Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной программе предполагает три основных направления: индивидуализацию работы с ребенком, предоставление ребенку свободы выбора и вовлечение семьи в процесс воспитания.

Индивидуализация образовательного процесса происходит с момента прихода ребенка в группу. Дети отмечают свой приход с помощью индивидуальной карточки-символа, на панели «Здравствуйте, я пришел». Кабинки в детской приемной оформлены фотографиями детей, с указанием фамилии и имени ребенка. На каждой кабинке, на внешней части или внутри, расположены «кармашки» для общения педагога с родителями. Там же размещена информация о родителях, их фамилия, имя, отчество. Кроме этого, в приемной имеется информационный блок о родителях, детях и педагогах.

Информационный блок о родителях - это рассказ родителей о себе и своей профессии, в свободной форме. Информация о педагогах представлена фотографиями педагогов работающих с детьми данной группы. Информационный блок о детях, рассказывает об их достижениях, участии в конкурсах, особенностях проведения досуговой деятельности и сообщает о днях рождениях детей. Здесь расположено облако достижений, где родители могут ознакомиться с достижением своего ребенка.

Физическая обстановка, которая окружает ребенка в детском саду, оказывает влияние на его развитие. Удобная расстановка мебели разделяет пространство группы на центры активности, где детям удобно и уютно играть, а педагогу видно всех детей. Помещение каждой группы разделено на несколько центров детской активности, в каждом из которых содержится определенный набор материалов и исследования для игры. В разных возрастных группах наборы центров активности различные, но в каждой есть основные, постоянно действующие центы и мобильные уголки, мобильные центры, открывающиеся на время реализации проекта. Например: в дни памяти о Великой Отечественной Войне, действует уголок «Вещи из прошлого».

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом, самостоятельно осуществлять выбор.

Для того, чтобы стимулировать активную и исследовательскую деятельность детей, группа должна отражать их интересы, принадлежать детям. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов, чтобы несколько человек могли играть одновременно. Им разрешается брать любые материалы и использовать по своему усмотрению. По мере реализации проекта, с помощью подручных материалов и покупных методических пособий, мы меняем предметно-пространственную среду. Развивающая предметно-пространственная среда решает следующие задачи:

• Обеспечивает интенсивную непрерывную вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности.

• Побуждает к активному исследованию окружающего мира.

• Обеспечивает разнообразный выбор детей на основе их интересов и потребностей.

• Способствует развитию положительных наклонностей.

• Побуждает к положительному взаимодействию с окружающими людьми и предметами.

• Обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.

При планировании группового пространства необходимо продумать место для уголка уединения, где ребенок может побыть один, отдохнуть, послушать музыку и т.д.

Структура образовательного процесса представлена центрами активности, технологией группового сбора, методом проектов и технологией интегрированного процесса. Интегрированное развитие осуществляется по всем образовательным областям.

• Социально-коммуникативное

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Физическое развитие

• Художественно- эстетическое.

Технология группового сбора представлена утренним, вечерним сбором. На утреннем сборе осуществляется работа с календарем, где отображается погода, время года, день недели, месяц, количество детей в группе. После занятия возможен итоговый сбор. Многие задаются вопросом, чем отличается групповой сбор от фронтальных занятий? На фронтальных занятиях дети, пассивные слушатели и наблюдатели, воспринимают информацию от педагога, а в процессе группового сбора каждый ребенок является активным участником процесса: сам задает вопросы, отвечает на них, взаимодействует с окружающими, проявляет инициативу, рассказывает интересные факты из своей жизни.

Индивидуализация образовательного процесса – это еще и возможность выбора центров активности посредством доски выбора. У каждого ребенка есть свой символ, где он фиксирует выбор центра.

Индивидуальный подход к каждому ребенку осуществляется с помощью интегрированного занятия. Интегрированное занятие – это занятие с разными видами деятельности связанное одной темой. Например, по проекту «Туризм» дети выполняли следующие задание в центрах:

- в центре искусства рисовали топографические знаки, делали плакат «Еда туриста»;

- в центре строительства строили плот из бутылок, собирали палатки;

- в центре сюжетно ролевой игры обыгрывали ситуации оказания первой медицинской помощи и похода в лес;

- в центре природы изучали дикую природу;

- в центре экспериментирования проводили опыты по очистке воды;

- в центре математики подсчитывали число спичек в одной коробке;

- в музыкальном центре слушали походные песни под гитару;

- в центре развития речи читали, вели беседы на тему о том, что нельзя делать в лесу.

Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе, поэтому индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника, является основой нашей работы. В процессе самостоятельной и игровой деятельности детей воспитатели наблюдают за детьми и ведут «дневники наблюдения». Это позволяет узнать интересы детей и скорректировать образовательную деятельность, если в этом есть необходимость. 2 раза в год воспитатели проводят мониторинг детей от трех лет, с целью выявить динамику развития по всем областям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Путешествие в мир народной куклы

Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Читайте также

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе «В…

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе «В гостях у Феи песка» Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Виды...

Характер формируется с детства

Характер формируется с детства Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть -...