Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль»

Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение.

Задачи:

- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

- Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью.

- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

- Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

Оборудование: миски с солью, ложечки, прозрачные баночки (стаканы непроливайка), теплая вода, шерстяные нитки темного цвета (синельная проволока), салфетки, зубочистки, катушечные нитки.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, подвижная игра, физкультминутка, опыт, рассуждение.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

 

Ход занятия:

Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.

С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

"Будет интересно!”

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Но чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? (Соль.)

(Ответы детей.)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

- Скажите, какого цвета соль?

- Имеет ли соль запах?

- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?

- А кто из вас знает, где и как добывают соль?

Прежде, чем это узнать, мы сначала с вами отдохнём немного.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Давайте мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше. Есть три вида соли: пищевая, техническая, морская.

Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине, в косметологии. Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью. Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.

Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в Д/игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, и как настоящие лаборанты будем исследовать соль.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль, имеет ли соль запах».

Возьмите стаканчики с солью, и определите, есть ли у соли запах? (без запаха). Попробуйте на вкус? Какая? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Соль сыпалась или лилась? (насыпали). Значит, соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечку воды и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). Почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало)

Вывод: соль состоит из кристаллов.

Физкультминутка

Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

В водно-соляном растворе можно вырастит кристалл соли.

А сейчас ребята, мы с вами начнем делать очень долгий эксперимент. Мы будем выращивать с вами кристалл. В баночках у вас налита вода. Сейчас мы с вами будем добавлять в нее соль, до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Видите, соль в воде уже не растворяется. Берем ниточку с узелком на конце и опускаю ее в раствор. А теперь надо запастись терпением. Это очень долгий процесс и мы с вами будем наблюдать, как будет расти кристалл. Давайте, мы поставим баночку в наш уголок экспериментирования и будем наблюдать.

Вывод: когда вода начала остывать, ниточка стала обрастать кристаллами соли.

Итог занятия:

- Ребята, что мы делали сегодня? Давайте вспомним, какие вы запомнили свойства соли?

Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики»

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики» Программное содержание: выявлять знания и умения детей по следующим критериям: - навыки счёта в...

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе»

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного...

Читайте также

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития…

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» Цель Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...