Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной программе предполагает три основных направления: индивидуализацию работы с ребенком, предоставление ребенку свободы выбора и вовлечение семьи в процесс воспитания.

Индивидуализация образовательного процесса происходит с момента прихода ребенка в группу. Дети отмечают свой приход с помощью индивидуальной карточки-символа, на панели «Здравствуйте, я пришел». Кабинки в детской приемной оформлены фотографиями детей, с указанием фамилии и имени ребенка. На каждой кабинке, на внешней части или внутри, расположены «кармашки» для общения педагога с родителями. Там же размещена информация о родителях, их фамилия, имя, отчество. Кроме этого, в приемной имеется информационный блок о родителях, детях и педагогах.

Информационный блок о родителях - это рассказ родителей о себе и своей профессии, в свободной форме. Информация о педагогах представлена фотографиями педагогов работающих с детьми данной группы. Информационный блок о детях, рассказывает об их достижениях, участии в конкурсах, особенностях проведения досуговой деятельности и сообщает о днях рождениях детей. Здесь расположено облако достижений, где родители могут ознакомиться с достижением своего ребенка.

Физическая обстановка, которая окружает ребенка в детском саду, оказывает влияние на его развитие. Удобная расстановка мебели разделяет пространство группы на центры активности, где детям удобно и уютно играть, а педагогу видно всех детей. Помещение каждой группы разделено на несколько центров детской активности, в каждом из которых содержится определенный набор материалов и исследования для игры. В разных возрастных группах наборы центров активности различные, но в каждой есть основные, постоянно действующие центы и мобильные уголки, мобильные центры, открывающиеся на время реализации проекта. Например: в дни памяти о Великой Отечественной Войне, действует уголок «Вещи из прошлого».

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом, самостоятельно осуществлять выбор.

Для того, чтобы стимулировать активную и исследовательскую деятельность детей, группа должна отражать их интересы, принадлежать детям. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов, чтобы несколько человек могли играть одновременно. Им разрешается брать любые материалы и использовать по своему усмотрению. По мере реализации проекта, с помощью подручных материалов и покупных методических пособий, мы меняем предметно-пространственную среду. Развивающая предметно-пространственная среда решает следующие задачи:

• Обеспечивает интенсивную непрерывную вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности.

• Побуждает к активному исследованию окружающего мира.

• Обеспечивает разнообразный выбор детей на основе их интересов и потребностей.

• Способствует развитию положительных наклонностей.

• Побуждает к положительному взаимодействию с окружающими людьми и предметами.

• Обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.

При планировании группового пространства необходимо продумать место для уголка уединения, где ребенок может побыть один, отдохнуть, послушать музыку и т.д.

Структура образовательного процесса представлена центрами активности, технологией группового сбора, методом проектов и технологией интегрированного процесса. Интегрированное развитие осуществляется по всем образовательным областям.

• Социально-коммуникативное

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Физическое развитие

• Художественно- эстетическое.

Технология группового сбора представлена утренним, вечерним сбором. На утреннем сборе осуществляется работа с календарем, где отображается погода, время года, день недели, месяц, количество детей в группе. После занятия возможен итоговый сбор. Многие задаются вопросом, чем отличается групповой сбор от фронтальных занятий? На фронтальных занятиях дети, пассивные слушатели и наблюдатели, воспринимают информацию от педагога, а в процессе группового сбора каждый ребенок является активным участником процесса: сам задает вопросы, отвечает на них, взаимодействует с окружающими, проявляет инициативу, рассказывает интересные факты из своей жизни.

Индивидуализация образовательного процесса – это еще и возможность выбора центров активности посредством доски выбора. У каждого ребенка есть свой символ, где он фиксирует выбор центра.

Индивидуальный подход к каждому ребенку осуществляется с помощью интегрированного занятия. Интегрированное занятие – это занятие с разными видами деятельности связанное одной темой. Например, по проекту «Туризм» дети выполняли следующие задание в центрах:

- в центре искусства рисовали топографические знаки, делали плакат «Еда туриста»;

- в центре строительства строили плот из бутылок, собирали палатки;

- в центре сюжетно ролевой игры обыгрывали ситуации оказания первой медицинской помощи и похода в лес;

- в центре природы изучали дикую природу;

- в центре экспериментирования проводили опыты по очистке воды;

- в центре математики подсчитывали число спичек в одной коробке;

- в музыкальном центре слушали походные песни под гитару;

- в центре развития речи читали, вели беседы на тему о том, что нельзя делать в лесу.

Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе, поэтому индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника, является основой нашей работы. В процессе самостоятельной и игровой деятельности детей воспитатели наблюдают за детьми и ведут «дневники наблюдения». Это позволяет узнать интересы детей и скорректировать образовательную деятельность, если в этом есть необходимость. 2 раза в год воспитатели проводят мониторинг детей от трех лет, с целью выявить динамику развития по всем областям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба»

Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба» Паспорт игры Название игры: «ВикоДария хлеба». Возраст детей: дошкольный возраст (разные блоки игры можно использовать на разных возрастах –...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...