Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов»
Цель: привлечение интереса педагогов к использованию интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов.
Задачи:
- поделиться опытом работы использованияинтеллектуальной карты, рекомендациями по их составлению;
- показать возможности применения интеллектуальной карты на занятиях по развитию речи;
- отработать методику создания интеллектуальной карты.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Согласно ФГОС дошкольного образования, речевое развитие – образовательная область, целью которой является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Сегодня я хочу представить вам метод интеллект-карт, который я использую, как один из интересных методов работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Оригинальное название метода – mindmap, что буквально переводится как «карта мыслей». В русском языке также встречаются термины «ментальная карта», «схема ассоциаций», «умная карта» и прочие схожие наименования.
Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.
Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию усваивать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.По сути, интеллект-карта повторяет и имитирует радиантное мышление, которое, в свою очередь, усиливает естественную функцию мозга.
При создании интеллект карт следует придерживаться следующих правил:
1. Центральный образ используется для обозначения главного объекта внимания изанимает место в центре.
2.Далее создаются ветви. От центрального образа отходят ветви (каждая ветвь обозначается ключевым словом или фразой), соответствующие главным темам, а уже от них ответвляются вторичные темы.
3.Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
4. Карта составляется на горизонтально повёрнутом листе. Мы используем не только бумагу, но и фетровую доску. Она может использовать многократно.
5. Карта создаётся индивидуально и фронтально
- А сейчас я хочу Вам представить пример составления интеллект карты по теме Фрукты. Карту мы составляли фронтально, используя фетровую доску. Карта заполнялась в течение четырёх дней. В конце недели с её помощью закрепили полученные знания и научились составлять описательные рассказы по лексической теме «Фрукты».
Ассоциативные картинки расположены рядом с доской в хаотичном порядке.
- В центре я расположила главную тему - это корзина, но она пока пустая
Прошу детей отгадать загадку:
- Абрикос и апельсин, грушу, сливу, нектарин, ананас, банан, грейпфрут. Назвать мы можем словом… (Ответ: Фрукт.)
- Спрашиваю, какие фрукты я называла в загадке? При затруднении детей, загадка читается повторно. По ответам детей заполняем карту.
На доске остаются ещё фрукты, которые дети не назвали. Эти фрукты им не знакомы, или их названия отсутствуют в активном словарном запасе.
- Называю детям незнакомые фрукты, и они помещают их в корзину.
- Затем рассуждая, думаем, что мы сейчас можем сказать о фруктах.
- Прикрепляем к доске цветную ветку.
- Первое предположение детей были о цвете фруктов. Ребята единодушно выбрали цветные кляксы для обозначения цветов фруктов. Добавляем цветные кляксы и проговариваем, какие фрукты бывают данным цветом.
- Далее по аналогии обращаем внимание на размер, форму, вкус, что можно из них приготовить, какие витамины и в каких фруктах содержатся. Подбираем ассоциативные картинки и прикрепляем их на доску. Если готовой подходящей картинки нет, то на этот случай, есть пустые карточки, на которых можно нарисовать любую картинку.
- Каждую ветку прикрепляем разным цветом.
- После того, как карта заполнена, обозначаем стрелками направление для её чтения. В дальнейшем используем карту для закрепления изученного материала.
Моделирование при помощи интеллект карт формируют такие универсальные логические действия, как:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт, в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Дети являются активными участниками процесса осмысления и создания интеллект карты, усваивают новый метод познания, который они могут перенести на любые другие жизненные ситуации.
Спасибо за внимание.
Читайте также |
---|
Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»
Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...
Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…
Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год
Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…
Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста