой земли

обманчивы и случайны, а доброе воспитание

есть постоянное, прочное, божественное».
(Древний мудрец Плутарх.)

Семья в России всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

Семья - это муж и жена, воспитываемые ими родные и приемные дети. В жизни православной семьи исполняются слова Христа Спасителя: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». [1]

Основа христианского уклада семейной жизни -это брак, добровольный и постоянный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и свободном выборе. Появление детей - это качественное изменение, совершенно новый этап в жизни семьи.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Ребенок служит чем-то вроде мостика, так что тут уже трое составляют одну плоть, потому что дитя соединяет одну сторону с другою» Долг родителей-христиан состоит в христианском воспитании своих детей. [7]

Действительно, сколько бы мы могли уберечь людей в нашей стране от тяжелых смертных грехов и роковых жизненных ошибок. Сколько бы сохранили семей от разводов. Сколько бы хороших детей родилось бы в нашей стране и выросли бы достойными людьми! Если бы с детства мы научили Православию наших детей!

Православие учит детей слушаться родителей и уважать старших, избавляя детей от хамства и грубости. Учит любви и заботе о ближним и избавляет от эгоизма, жадности и зависти, и, главное, от безжалостности. Православие учит целомудрию и избавляет детей, когда они вырастут от блуда, разврата и пошлости. Учит любви к труду и избавляет этим от лени, праздности и тунеядства, а также от воровства, преступности и хулиганства. Православие учит детей доброте, милосердию, состраданию и жалости к людям. Учит уважению и доброму отношению к людям. Православие учит наших детей бережному отношению к природе, и так воспитывает добрых людей. Православие учит детей любви к Родине, учит мужеству, воспитывает – сильный, самостоятельный характер, учит преодолевать трудности, приучает терпению. [1]

Крепкие православные семейные традиции существовали в России вплоть до 1917 года, а затем революционные преобразования в обществе, насильственно, сверху, в том числе законодательно, отторгали складывавшуюся веками традицию семейной жизни.

В современном российском обществе большинство православных семейных традиций оказались забытыми, что привело к тяжёлым нравственным, общественным, демографическим последствиям. В последние годы органы государственной власти обратили внимание на эту проблему и делают многое для её решения. Однако не следует забывать, что кризис семьи - это, прежде всего, кризис духовно - нравственный, который и преодолевать нужно духовно-нравственными воспитательными средствами.

Главной целью на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача из поколения в поколение в семье духовных ценностей. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.

В православных семьях возрождаются следующие традиции:

1.Красный угол.

2. Совместные утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Житий святых.

3. Совместное посещение богослужений.

4. Паломническая традиция.

5.Традиция совместной трапезы. Соблюдение постов.

6. Почитание родителей.

7. Венчание.

8. Многодетность.

9. Крещение.
10. Празднование православных праздников и связанных с ними обрядов.
11. Главная традиция - православное воспитание детей. [1]

Велика педагогическая значимость нравственного идеала. Он есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он – ключ к пониманию смысла человеческой жизни. В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека.

Ежедневные молитвы, чтение Евангелия, Житий святых - основа православной жизни, и если ребенок живет в этой обстановке с малых лет, то в дальнейшем, ему всегда будет не хватать этих традиций: он будет искать их и устанавливать уже в своей семье.

Большой интерес вызывает у детей чтение произведений о жизни святых людей. Особое внимание при этом важно уделить детству святых, их отношению к родителям, к своим братьям и сестрам, исполнению ими своих обязанностей в семье. Во время обсуждения прочитанного и увиденного дети приходят к выводу, что именно в семье закладывались основы духовно-нравственных качеств будущих Святых, что всех их объединяло глубокое почитание родителей, послушание им, трудолюбие.

Традиция семейного чтения житийной литературы помогает прививать детям нравственные идеалы, воспитывать духовность. В результате обращения к «жития святых», усваиваются такие христианские ценности, как Семья, Верность, Любовь к ближнему. Дети не любят голых и нудных нравоучений и назиданий, а в житиях эти назидания гармонично вытекают из описания подвигов святого. Каждый ребенок непременно захочет узнать историю «своего» святого, и в ней найти утешение, раскрыть смысл его поступков.

Родители, рассказывая детям о жизни святого, знакомят их с иконами, с христианскими праздниками, рассказывают о православных традициях. Это содействует приобщению детей к духовно-нравственным ценностям русского народа, знакомству с историей. [4]

Так на примере жития святого Георгия Победоносца, покровителя православных воинов, у детей формируется представление о героизме, развивается эмоционально положительное отношение к воинам, защитникам Отечества. Оно выражается в желании подражать им в ловкости, смелости, в стремлении быть похожими на них, воспитываются патриотические чувства, любовь к Родине.

История русских святых Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи, научит детей ценить свою семью, с любовью относиться к близким. Почти пять столетий спустя «Повесть о Петре и Февронии» не забывается, волнует умы и сердца не только верующих, но и людей невоцерковленных? Возможно, причина тому секреты и ценности гармоничного семейного союза, над которыми не властно время.

Какие же заповеди счастливого и долгого брака таит в себе Муромская легенда?

Неравный союз может стать счастливым.

Супружество – это постоянная работа над отношениями.

В браке «мы» важнее, чем «я».

Вместе и в горе, и в радости.

Доверие - прежде всего.

Зная жизнь мучеников, ребенок будет готов к насмешкам сверстников, он поймет, что это ничто, по сравнению с пытками и мучениями тех времен. Он поймет, что вера — это не просто шутка или хорошо проведенные выходные в храме. Это очень важно. И он будет гораздо серьезнее подходить к своей жизни и убеждениям.

На примере образа Сергия Радонежского можно научить детей старанию, послушанию, любви к ближнему. Это урок сыновней любви к родителям – праведным Кириллу и Марии. Можно воспитывать трудолюбие и скромность. Даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим. Просил не рассказывать о чудесных случаях, совершённых по его молитвам и т.д.

Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.

А отрывок из жития Преподобного Сергия, в котором рассказывается о том, как в детстве ему не давалось чтение, производит на детей особое впечатление. Ведь многим детям не дается учеба. А Сергий Радонежский является примером в терпении и трудолюбии.

Преподобный дает нам уроки миротворчества и любви к Отечеству, учит милосердию, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской. Когда благословляет великого князя Димитрию на Куликовскую битву, и молится об упокоении душ погибших.

Велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания ребенка. Слова святого, сказанные много веков назад, – «Любовью и единением спасемся» – являются как никогда актуальными и в наши дни. Единение людей – в семье, обществе, государстве – невозможно вне милосердия, терпения, прощения, сострадания, любви. [6]

При чтении житийной литературе детям, важен искренний подход родителей к излагаемым событиям. Если родитель обсуждает с детьми прочитанное, делится своими впечатлениями, то тогда семейные чтения не будут формальными, дети с нетерпением будут ждать их.

Воспитание подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих является своеобразной путевой звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа.

 

Список литературы:

  1. Н. Бессонова. Воспитание детей в семье на православных традициях. Интернет-ресурс.
  2. Рыбакова Г.А. Житийная литература в семейном воспитании, как средство нравственного воспитания.
  3. Т. А. Агасиева. «Актуальные проблемы использования святоотеческого наследия в воспитании современного школьника»,
  4. «Нравственный идеал в воспитании личности: истинные и мнимые ценности», О.В. Розина, доцент Московского областного государственного университета.
  5. Покровский С. протоиерей. Житие Преподобного Сергия игумена Радонежского Чудотворца. Сергиев Посад: Свято – Троицкая Сергиева лавра, 2009.
  6. О.В. Розина, доцент, кандидат исторических наук. Нравственные уроки преподобного Сергия в современном воспитании.
  7. Семеник Д. Душевный лекарь: О семейной жизни. -М. Издательство Сестричества во имя Игнатия Ставропольского, 2011.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам…

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам пришла» Цель: закрепить и уточнить знания детей о природе. Задачи: - закрепление знания...

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...