Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль»

Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение.

Задачи:

- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

- Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью.

- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

- Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

Оборудование: миски с солью, ложечки, прозрачные баночки (стаканы непроливайка), теплая вода, шерстяные нитки темного цвета (синельная проволока), салфетки, зубочистки, катушечные нитки.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, подвижная игра, физкультминутка, опыт, рассуждение.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

 

Ход занятия:

Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.

С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

"Будет интересно!”

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Но чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? (Соль.)

(Ответы детей.)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

- Скажите, какого цвета соль?

- Имеет ли соль запах?

- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?

- А кто из вас знает, где и как добывают соль?

Прежде, чем это узнать, мы сначала с вами отдохнём немного.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Давайте мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше. Есть три вида соли: пищевая, техническая, морская.

Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине, в косметологии. Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью. Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.

Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в Д/игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, и как настоящие лаборанты будем исследовать соль.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль, имеет ли соль запах».

Возьмите стаканчики с солью, и определите, есть ли у соли запах? (без запаха). Попробуйте на вкус? Какая? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Соль сыпалась или лилась? (насыпали). Значит, соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечку воды и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). Почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало)

Вывод: соль состоит из кристаллов.

Физкультминутка

Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

В водно-соляном растворе можно вырастит кристалл соли.

А сейчас ребята, мы с вами начнем делать очень долгий эксперимент. Мы будем выращивать с вами кристалл. В баночках у вас налита вода. Сейчас мы с вами будем добавлять в нее соль, до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Видите, соль в воде уже не растворяется. Берем ниточку с узелком на конце и опускаю ее в раствор. А теперь надо запастись терпением. Это очень долгий процесс и мы с вами будем наблюдать, как будет расти кристалл. Давайте, мы поставим баночку в наш уголок экспериментирования и будем наблюдать.

Вывод: когда вода начала остывать, ниточка стала обрастать кристаллами соли.

Итог занятия:

- Ребята, что мы делали сегодня? Давайте вспомним, какие вы запомнили свойства соли?

Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный…

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный пластилин» Срок реализации - 1 учебный год.   1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...

Осеннее развлечение (Для старшей и подготовительной групп)

Осеннее развлечение (Для старшей и подготовительной групп) (Под музыку П.И.Чайковского дети заходят в зал и садятся на стулья.) Ведущий Вот и пришла, ребята, золотая...

Читайте также

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...