Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого  квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:

- Закреплять умения в порядковом счете от 1до 9.

- Различать и называть геометрические фигуры по цвету и форме.

- Учить ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие задачи:

- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать коммуникативные качества;

- Воспитывать доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал: набор геометрических фигур на каждого ребенка. «Волшебные мольберты» - красиво оформленные коробочки с цветным дном и разным наполнителем (очищенный песок, крупа). «Дома для фигур» - карточки разделенные на 9 клеток на каждого ребенка. Предметные картинки (солнышко, цветок, бабочка, облако) на каждого ребенка. Тонированный лист бумаги, набор для аппликации. Квадрат, обруч, канат, гимнастические палки, кубики, кирпичики.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель.

 

Ход занятия.

Дети стоят образовав круг.

Воспитатель. Дети посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу (дети смотрят и улыбаются).

1 часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришел вот такой гость,

кто это ребята? (ответы детей: квадрат)

Воспитатель. Дети квадрат пришел к нам за помощью. Он потерял своих друзей чем же и как нам ему помочь, как вы думаете? (Метод МШ)

Дети: ответы детей.

Воспитатель. Ну раз все готовы помочь нашему гостю, значит отправляемся на поиски друзей квадрата . Ребята , а давайте придумаем название нашей поисковой команде?

Ответы детей…….

На полу следы желтого цвета. Ребята, смотрите какие-то следы на полу, как вы думаете, кому они могут принадлежать?

Ответы детей…

Воспитатель. Пойдемте по этим следам, посмотрим куда они нас приведут.

Идем по следам на пути мешок. Проводится игра «Чудесный мешочек»

Из мешка дети достают шар, кубик, цилиндр. Выставить на стол.

Воспитатель. Какая это фигура? Показать на шар (ответ детей шар), как вы догадались, что это шар? ( ответ детей – он круглый, его можно прокатить, у него нет углов). Предложить ребенку прокатить шар.

Воспитатель. Какая это фигура? Показать на кубик (ответ детей- куб), почему вы думаете, что это куб? ( дети – у него углы и все стороны равны)

Воспитатель. Молодцы дети. А что же это за фигура? (ответ детей – цилиндр) Как вы догадались? (ответ детей – он похож на пенек, столбик…..)

Воспитатель. Молодцы ребята. Посмотрите что у меня есть – это волшебный фотоаппарат. Я сейчас буду фотографировать наши фигуры, а ты квадратик посмотришь, может на фото будут твои друзья.

Имитация съемки.

Воспитатель. Посмотрите ребята и ты квадратик что у нас получилось (круг, квадрат, прямоугольник). Чьи это фотографии? Как вы догадались, что это фотографии шара, квадрата, цилиндра? (ответы детей) . Ребята, а чем же отличаются снимки этих фигур от самих фигур? ( ответы детей- на снимке фигуры плоские, а сами они объемные).

Воспитатель. Посмотри квадратик, здесь есть твои друзья?

Квадратик: да это мои друзья, но не все их было больше.

2 Часть.

Воспитатель. Ну тогда, мы отправляемся дальше на поиски. Смотрите дети снова следы (Красного цвета) давайте посмотрим куда они нас приведут. Следы ведут к столам. Перед детьми вывеска «Волшебная школа рисования»

Как вы думаете дети для чего нас сюда привели красные следы?

Ответы детей…

Воспитатель. Ну раз это волшебная школа рисования, значит рисовать и находить друзей квадрата мы будем на «Волшебных мольбертах. Дети подходят к столам.

Воспитатель. Чтобы веселее искалось друзей квадратика, давайте поиграем с пальчиками, а квадратик посмотрит на нас. Проводится пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать»

(Дети загибают пальцы, начиная с мизинца) 1,2, 3, 4, 5- научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) 1,2,3,4,5- надо нам умнее стать (загибают пальцы начиная с большого), (сжимают и разжимают кулаки).

Воспитатель. А теперь давайте искать остальных друзей квадратика. Искать мы будем с помощью загадок, и ответы будем рисовать на волшебных мольбертах. Как вы думаете, чем мы будем рисовать? (Ответы детей – Пальчиками).

Воспитатель. Слушайте меня внимательно!

Загадки.

У этой фигуры 3 угла и 3 стороны. Нарисуйте ответы. Что у вас получилось? (дети рисуют фигуру и говорят ответ). Квадратик радуется.

Воспитатель. Молодцы, слушайте следующую загадку.

Эта фигура не имеет углов, и похожа она на солнышко, обруч, тарелку. (дети рисуют ответ). А на что еще похож круг? (ответы детей)

Воспитатель. Посмотри квадратик, был такой у тебя друг?

Квадратик. Да это мой друг.

Воспитатель. Сейчас мы поищем еще одного друга. Дети слушайте загадку.

Эта фигура совсем без углов, имеет вытянутую форму, она похожа на огурец, яйцо, нарисуй ответ. На что еще похож овал? (ответы детей).

Воспитатель. Посмотри квадратик, всех твоих друзей мы нашли? (квадратик радуется)

Воспитатель. Ребята, а как одним словом можно назвать эти фигуры? (Ответ детей-геометрические).

Воспитатель. А давайте поиграем с ними в игру, которая называется «Найди свой домик».

3 часть

Каждому ребенку раздаются геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. На полу изображены дома каждой фигуры, из спортивного инвентаря. Обруч- дом круга, спортивные палочки- дом треугольника, шнурок- овал, кегли- квадрат, кубики- прямоугольник.

Квадратик. Ребята, а теперь найдите свой домик, соответствующий той фигуре, которая у вас в руках. Квадрат играет с детьми и становится в дом квадрата. Под музыку дети бегают по залу, по сигналу квадратика становятся в домики. Игра проводится 2-3 раза, дети меняются фигурами.

Воспитатель. Спасибо тебе квадратик за игру. Ребята, друзей квадрату мы нашли, а если они снова потеряются? Как вы думаете, что нам надо сделать для того, чтобы они больше не терялись? (Ответы детей).

4 часть.

Воспитатель. Давайте поселим друзей в одном доме. А ты квадратик смотри, где будут жить твои друзья.

Дети садятся за столы. Перед ними дом из геометрических фигур ( треугольник и квадрат), Квадрат разделен на 9 частей- окошки дома.

Воспитатель. Посмотрите из каких геометрических фигур построен дом, какого цвета крыша, какого цвета дом?. В доме есть окошки, давайте их посчитаем ( считают от 1 до 9).Один ребенок считает у фланелеграфа.

Воспитатель. Сколько окошек в доме( ответы детей). Возьмите квадрат, он будет жить в центре дома, в самой середине, круг над квадратом, овал под квадратом, справа от квадрата, поселится треугольник, слева от квадрата будет жить прямоугольник. Чтобы дом стал уютным, светлым, нарядным его надо украсить. В левое верхнее окошко, поместите солнышко, в правое нижнее окошко, посадите цветок, в правое верхнее окошко поселите облако, левое нижнее окошко украсьте бабочкой. Посмотри квадратик, теперь у твоих друзей есть дом, и вы больше не потеряетесь.

Квадрат благодарит детей.

Воспитатель. Квадратик мы готовимся к празднику, Новому году и хотим подарить тебе открытку.

Воспитатель. Дети, чтобы вы хотели изобразить на открытке? (ответ детей)

На тонированном листе бумаги, дети выкладывают дом и елку, из треугольников, овалов, кругов, квадрата.

Итог

Воспитатель.

- Дети, какие добрые дела мы сегодня сделали? (нашли друзей)

-Где мы искали друзей ( на фотографиях, на « Волшебных мольбертах», с помощью загадок)

- В какую игру играли?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что было трудным для вас ?

Прощаются с квадратом.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Радужная палитра» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое развивает...

Конспект образовательной деятельности детей второй младшей группы по окружающему…

Конспект образовательной деятельности детей второй младшей группы по окружающему миру Тема: «Насекомые» Цель: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их разнообразии...

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей второй младшей группы по окружающему…

Конспект образовательной деятельности детей второй младшей группы по окружающему миру Тема: «Насекомые» Цель: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их разнообразии...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...