Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе
Актуальность.
Интерес к космосу возникает у детей с ранних лет. Сначала они рассматривают звезды на вечернем небе, затем, начинают задавать вопросы. Наша задача состоит в поддержке детского интереса, в создании условий, способствующих тому, чтобы этот детский интерес не угас.
История развития космонавтики, с одной стороны, достаточно широко освещена в литературе, но с другой стороны, у дошкольников нет системных знаний. У детей сформированы элементарные представления о космосе, космонавтах, но они не в полной мере понимают значение изучения космического пространства для жизни людей на Земле.
Мы живём в Самарской области и наш областной центр город Самара является крупным центром космической промышленности.
Здесь находятся всемирно известные предприятия: ракетно-космический центр «Прогресс», который сегодня выпускает самые известные в мире ракеты-носители «Союз» и завод «Кузнецов». Это крупнейшее предприятие авиационного и космического двигателестроения.
Большой вклад в науку вносит Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королева, который является ведущим инновационным вузом России.
В городе много мест, которые неразрывно связаны с космической отраслью, космонавтами. Популярны музей «Самара космическая» и музей авиации и космонавтики СГАУ.
Всё это является богатым материалом для воспитания познавательного интереса детей к космосу, космонавтам, уважения и гордости к истории города.
Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, об освоении космоса, развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста о вкладе Самары в развитие отечественной космонавтики.
Практическая значимость данных фрагментов комплексно-тематического планирования состоит в том, что его может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к условиям своей ОО и возможности взаимодействия с социумом. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в работу заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
В соответствии с распоряжением МОиН СО №50-р от 20.01.2023 года в календарно – тематический план нашей ОО запланированы мероприятия и воспитательные события космической направленности. Предлагаю Вашему вниманию их фрагменты.
Мероприятия и воспитательные события (НОД, досуги, квест-игры, развлечения и т.д) |
Совместная деятельность в режимных моментах |
Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность |
Январь 4 неделя «Зима в природе. Зимующие птицы» | |||
Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ)
Тема «Наша планета Земля»
Задачи:
1. Расширять знания детей о планете Земля.2. Формировать элементарные представления о движении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, изменения времен года, дня и ночи. 3. Обогащать словарь. 4. Воспитывать чувство патриотизма у детей. Планируемые результаты: проявление интереса к теме космоса, желание делится полученными знаниями с другими детьми, с членами семьи. |
Утро Познавательная беседа по теме: «Земля-планета, на которой мы живем». Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля - это громадный шар, здесь обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать её. |
Снимок планеты Земля из космоса, глобус, плакат «Планеты солнечной системы» |
Предложить:
- понаблюдать с детьми во время совместных вечерних прогулок за небом и ответить на вопрос: «Какое небо?»- сбор информации и оформление уголка «Мы и космос»; - мастер-класс «Звёздное небо» https://yandex.ru/video/preview/6762671556193523726
|
Прогулка Наблюдение за самолётом в небе. Сформировать представление о специфике воздушного транспорта Труд: постройка гаражей для самолётов из песка. Подвижная игра «Самолёты». Познакомить с новой игрой. Развивать у детей ориентировку в пространстве. |
Лопатки, формочки, мелкие игрушки | ||
Вечер Индвид. работа по ФЭМП. Д/и «Посчитай ракеты и назови» Формирование умения считать в пределах 5 |
Набор разноцветных палочек, геометрических фигур для составления по графическому образцу | ||
Февраль 1 неделя «Зимние забавы и зимние виды спорта» | |||
Беседа: «Кто такой Юрий Гагарин».
Задачи:
1.Дать детям знания о первом космонавте, побывавшем в космосе.2.Воспитать у детей гордость за свою страну, уважение к людям, прославившим свою Родину. Провести беседу, просмотреть презентацию, нарисовать космонавта. Планируемые результаты: заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности. |
Утро Познавательная беседа о солнце как об источнике тепла и света, которые нужны для жизни живых организмов на Земле. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира. |
Внести модель смены дня и ночи; Солнечной системы Расширять кругозор детей Рассматр. иллюстраций в книгах Н.Носова «Незнайка на луне» | Предложить консультацию «Знакомим детей с тайнами космоса». Порекомендовать: - чтение стихотворений о космосе, Ю. Гагарине; - загадки о космосе, о планетах. Расширять познавательные интересы детей. Воспитывать патриотические чувства. |
Прогулка Разучивание считалки «Звездочет». Развивать речь, память. |
Формочки, лопатки, лупы, ведерки, тарелочки. | ||
Вечер Строительная игра «Космодром». Закреплять навыки самостоятельной творческой работы. |
Различный конструктор: lego, кубики, магнитный. | ||
Февраль 2 неделя «Животные Арктики и Антарктики» | |||
Просмотр видео фильма
«Первый полёт в космос»
https://yandex.ru/video/preview/11371173354688209413 Задачи:
1. Формировать у детей представления о космосе.2.Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные способности. 3. Воспитывать любовь к своей планете, стремление изучать окружающий мир. Планируемые результаты: сформированы знания о первом полёте человека в космос, о физической подготовке космонавтов. |
Утро Рассматривание плаката «Планеты солнечной системы» и беседа. Формировать у детей элементарные представления о планетах, подвести детей к выводу: для того чтобы исследовать космос, полететь на другие планеты, нужен космический корабль или ракета, а самое главное, нужно стать космонавтами. Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5: в космос полетел отряд». Развивать внимание, двигательную память. |
Плакат «Планеты Солнечной системы», тематические альбомы «Космос» | Предложить: - понаблюдать вместе с детьми за сменой частей суток: рассвет, закат; небесными светилами: солнце, звезды, луна; - познакомиться с энциклопедией для детей про космос https://www.youtube.com/watch?v=hkdQCBJZO30 |
Прогулка Познакомить со стихотворением «Солнце отдыхает». П/и «Вокруг солнца». Учить выполнять разнообразные движения. |
Самостоятельная деятельность по выбору детей. Формировать умение у детей развивать самостоятельность в игре. | ||
Вечер Эксперимент «Ракета в космос». Показать детям принцип полёта ракеты. |
Воздушный шарик трубочка для коктейля, прочные нитки, скотч. | ||
Февраль 3неделя «Защитники Отечества» | |||
Просмотр видеоролика «Самара — центр космической промышленности»
https://yandex.ru/video/preview/6792210521274969811
Задачи:
1. Познакомить детей с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики.2. Расширять знания о космосе, космонавтах. 3. Развивать патриотические чувства у детей, гордость за родной. Просмотреть ролик, провести беседу, нарисовать ракету. Планируемые результаты: дети узнали, что Самарские инженеры создавали ракеты, успешно выводили в космос спутники и корабли; Юрий Гагарин полетел в космос на ракете, которую изготовили в Самаре; здесь есть музей «Самара космическая» с ракетными двигателями, космическими аппаратами, скафандром. |
Утро Утренняя зарядка: «Звездное небо». Игровые упражнения: «Найди свою ракету», «К полету готовься». Способствовать укреплению здоровья детей. |
Ленточки, гимнастические палки | Предложить: - решить дома с детьми проблемную ситуацию «Полёт в космос». Отправились в путешествие, но какую одежду, еду взять с собой, чтобы было комфортно. |
Прогулка Разучивание динамическая паузы «Космонавт» - формировать умение детей соотносить слова с действиями. Развивать речь, память, |
Шлем, бросовый материал | ||
Вечер Инд.р. – Д/и «Посчитай сколько звезд». Закрепить порядковый и количественный счет. |
Набор карточек с изображением количества звёзд (от 1 до 5) и цифр. | ||
Февраль 4неделя «Народные праздники на Руси» | |||
Изобразительная деятельность (рисование)
Тема «Звёздное небо»
Задачи:
1.Познакомить детей с «космической живописью» с использование нетрадиционных способов рисования: кусочки свечи + акварельные краски,Активизировать словарь по теме. 2.Развивать наблюдательность, воображение и фантазию. 3.Воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звездного неба. Планируемые результаты: заинтересованность детей темой о космосе, сформировано умение рисовать небо в нетрадиционной технике, проявление познавательной активности. |
Утро Ситуативный разговор с детьми. «Может ли космонавт находиться в космосе без скафандра?». Развивать коммуникативные качества. |
Иллюстрации с видами космоса, космического корабля, портрет Юрия Гагарина, листы бумаги темного цвета формата А4, восковые мелки, акварель. | Порекомендовать: - найти информацию «Праздник 12 апреля День космонавтики»; - подобрать иллюстрации. |
Прогулка П\и «Самолёты». Повторить знакомую игру |
|||
Вечер Конструирование из палочек по схемам. Формировать конструктивные навыки по схемам |
Внести схемы построек корабля, ракеты, самолета | ||
Март 1неделя «Что предмет расскажет о себе (в мире металла, дерева, стекла бумаги) | |||
Конструктивно-модельная деятельность
Тема: «Ракета» в технике оригами.Задачи:
1.Закреплять представления детей о геометрических фигурах. Формировать умение овладеть различным приемам работы с бумагой. 2.Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. 3.Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Планируемые результаты: дети научились конструировать ракету из бумаги, знают геометрические фигуры, проявляют творчество в работе. |
Утро Разучивание считалочки «На луне жил был звездочет». Развивать память, речь. |
Прямоугольники из цветной бумаги размером 15х15; клей, салфетки | Предложить: -закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5 на примере Солнечной системы; - побеседовать о Солнечной системе. |
Прогулка Предложить нарисовать на асфальте мелками ракеты. Учить выполнять несложные изображения. |
Созд. усл для игр с выносным материалом. Мелки. |
||
Вечер Гимнастика после сна. Комплекс «В космос». Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма. |
Аудиозапись «Космическая зарядка», ноутбук | ||
Март 2неделя «О любимых мамах» | |||
Презентация «Животные космонавты».
Задачи:
Познакомить детей с первыми животными космонавтами, дать представление о значении космических исследований для жизни людей на Земле.Планируемые результаты:
заинтересованность детей темой о космосе, знают, что в космос летали собаки, обезьяны, кошки, кролик, черепаха, крысы |
Утро Индивидуальная и групповая работа: раскрашивание картинок о космосе, собирание пазлов. Развитие мелкой моторики. |
Раскраски, пазлы на космическую тему |
Провести
мастер-класс с родителями «Космические аппараты» с использованием различного вида конструктора. |
Прогулка Д/и «Собери предметы из геометрических фигур». Закреплять знания детей о геометрических фигурах; учить детей конструировать по образцу и по памяти; развивать воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
Карточки с изображением предметов: ракета, космонавт, спутник, робот, звезда. | ||
Вечер Сюжетно-дидактическая игра «Поликлиника для будущих космонавтов». Воспитывать у детей любознательность, творческую активность, самостоятельность. |
Созд усл для игры: плакат «Космос», набор «Доктор», крупный строительный материал. | ||
Март 3неделя «Ранняя весна. Перелётные птицы» | |||
Досуг «Космическое путешествие».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с первым космонавтом Ю. А. Гагариным, первой женщиной космонавтом.2. Расширить кругозор детей и развить их воображение, логическое мышление, связную речь, развивать умение выражать свою мысль полным ответом. 3. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество. Планируемые результаты: сформированы понятия о космонавтах, планетах, владеют средствами общения. |
Утро Нетрадиционное рисование: «Космос»- коллективная работа. Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. |
Лист А3, гуашь, акварель, кисточки, стаканчики с водой. | Порекомендовать дома с детьми сконструировать из конструктора космические корабли. Предложить
создать тематический альбом картинок и фотографий «Космос» для проекта «Космическое путешествие». |
Прогулка П/И «Космонавты». Упражнять в быстром беге, развивать ловкость. |
Бубен. | ||
Вечер Восприятие художественной литературы и фольклора: Л. А. Обухова «Как мальчик стал космонавтом». Развивать интерес к чтению художественной литературы. |
Картины с изображением звездного неба, портрет Ю. А. Гагарина, В.А. Терешковой, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур». | ||
Март 4неделя «Книжкина неделя» | |||
Изготовление лэпбука «Гагарин. Первый полёт».
Задачи:
1.Продолжать расширять представления о первом полете человека в космос, о первом космонавте Юрии Гагарине.2. Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение. 3.Вызвать чувство гордости за успехи своей Родины в области развития космической науки и техники. Планируемые результаты: изготовление лэпбука позволит детям быстро запомнить информацию, обогатить словарь детей, развить творческую активность. |
Утро Опыт «Солнце и Земля». Объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли. |
Большой мяч и бусина. |
Порекомендовать
- вместе с детьми найти стихотворение, загадку о космосе и разучить;- посмотреть развивающий мультфильм и побеседовать по содержанию «Космос для детей» https://www.youtube.com/watch?v=Km71OCO6vKw |
Прогулка Наблюдение за солнцем в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий. |
|||
Вечер Рассматривание иллюстраций, просматривание видеофрагментов о природном мире планеты Земля. Развивать кругозор детей. Прослушивание песни о космосе: «Наш звездолёт». Вызвать эмоциональной отклик у детей |
Выбрать книги для чтения и рассматривания: «О звёздах и планетах», энциклопедии, аудиозапись. Картинки с едой, одеждой для космонавтов, схема полета космического корабля, строение ракеты «Восток». |
||
Апрель 1-2неделя «Покорение космоса» | |||
Клубный час «Самара – город космонавтики».
Задачи:
1. Закреплять знания и представления детей о космическом пространстве; о вкладе Самары в развитие отечественной космонавтики через организацию совместной игровой деятельности.2. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. 3. Воспитывать чувство уважения и гордости к истории города, народа. Планируемые результаты: сформируются элементарные знания о вкладе Самары в развитие космонавтики, участие детей позволит воспитать любознательность, патриотические чувства. |
Утро Разучить с детьми считалочку «Планеты Солнечной системы» https://www.youtube.com/watch?v=aYvZq1fvW-8 Прослушать песню про планеты https://yandex.ru/video/preview/14429983088450983341 Развивать память, мышление, закрепить названия планет. |
Плакат с планетами, презентация «Виртуальная экскурсия по космической Самаре», ноутбук |
Предложить
- провести познавательный экспериментhttps://yandex.ru/video/preview/10792288599167581074
- собрать интерактивные пазлы «Космонавт», «Ракета»https://www.jigsawplanet.com/PilipenkoNV
Совместное участие в клубном часе и творческой выставке по проекту «Космическое путешествие» |
Прогулка Ситуация общения: «Кто такие инопланетяне?». Совершенствовать коммуникативные навыки. П/и «Космонавты». Развитие подражания движениям и речи взрослого, повторение произношения звука «У». |
Картинки с изображением планет, летающих тарелок | ||
Вечер Минутка - пробудка «Полёт в космос». Создавать детям бодрое и радостное настроение. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей: «Недорисованные картинки», «На что похоже?». С/р игра «Космический медосмотр». Закреплять знания детей о том, что космонавту нужно вести здоровый образ жизни, чтобы быть сильным и здоровым, учить использовать предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Оформление творческой выставки в холле детского сада и уголка в группе «Мы и космос» по проекту «Космическое путешествие». Закрепить знания по теме, создать радостное настроение от полученного результата, воспитывать у детей уважение и любовь к нашей планете Земля. |
Внести раскраски, шаблоны, краски, карандаши. Набор доктора для сюжетно-ролевой игры, спортивное оборудование. Работы детей и родителей: рисунки, аппликации, поделки; тематический альбом. |
Читайте также |
---|
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе…
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме: «Геометрические фигуры» Задачи: Формировать умения у детей сравнивать предметы по...
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг…
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг нас» Образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных областей: «Социально - Коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое...
Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик…
Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик детей в школу провожали» 1 ведущий: Сегодня праздник удивительный!Он не простой...