Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Цель познавательно-исследовательской деятельности – удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Эта цель необходима для решения задач ФГОС дошкольного образования в области познавательного развития, предполагающего развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Познавательно-исследовательская деятельность - важное средство интеллектуального развития дошкольников.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

в младшем дошкольном возрасте:

- развитие интереса к окружающему миру;

- формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

- развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;

- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

- формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

- экспериментирование;

- исследование;

- коллекционирование;

- проектирование.

Особого внимания заслуживает детское экспериментирование, как особый способ практического освоения действительности и средство развития познавательной активности дошкольников.

Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования детей с предметным миром. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину мира, через разные формы восприятия, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Современному педагогу надо в первую очередь не столько учиться рассказывать, сколько учиться слушать и видеть. В познании окружающего мира менее всего ценны правильные ответы сами по себе. Важно как раз терпеливое выслушивание объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мысли, ещё не окрепшей и робеющей в окружении многих людей.

Эксперимент нельзя превращать в подобие хорового пения. «Возьмите в правую руку то, в левую то, соедините, потрясите…» Это вызовет лишь тоску. Можно сказать: «Вам лучше получить смесь из этих материалов – как её получить, решайте сами». Пусть ребёнок ошибётся, но он сам сможет поискать свои варианты. «Не делай с нами, делай как мы» - а делай не спеша. И нельзя упрекать за неудачи. Нужно выяснить причину, почему у одних опыт получается, а у других нет, и суметь с интересом для всех в этом разобраться.

Малыши очень устают от однообразия деятельности или предмета обсуждения – но готовы сколь угодно долго заниматься, если удаётся увлекательно для всех то и дело переключаться с одного на другое.

Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности, подвижности. Но у каждого ребёнка (при определённой работе) будут происходить определённые эволюционные изменения по отношению к естествознанию.

Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Вначале - по просьбе. Потом – наблюдение как потребность. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у других остаётся на всю жизнь.

2 ступенька. Размышление об увиденном, осмысление его, обсуждение., выдвигаются гипотезы, но детьми они оцениваются скорее с точки зрения оригинальности и интересности, а не врасчёте на опытную проверку.

3 ступенька. Измерение, замер. Очень труден этап лабораторных записей. Здесь нужен маленький шаг к воспитанию научности познания – шаг от бытового уровня рассуждений к профессиональному.

4 ступенька. Выдвижение таких гипотез, которые проверяются на прочность. Идейный штурм: что бы это могло быть? Порой взрослый может кинуть какие-то свои гипотезы на затравку: так, так или так? А на самом деле не так, не так и не так – а что-то другое.

5 ступенька Предсказание. Ребёнок может пересказать, что увидел. Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдёт.

Конечно, в детском саду обживать первые ступеньки куда более естественно, чем настраивать себя и детей на достижения верхних ступеней. В этом задача школы. Но иногда дошколята очень интересно выдвигают, обсуждают и доказывают разные гипотезы – иногда сказочные, а иногда и вполне научные. И конечно, одни взбираются по ступенькам быстро, другие вдумчиво и обстоятельно задерживаются на каждой. Странно требовать, чтобы все занимали одинаковую позицию.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

Таблица1. Классификация экспериментов

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте опыты с растениями;
опыты с животными;
опыты с объектами неживой природы;
опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов в групповой комнате;
на участке;
в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей индивидуальные (1—4 ребенка);
групповые (5—10 детей);
коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения случайные;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5.По характеру включения в педагогический процесс эпизодические (проводимые от случая к случаю);
систематические.
6. По продолжительности кратковременные (от 5 до 15 минут);
длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом однократные;
многократные, или циклические.
8. По месту в цикле первичные;
повторные;
заключительные и итоговые
9. По характеру мыслительных операций констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории демонстрационные;
фронтальные.

Для курса «Научных забав» вряд ли нужна программа, перечисляющая учебный материал, который необходимо пройти. Скорее пригодится склад опытов, сведений, задач, загадок, откуда педагог мог бы подбирать что-то подходящее к той или иной ситуации.

В нашем детском саду вся работа по детскому экспериментированию в младшей группе нашего детского сада систематизирована и распределена по разделам:

1раздел «Мир природы».

2 раздел «Волшебница вода».

3 раздел «Воздух-невидимка».

4 раздел «Песок, глина, камни, почва».

5 раздел «Маленькие исследователи».

1 раздел Мир природы

Темы НОД: «Посадка лука», «Как снеговики правду о весне искали», «Умники и умницы»…

Экскурсии по территории детского сада: знакомство с растениями, деревьями, насекомыми, птицами и т.д.

Наблюдения: за объектами природы, «Где ночует солнышко?», «Веточка в вазе».

Экспериментирование: «Растение живое или нет?» , «Солнечный зайчик», и т.д.

2 раздел «Волшебница вода»

Темы НОД: «Кому нужна вода?», «Послушная водичка», «Как помочь ослику», «Прятки».

Наблюдения: за снегом, льдом, поливом растений.

Экспериментирование: изучение физических свойств воды (цвет, вкус, запах, текучесть…) «Можно ли окрасить воду?», «Какая лужа высохнет быстрее?», «Куда делась вода?», «Всё ли растворяет вода?» и т.д.

Игры с водой: «Наливаем-выливаем», «Водичка, водичка, умой наше личико…», «Какого цвета водичка?» и др.

3 раздел «Воздух-невидимка»

Темы НОД: «Дует, дует ветерок», «Как услышать воздух?», «Невидимка – сказка или быль?»

Наблюдения за движением воздуха

Экспериментирование: изучение физических свойств воздуха (цвет, запах, форма), «Что в пакете?», «Пузырьки в стакане?», "Где ты ветерок?"

Игры с воздухом: «Плывёт, плывёт кораблик», «Поддувалочки», «Мой весёлый звонкий мяч», «Мыльные пузыри».

4 раздел «Песок, глина, камни, почва»

Темы НОД: «Изучаем песок, глину, почву, камни»

Наблюдения за почвой на огороде, клумбах, тропинках и т.д.

Экспериментирование: изучение физических свойств объектов (цвет, запах, форма и т.д.)

Игры с песком на прогулке: «Чудесные фигурки» Песочные узоры

5 раздел «Маленькие исследователи»

Темы НОД: «Соль или сахар?», «Чудесная мука», «Пароходик из бумаги», «В королевстве красок»

Экспериментирование: «Смешиваем краски», «Какой пароходик доплывёт до берега?»

Проводя несложные эксперименты педагогу особое внимание нужно обратить на безопасность работы детей. Но не следует ругать их за небрежность, испорченные материалы, неудачно проведённый опыт. Даже настоящие учёные не всегда получают искомый результат. Важно, чтобы возникла атмосфера домашней лаборатории. Пусть не сразу всё станет абсолютно понятным. Перед нами нет задачи дать чёткие определения и выводить формулы. Лишь бы возникли первые радостные впечатления, появилось желание самостоятельных исследований. А вот незаметные подсказки, ненавязчивые советы взрослых могут быть очень важны для достижения этих первых успехов и радостных чувств.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Таблица 2.Оснащение центра экспериментирования

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - непищевые (гуашь, акварельные краски).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Таким образом, развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования и основа развития личности дошкольника. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Список использованных источников

  1. Бостельман А., Финк М. Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей раннего возраста: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Под. ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 120 с.
  2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 224 с.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2013. – 64 с.
  4. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Авт. – сост. Л.А. Королева. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 64 с.
  5. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/ Авт. – сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.
  6. Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие. – М.: Обруч, 2015. – 224 с.
  7. Тугушева Г.И., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 128 с.
  8. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера; Спб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Проект «Святки-Колядки»

Проект «Святки-Колядки»

Читайте также

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков»

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков» Цель: знакомство детей с созданием поделки из носков, развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей...