Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе

Актуальность.

Интерес к космосу возникает у детей с ранних лет. Сначала они рассматривают звезды на вечернем небе, затем, начинают задавать вопросы. Наша задача состоит в поддержке детского интереса, в создании условий, способствующих тому, чтобы этот детский интерес не угас.

История развития космонавтики, с одной стороны, достаточно широко освещена в литературе, но с другой стороны, у дошкольников нет системных знаний. У детей сформированы элементарные представления о космосе, космонавтах, но они не в полной мере понимают значение изучения космического пространства для жизни людей на Земле.

Мы живём в Самарской области и наш областной центр город Самара является крупным центром космической промышленности.

Здесь находятся всемирно известные предприятия: ракетно-космический центр «Прогресс», который сегодня выпускает самые известные в мире ракеты-носители «Союз» и завод «Кузнецов». Это крупнейшее предприятие авиационного и космического двигателестроения.

Большой вклад в науку вносит Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королева, который является ведущим инновационным вузом России.

В городе много мест, которые неразрывно связаны с космической отраслью, космонавтами. Популярны музей «Самара космическая» и музей авиации и космонавтики СГАУ.

Всё это является богатым материалом для воспитания познавательного интереса детей к космосу, космонавтам, уважения и гордости к истории города.

Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, об освоении космоса, развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста о вкладе Самары в развитие отечественной космонавтики.

Практическая значимость данных фрагментов комплексно-тематического планирования состоит в том, что его может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к условиям своей ОО и возможности взаимодействия с социумом. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в работу заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

В соответствии с распоряжением МОиН СО №50-р от 20.01.2023 года в календарно – тематический план нашей ОО запланированы мероприятия и воспитательные события космической направленности. Предлагаю Вашему вниманию их фрагменты.

 

Мероприятия и воспитательные события
(НОД, досуги, квест-игры, развлечения и т.д)
Совместная деятельность в
режимных моментах
Создание/организация развивающей
предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы
Вовлечение родителей в образовательную деятельность
Январь 4 неделя «Зима в природе. Зимующие птицы»
Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ)
Тема «Наша планета Земля»
Задачи:
1. Расширять знания детей о планете Земля.
2. Формировать элементарные представления о движении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, изменения времен года, дня и ночи.
3. Обогащать словарь.
4. Воспитывать чувство патриотизма у детей.
Планируемые результаты: проявление интереса к теме космоса, желание делится полученными знаниями с другими детьми, с членами семьи.
Утро
Познавательная беседа по теме: «Земля-планета, на которой мы живем». Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля - это громадный шар, здесь обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать её.
Снимок планеты Земля из космоса, глобус, плакат «Планеты солнечной системы»
Предложить:
- понаблюдать с детьми во время совместных вечерних прогулок за небом и ответить на вопрос: «Какое небо?»
- сбор информации и оформление
уголка «Мы и космос»;
- мастер-класс «Звёздное небо»
https://yandex.ru/video/preview/6762671556193523726
Прогулка
Наблюдение за самолётом в небе. Сформировать представление о специфике воздушного транспорта Труд: постройка гаражей для самолётов из песка. Подвижная игра «Самолёты». Познакомить с новой игрой. Развивать у детей ориентировку в пространстве.
Лопатки, формочки, мелкие игрушки
Вечер
Индвид. работа по ФЭМП. Д/и «Посчитай ракеты и назови» Формирование умения считать в пределах 5
Набор разноцветных палочек, геометрических фигур для составления по графическому образцу
Февраль 1 неделя «Зимние забавы и зимние виды спорта»
Беседа: «Кто такой Юрий Гагарин».
Задачи:
1.Дать детям знания о первом космонавте, побывавшем в космосе.
2.Воспитать у детей гордость за свою страну, уважение к людям, прославившим свою Родину.
Провести беседу, просмотреть презентацию, нарисовать космонавта.
Планируемые результаты:
заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
Утро
Познавательная беседа о солнце как об источнике тепла и света, которые нужны для жизни живых организмов на Земле. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.
Внести модель смены дня и ночи; Солнечной системы Расширять кругозор детей Рассматр. иллюстраций в книгах Н.Носова «Незнайка на луне» Предложить консультацию «Знакомим детей с тайнами космоса».
Порекомендовать:
- чтение стихотворений о космосе, Ю. Гагарине;
- загадки о космосе, о планетах.
Расширять познавательные интересы детей. Воспитывать патриотические чувства.
Прогулка
Разучивание считалки «Звездочет». Развивать речь, память.
Формочки, лопатки, лупы, ведерки, тарелочки.
Вечер
Строительная игра «Космодром». Закреплять навыки самостоятельной творческой работы.
Различный конструктор: lego, кубики, магнитный.
Февраль 2 неделя «Животные Арктики и Антарктики»
Просмотр видео фильма
«Первый полёт в космос»
https://yandex.ru/video/preview/11371173354688209413
Задачи:
1. Формировать у детей представления о космосе.
2.Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные способности.
3. Воспитывать любовь к своей планете, стремление изучать окружающий мир.
Планируемые результаты: сформированы знания о первом полёте человека в космос, о физической подготовке космонавтов.
Утро
Рассматривание плаката «Планеты солнечной системы» и беседа. Формировать у детей элементарные представления о планетах, подвести детей к выводу: для того чтобы исследовать космос, полететь на другие планеты, нужен космический корабль или ракета, а самое главное, нужно стать космонавтами.
Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5: в космос полетел отряд». Развивать внимание, двигательную память.
Плакат «Планеты Солнечной системы», тематические альбомы «Космос» Предложить:
- понаблюдать вместе с детьми за сменой частей суток: рассвет, закат; небесными светилами: солнце, звезды, луна;
- познакомиться с энциклопедией для детей про космос https://www.youtube.com/watch?v=hkdQCBJZO30
Прогулка
Познакомить со стихотворением «Солнце отдыхает». П/и «Вокруг солнца». Учить выполнять разнообразные движения.
Самостоятельная деятельность по выбору детей. Формировать умение у детей развивать самостоятельность в игре.
Вечер
Эксперимент «Ракета в космос». Показать детям принцип полёта ракеты.
Воздушный шарик трубочка для коктейля, прочные нитки, скотч.
Февраль 3неделя «Защитники Отечества»
Просмотр видеоролика «Самара — центр космической промышленности»
https://yandex.ru/video/preview/6792210521274969811
Задачи:
1. Познакомить детей с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики.
2. Расширять знания о космосе, космонавтах.
3. Развивать патриотические чувства у детей, гордость за родной.
Просмотреть ролик, провести беседу, нарисовать ракету.
Планируемые результаты: дети узнали, что Самарские инженеры создавали ракеты, успешно выводили в космос спутники и корабли; Юрий Гагарин полетел в космос на ракете, которую изготовили в Самаре; здесь есть музей «Самара космическая» с ракетными двигателями, космическими аппаратами, скафандром.
Утро
Утренняя зарядка: «Звездное небо». Игровые упражнения: «Найди свою ракету», «К полету готовься». Способствовать укреплению здоровья детей.
Ленточки, гимнастические палки Предложить:
- решить дома с детьми проблемную ситуацию «Полёт в космос». Отправились в путешествие, но какую одежду, еду взять с собой, чтобы было комфортно.
Прогулка
Разучивание динамическая паузы «Космонавт» - формировать умение детей соотносить слова с действиями. Развивать речь, память,
Шлем, бросовый материал
Вечер
Инд.р. – Д/и «Посчитай сколько звезд». Закрепить порядковый и количественный счет.
Набор карточек с изображением количества звёзд (от 1 до 5) и цифр.
Февраль 4неделя «Народные праздники на Руси»
Изобразительная деятельность (рисование)
Тема «Звёздное небо»
Задачи:
1.Познакомить детей с «космической живописью» с использование нетрадиционных способов рисования: кусочки свечи + акварельные краски,
Активизировать словарь по теме.
2.Развивать наблюдательность, воображение и фантазию.
3.Воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звездного неба.
Планируемые результаты:
заинтересованность детей темой о космосе, сформировано умение рисовать небо в нетрадиционной технике, проявление познавательной активности.
Утро
Ситуативный разговор с детьми. «Может ли космонавт находиться в космосе без скафандра?». Развивать коммуникативные качества.
Иллюстрации с видами космоса, космического корабля, портрет Юрия Гагарина, листы бумаги темного цвета формата А4, восковые мелки, акварель. Порекомендовать:
- найти информацию
«Праздник 12 апреля
День космонавтики»;
- подобрать иллюстрации.
Прогулка
П\и «Самолёты». Повторить знакомую игру
 
Вечер
Конструирование из палочек по схемам.
Формировать конструктивные навыки по схемам
Внести схемы построек корабля, ракеты, самолета
Март 1неделя «Что предмет расскажет о себе (в мире металла, дерева, стекла бумаги)
Конструктивно-модельная деятельность
Тема: «Ракета» в технике оригами.
Задачи:
1.Закреплять представления детей о геометрических фигурах. Формировать умение овладеть различным приемам работы с бумагой.
2.Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Планируемые результаты: дети научились конструировать ракету из бумаги, знают геометрические фигуры, проявляют творчество в работе.
Утро
Разучивание считалочки «На луне
жил был звездочет». Развивать память, речь.
Прямоугольники из цветной бумаги размером 15х15; клей, салфетки Предложить:
-закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5 на примере Солнечной системы;
- побеседовать о Солнечной системе.
Прогулка
Предложить нарисовать на асфальте мелками ракеты. Учить выполнять несложные изображения.
Созд. усл для игр с выносным материалом.
Мелки.
Вечер
Гимнастика после сна. Комплекс «В космос». Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Аудиозапись «Космическая зарядка», ноутбук
Март 2неделя «О любимых мамах»
Презентация «Животные космонавты».
Задачи:
Познакомить детей с первыми животными космонавтами, дать представление о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Планируемые результаты:
заинтересованность детей темой о космосе, знают, что в космос летали собаки, обезьяны, кошки, кролик, черепаха, крысы
Утро
Индивидуальная и групповая работа:
раскрашивание картинок о космосе, собирание пазлов. Развитие мелкой моторики.
Раскраски, пазлы на космическую тему
Провести
мастер-класс с родителями «Космические аппараты» с использованием различного вида конструктора.
Прогулка
Д/и «Собери предметы из геометрических фигур». Закреплять знания детей о геометрических фигурах; учить детей конструировать по образцу и по памяти; развивать воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Карточки с изображением предметов: ракета, космонавт, спутник, робот, звезда.
Вечер
Сюжетно-дидактическая игра «Поликлиника для будущих космонавтов». Воспитывать у детей любознательность, творческую активность, самостоятельность.
Созд усл для игры: плакат «Космос», набор «Доктор», крупный строительный материал.
Март 3неделя «Ранняя весна. Перелётные птицы»
Досуг «Космическое путешествие».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с первым космонавтом Ю. А. Гагариным, первой женщиной космонавтом.
2. Расширить кругозор детей и развить их воображение, логическое мышление, связную речь, развивать умение выражать свою мысль полным ответом.
3. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Планируемые результаты: сформированы понятия о космонавтах, планетах, владеют средствами общения.
Утро
Нетрадиционное рисование: «Космос»- коллективная работа. Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Лист А3, гуашь, акварель, кисточки, стаканчики с водой. Порекомендовать дома с детьми сконструировать из конструктора космические корабли.
Предложить
создать тематический альбом картинок и фотографий «Космос» для проекта «Космическое путешествие».
Прогулка
П/И «Космонавты». Упражнять в быстром беге, развивать ловкость.
Бубен.
Вечер
Восприятие художественной литературы и фольклора: Л. А. Обухова «Как мальчик стал космонавтом». Развивать интерес к чтению художественной литературы.
Картины с изображением звездного неба, портрет Ю. А. Гагарина, В.А. Терешковой, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур».
Март 4неделя «Книжкина неделя»
Изготовление лэпбука «Гагарин. Первый полёт».
Задачи:
1.Продолжать расширять представления о первом полете человека в космос, о первом космонавте Юрии Гагарине.
2. Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение. 3.Вызвать чувство гордости за успехи своей Родины в области развития космической науки и техники.
Планируемые результаты: изготовление лэпбука позволит детям быстро запомнить информацию, обогатить словарь детей, развить творческую активность.
Утро
Опыт «Солнце и Земля». Объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.
Большой мяч и бусина.
Порекомендовать
- вместе с детьми найти стихотворение, загадку о космосе и разучить;
- посмотреть развивающий мультфильм и побеседовать по содержанию «Космос для детей» https://www.youtube.com/watch?v=Km71OCO6vKw
Прогулка
Наблюдение за солнцем в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.
 
Вечер
Рассматривание иллюстраций, просматривание видеофрагментов о природном мире планеты Земля. Развивать кругозор детей.
Прослушивание песни о космосе: «Наш звездолёт». Вызвать эмоциональной отклик у детей
Выбрать книги для чтения и рассматривания: «О звёздах и планетах», энциклопедии, аудиозапись.
Картинки с едой, одеждой для космонавтов, схема полета космического корабля, строение ракеты «Восток».
Апрель 1-2неделя «Покорение космоса»
Клубный час «Самара – город космонавтики».
Задачи:
1. Закреплять знания и представления детей о космическом пространстве; о вкладе Самары в развитие отечественной космонавтики через организацию совместной игровой деятельности.
2. Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
3. Воспитывать чувство уважения и гордости к истории города, народа.
Планируемые результаты: сформируются элементарные знания о вкладе Самары в развитие космонавтики, участие детей позволит воспитать любознательность, патриотические чувства.
Утро
Разучить с детьми считалочку «Планеты Солнечной системы» https://www.youtube.com/watch?v=aYvZq1fvW-8
Прослушать песню про планеты https://yandex.ru/video/preview/14429983088450983341
Развивать память, мышление, закрепить названия планет.
Плакат с планетами, презентация «Виртуальная экскурсия по космической Самаре», ноутбук
Предложить
- провести познавательный эксперимент
https://yandex.ru/video/preview/10792288599167581074
- собрать интерактивные пазлы «Космонавт», «Ракета»
https://www.jigsawplanet.com/PilipenkoNV
Совместное участие в клубном часе и творческой выставке по проекту «Космическое путешествие»
Прогулка
Ситуация общения: «Кто такие инопланетяне?». Совершенствовать коммуникативные навыки.
П/и «Космонавты». Развитие подражания движениям и речи взрослого, повторение произношения звука «У».
Картинки с изображением планет, летающих тарелок
Вечер
Минутка - пробудка «Полёт в космос». Создавать детям бодрое и радостное настроение.
Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей: «Недорисованные картинки», «На что похоже?».
С/р игра «Космический медосмотр». Закреплять знания детей о том, что космонавту нужно вести здоровый образ жизни, чтобы быть сильным и здоровым, учить использовать предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.
Оформление творческой выставки в холле детского сада и уголка в группе «Мы и космос» по проекту «Космическое путешествие». Закрепить знания по теме, создать радостное настроение от полученного результата, воспитывать у детей уважение и любовь к нашей планете Земля.
Внести раскраски, шаблоны, краски, карандаши.
Набор доктора для сюжетно-ролевой игры, спортивное оборудование.
Работы детей и родителей: рисунки, аппликации, поделки; тематический альбом.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

НОД в старшей группе «Как звери к зиме готовятся?»

НОД в старшей группе «Как звери к зиме готовятся?» Цели: систематизировать знания детей о жизни диких животных; уточнить грамматическое понятие слов...

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной...

Читайте также

ТРИЗ технологии в детском саду

ТРИЗ технологии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему:…

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему: «Большой - маленький» Цели: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать...