Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома»

«Через красивое – к человечному –

такова закономерность воспитания…».

В. А. Сухомлинский.

Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и создатель русского литературного языка утверждал, что «уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Гениальный поэт подчеркивал, что тот, кто пренебрегает прошлым и занят одним настоящим, не понимает единства истории человечества. Сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке. Знаний детей о русской народной культуре и народных промыслах России – недостаточно. Мы считаем, что лучший путь для этого – это знакомство детей с народными промыслами России, искусством народных мастеров. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Александр Григорьевич Асмолов, директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, говорит, что воспитание — это приобщение к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам. В ожерелье народных ремесел современная Хохлома - наш драгоценный бриллиант.

Хохлома – это старинный русский народный промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. Хохломские изделия отличаются красотой и пользой. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной. Хохлома способна украсить любое детское дошкольное учреждение и сделать РППС содержательно - насыщенной. Произведения народного декоративно – прикладного искусства украшают и преображают жизнь. Невозможно представить музыкальный зал без хохломских стульчиков, мини – музей без хохломских ложек, семёновских матрешек, шкатулок, подсвечников, ваз.

Мы называем этот промысел Хохлома́, хотя правильное название Хóхлома. При склонении села Хохлома может быть и Хо́хлома, и Хохлома́. Но если рядом протекает речка Хо́хломка, как мы ее будем называть? Хо́хломкой мы ее и будем называть, а не Хохломко́й. Село Хо́хлома и значит этот старинный промысел надо называть Хóхлома. Городским специалистам из Московского института художественной промышленности больше понравилось название «Хохлома́», чем «Хо́хлома». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую роспись Хохлома́. Хохломской народный промысел представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды. «Промысел» - это слово, обозначающее какое-либо занятие, за счет которого живет человек. Зачастую оно использовалось как синоним к слову «дело». Промыслы обязательно основаны на традициях какой-либо местности. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями и передавали знан

Хохломская роспись существует уже более 300 лет. Русские крестьяне, восхищаясь дорогой, но недоступной для них украшенной золотом посудой создали Хохлому. Волшебная сила искусства превратила ее в подлинную драгоценность, и сегодня красочные хохломские вещи несут радость людям всей Земли. Этот народный промысел стал известен на весь мир благодаря оригинальному способу превращать деревянные изделия в «золотые» без драгоценного металла.

Теперь во всей стране не найдется дома, где не было бы деревянных ложек, мисок, шкатулок. Секреты технологии, замечательные традиции этого народного искусства хранят и совершенствуют два крупных художественных предприятия, находящихся в Нижегородской области: «Хохломская роспись» в городе Семёнове и «Хохломской художник» в деревнях Сёмино, Кулигино, Новопокровское Ковернинского района. Посуда с традиционными нижегородскими хохломскими узорами обычно воспринимается как красочный сувенир, но есть много причин использовать её по прямому назначению:

Экологическая чистота гарантирует безопасность для здоровья. Сливочное масло и мед сохраняются лучше в таких емкостях.

Благодаря лаковому покрытию яркость цветов не теряется со временем, вещи не трескаются, не разбиваются, если их уронить.

Соленая или кислая пища не разрушает покрытие.

Хохломская посуда не страшится перепадов температуры, в такую тарелку можно безбоязненно налить горячий суп или положить мороженое.

Одним из требований к предметно-пространственной развивающей среде в ДОО с позиции ФГОС является безопасность. Дерево, в отличие от пластмассы, не выделяет токсичных веществ, которые могут стать причиной ухудшения состояния здоровья. Сегодня зкоматериалы входят снова в моду, поэтому деревянные изделия переживают вновь всплеск популярности.

Но главным достоинством, которое дарит хохломская роспись, остается ощущение национальной самобытности. Сегодня о Хохломе пишут и говорят мало. Впрочем, как и обо всех других народных промыслах. А про Хохлому, в частности, можно услышать такие высказывания: «Хохломе едва ли двести лет, и родина этого промысла вовсе не в приузольских деревнях Ковернинского района, и не город Семёнов… Это искусство вообще-то пришло к нам из Японии…»

Правда, семёновцы доказывают японцам и всему миру, что именно в России зародился этот промысел. Народное творчество «несёт детям красоту». Сегодня Хохлома является культурным брендом России. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, воспитываем чувство патриотизма, гордости и любви к Родине. Любовь к Родине не возникает сама по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Чувство любви к Родине формируется у детей в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Народное творчество воспитывает в детях не только понимание красоты предмета, но и вызывает уважение к мастеру, к народному умельцу.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Мы гордимся, что именно в России есть такой русский народный промысел - Хохлома. Надо беречь и сохранять этот старинный народный промысел.

 

Список использованных источников и литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

2.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

3. Культурный ген связи времен. Растим содружество почемучек./ [Интервью с А.Г. Асмоловым] - Текст: электронный //Учительская газета. Номер: 29 от 16.07.2013г. – URL:istina.msu.ru›publications/article/5633305/

(дата обращения:10.05.2022)

4. Хохлома - народный промысел | История искусства [Электронный ресурс] - URL: cvetamira.ru›hohloma-narodnyy-promysel (дата обращения:23.04.2022)

5. Хохлома [Электронный ресурс] - URL: ru.wikipedia.org›Хохлома (дата обращения:10.05.2022)



Новые публикации

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое…

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето»...

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...

Читайте также

Лэпбук «Еда без вреда» (Авторское дидактическое пособие)

Лэпбук «Еда без вреда» (Авторское дидактическое пособие) Дидактическое пособие лэпбук «Еда без вреда» - комплекс дидактических игр и заданий, направленных на развитие...

Исследовательский проект «По дорогам Великой Отечественной войны»

Исследовательский проект «По дорогам Великой Отечественной войны» (Подготовительная группа)

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Речевое развитие в старшей группе. Тема: «Хищные животные нашего края»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности. Задачи: создать условия для: - формирования умения сопоставлять, сравнивать; - развития наблюдательности, внимания, мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; - развития связной речи детей. Ход Воспитатель: ребята, я хочу прочитать вам стихотворение –загадку:...

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ» В группе компенсирующей направленности №1 МАДОУ ДС №473 г. Челябинска, для детей с нарушением интеллекта.   Составил: Бондаренко Н.В., воспитатель Высшей категории   Название проекта: «Неделя добра и толерантности» в группе 1, компенсирующей направленности для...

" Рождество да Святки, все поют колядки"

  "Рождество да Святки - все поют колядки" Взаимосвязь народных календарно-обрядовых и православных традиций в подготовке детских праздничных мероприятий.   На протяжении многих веков после Крещения Руси народные календарно-обрядовые и православные праздники имели между собой неразрывную связь. Это прослеживается в...