Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов»

Цель: привлечение интереса педагогов к использованию интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов.

Задачи:

  • поделиться опытом работы использованияинтеллектуальной карты, рекомендациями по их составлению;
  • показать возможности применения интеллектуальной карты на занятиях по развитию речи;
  • отработать методику создания интеллектуальной карты.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Согласно ФГОС дошкольного образования, речевое развитие – образовательная область, целью которой является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Сегодня я хочу представить вам метод интеллект-карт, который я использую, как один из интересных методов работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Оригинальное название метода – mindmap, что буквально переводится как «карта мыслей». В русском языке также встречаются термины «ментальная карта», «схема ассоциаций», «умная карта» и прочие схожие наименования.

Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.

Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию усваивать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.По сути, интеллект-карта повторяет и имитирует радиантное мышление, которое, в свою очередь, усиливает естественную функцию мозга.
При создании интеллект карт следует придерживаться следующих правил:

1. Центральный образ используется для обозначения главного объекта внимания изанимает место в центре.

2.Далее создаются ветви. От центрального образа отходят ветви (каждая ветвь обозначается ключевым словом или фразой), соответствующие главным темам, а уже от них ответвляются вторичные темы.

3.Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

4. Карта составляется на горизонтально повёрнутом листе. Мы используем не только бумагу, но и фетровую доску. Она может использовать многократно.

5. Карта создаётся индивидуально и фронтально

- А сейчас я хочу Вам представить пример составления интеллект карты по теме Фрукты. Карту мы составляли фронтально, используя фетровую доску. Карта заполнялась в течение четырёх дней. В конце недели с её помощью закрепили полученные знания и научились составлять описательные рассказы по лексической теме «Фрукты».

Ассоциативные картинки расположены рядом с доской в хаотичном порядке.

- В центре я расположила главную тему - это корзина, но она пока пустая

Прошу детей отгадать загадку:

- Абрикос и апельсин, грушу, сливу, нектарин, ананас, банан, грейпфрут. Назвать мы можем словом… (Ответ: Фрукт.)

- Спрашиваю, какие фрукты я называла в загадке? При затруднении детей, загадка читается повторно. По ответам детей заполняем карту.

На доске остаются ещё фрукты, которые дети не назвали. Эти фрукты им не знакомы, или их названия отсутствуют в активном словарном запасе.

- Называю детям незнакомые фрукты, и они помещают их в корзину.

- Затем рассуждая, думаем, что мы сейчас можем сказать о фруктах.

- Прикрепляем к доске цветную ветку.

- Первое предположение детей были о цвете фруктов. Ребята единодушно выбрали цветные кляксы для обозначения цветов фруктов. Добавляем цветные кляксы и проговариваем, какие фрукты бывают данным цветом.

- Далее по аналогии обращаем внимание на размер, форму, вкус, что можно из них приготовить, какие витамины и в каких фруктах содержатся. Подбираем ассоциативные картинки и прикрепляем их на доску. Если готовой подходящей картинки нет, то на этот случай, есть пустые карточки, на которых можно нарисовать любую картинку.

- Каждую ветку прикрепляем разным цветом.

- После того, как карта заполнена, обозначаем стрелками направление для её чтения. В дальнейшем используем карту для закрепления изученного материала.

Моделирование при помощи интеллект карт формируют такие универсальные логические действия, как:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт, в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Дети являются активными участниками процесса осмысления и создания интеллект карты, усваивают новый метод познания, который они могут перенести на любые другие жизненные ситуации.

Спасибо за внимание.



Новые публикации

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Читайте также

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста

Читайте также

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у…

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько...

Cоздание системы взаимодействия педагога - психолога, воспитателя и педагога дополнительного…

Cоздание системы взаимодействия педагога - психолога, воспитателя и педагога дополнительного образования в процессе проведения коррекционно – развивающей работы на занятиях...