Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной программе предполагает три основных направления: индивидуализацию работы с ребенком, предоставление ребенку свободы выбора и вовлечение семьи в процесс воспитания.

Индивидуализация образовательного процесса происходит с момента прихода ребенка в группу. Дети отмечают свой приход с помощью индивидуальной карточки-символа, на панели «Здравствуйте, я пришел». Кабинки в детской приемной оформлены фотографиями детей, с указанием фамилии и имени ребенка. На каждой кабинке, на внешней части или внутри, расположены «кармашки» для общения педагога с родителями. Там же размещена информация о родителях, их фамилия, имя, отчество. Кроме этого, в приемной имеется информационный блок о родителях, детях и педагогах.

Информационный блок о родителях - это рассказ родителей о себе и своей профессии, в свободной форме. Информация о педагогах представлена фотографиями педагогов работающих с детьми данной группы. Информационный блок о детях, рассказывает об их достижениях, участии в конкурсах, особенностях проведения досуговой деятельности и сообщает о днях рождениях детей. Здесь расположено облако достижений, где родители могут ознакомиться с достижением своего ребенка.

Физическая обстановка, которая окружает ребенка в детском саду, оказывает влияние на его развитие. Удобная расстановка мебели разделяет пространство группы на центры активности, где детям удобно и уютно играть, а педагогу видно всех детей. Помещение каждой группы разделено на несколько центров детской активности, в каждом из которых содержится определенный набор материалов и исследования для игры. В разных возрастных группах наборы центров активности различные, но в каждой есть основные, постоянно действующие центы и мобильные уголки, мобильные центры, открывающиеся на время реализации проекта. Например: в дни памяти о Великой Отечественной Войне, действует уголок «Вещи из прошлого».

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом, самостоятельно осуществлять выбор.

Для того, чтобы стимулировать активную и исследовательскую деятельность детей, группа должна отражать их интересы, принадлежать детям. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов, чтобы несколько человек могли играть одновременно. Им разрешается брать любые материалы и использовать по своему усмотрению. По мере реализации проекта, с помощью подручных материалов и покупных методических пособий, мы меняем предметно-пространственную среду. Развивающая предметно-пространственная среда решает следующие задачи:

• Обеспечивает интенсивную непрерывную вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности.

• Побуждает к активному исследованию окружающего мира.

• Обеспечивает разнообразный выбор детей на основе их интересов и потребностей.

• Способствует развитию положительных наклонностей.

• Побуждает к положительному взаимодействию с окружающими людьми и предметами.

• Обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.

При планировании группового пространства необходимо продумать место для уголка уединения, где ребенок может побыть один, отдохнуть, послушать музыку и т.д.

Структура образовательного процесса представлена центрами активности, технологией группового сбора, методом проектов и технологией интегрированного процесса. Интегрированное развитие осуществляется по всем образовательным областям.

• Социально-коммуникативное

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Физическое развитие

• Художественно- эстетическое.

Технология группового сбора представлена утренним, вечерним сбором. На утреннем сборе осуществляется работа с календарем, где отображается погода, время года, день недели, месяц, количество детей в группе. После занятия возможен итоговый сбор. Многие задаются вопросом, чем отличается групповой сбор от фронтальных занятий? На фронтальных занятиях дети, пассивные слушатели и наблюдатели, воспринимают информацию от педагога, а в процессе группового сбора каждый ребенок является активным участником процесса: сам задает вопросы, отвечает на них, взаимодействует с окружающими, проявляет инициативу, рассказывает интересные факты из своей жизни.

Индивидуализация образовательного процесса – это еще и возможность выбора центров активности посредством доски выбора. У каждого ребенка есть свой символ, где он фиксирует выбор центра.

Индивидуальный подход к каждому ребенку осуществляется с помощью интегрированного занятия. Интегрированное занятие – это занятие с разными видами деятельности связанное одной темой. Например, по проекту «Туризм» дети выполняли следующие задание в центрах:

- в центре искусства рисовали топографические знаки, делали плакат «Еда туриста»;

- в центре строительства строили плот из бутылок, собирали палатки;

- в центре сюжетно ролевой игры обыгрывали ситуации оказания первой медицинской помощи и похода в лес;

- в центре природы изучали дикую природу;

- в центре экспериментирования проводили опыты по очистке воды;

- в центре математики подсчитывали число спичек в одной коробке;

- в музыкальном центре слушали походные песни под гитару;

- в центре развития речи читали, вели беседы на тему о том, что нельзя делать в лесу.

Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе, поэтому индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника, является основой нашей работы. В процессе самостоятельной и игровой деятельности детей воспитатели наблюдают за детьми и ведут «дневники наблюдения». Это позволяет узнать интересы детей и скорректировать образовательную деятельность, если в этом есть необходимость. 2 раза в год воспитатели проводят мониторинг детей от трех лет, с целью выявить динамику развития по всем областям.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Проект «Развитие связной речи посредством театрализации»

Проект «Развитие связной речи посредством театрализации» Продолжительность проекта: с 28.09.2019 по 09.10.2019 г. Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой, творческий Участники проекта: воспитатели группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Осень»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Осень», для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Форма: путешествие. Цель: создание условий для...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...