Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома»

«Через красивое – к человечному –

такова закономерность воспитания…».

В. А. Сухомлинский.

Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и создатель русского литературного языка утверждал, что «уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Гениальный поэт подчеркивал, что тот, кто пренебрегает прошлым и занят одним настоящим, не понимает единства истории человечества. Сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке. Знаний детей о русской народной культуре и народных промыслах России – недостаточно. Мы считаем, что лучший путь для этого – это знакомство детей с народными промыслами России, искусством народных мастеров. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Александр Григорьевич Асмолов, директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, говорит, что воспитание — это приобщение к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам. В ожерелье народных ремесел современная Хохлома - наш драгоценный бриллиант.

Хохлома – это старинный русский народный промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. Хохломские изделия отличаются красотой и пользой. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной. Хохлома способна украсить любое детское дошкольное учреждение и сделать РППС содержательно - насыщенной. Произведения народного декоративно – прикладного искусства украшают и преображают жизнь. Невозможно представить музыкальный зал без хохломских стульчиков, мини – музей без хохломских ложек, семёновских матрешек, шкатулок, подсвечников, ваз.

Мы называем этот промысел Хохлома́, хотя правильное название Хóхлома. При склонении села Хохлома может быть и Хо́хлома, и Хохлома́. Но если рядом протекает речка Хо́хломка, как мы ее будем называть? Хо́хломкой мы ее и будем называть, а не Хохломко́й. Село Хо́хлома и значит этот старинный промысел надо называть Хóхлома. Городским специалистам из Московского института художественной промышленности больше понравилось название «Хохлома́», чем «Хо́хлома». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую роспись Хохлома́. Хохломской народный промысел представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды. «Промысел» - это слово, обозначающее какое-либо занятие, за счет которого живет человек. Зачастую оно использовалось как синоним к слову «дело». Промыслы обязательно основаны на традициях какой-либо местности. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями и передавали знан

Хохломская роспись существует уже более 300 лет. Русские крестьяне, восхищаясь дорогой, но недоступной для них украшенной золотом посудой создали Хохлому. Волшебная сила искусства превратила ее в подлинную драгоценность, и сегодня красочные хохломские вещи несут радость людям всей Земли. Этот народный промысел стал известен на весь мир благодаря оригинальному способу превращать деревянные изделия в «золотые» без драгоценного металла.

Теперь во всей стране не найдется дома, где не было бы деревянных ложек, мисок, шкатулок. Секреты технологии, замечательные традиции этого народного искусства хранят и совершенствуют два крупных художественных предприятия, находящихся в Нижегородской области: «Хохломская роспись» в городе Семёнове и «Хохломской художник» в деревнях Сёмино, Кулигино, Новопокровское Ковернинского района. Посуда с традиционными нижегородскими хохломскими узорами обычно воспринимается как красочный сувенир, но есть много причин использовать её по прямому назначению:

Экологическая чистота гарантирует безопасность для здоровья. Сливочное масло и мед сохраняются лучше в таких емкостях.

Благодаря лаковому покрытию яркость цветов не теряется со временем, вещи не трескаются, не разбиваются, если их уронить.

Соленая или кислая пища не разрушает покрытие.

Хохломская посуда не страшится перепадов температуры, в такую тарелку можно безбоязненно налить горячий суп или положить мороженое.

Одним из требований к предметно-пространственной развивающей среде в ДОО с позиции ФГОС является безопасность. Дерево, в отличие от пластмассы, не выделяет токсичных веществ, которые могут стать причиной ухудшения состояния здоровья. Сегодня зкоматериалы входят снова в моду, поэтому деревянные изделия переживают вновь всплеск популярности.

Но главным достоинством, которое дарит хохломская роспись, остается ощущение национальной самобытности. Сегодня о Хохломе пишут и говорят мало. Впрочем, как и обо всех других народных промыслах. А про Хохлому, в частности, можно услышать такие высказывания: «Хохломе едва ли двести лет, и родина этого промысла вовсе не в приузольских деревнях Ковернинского района, и не город Семёнов… Это искусство вообще-то пришло к нам из Японии…»

Правда, семёновцы доказывают японцам и всему миру, что именно в России зародился этот промысел. Народное творчество «несёт детям красоту». Сегодня Хохлома является культурным брендом России. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, воспитываем чувство патриотизма, гордости и любви к Родине. Любовь к Родине не возникает сама по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Чувство любви к Родине формируется у детей в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Народное творчество воспитывает в детях не только понимание красоты предмета, но и вызывает уважение к мастеру, к народному умельцу.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Мы гордимся, что именно в России есть такой русский народный промысел - Хохлома. Надо беречь и сохранять этот старинный народный промысел.

 

Список использованных источников и литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

2.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

3. Культурный ген связи времен. Растим содружество почемучек./ [Интервью с А.Г. Асмоловым] - Текст: электронный //Учительская газета. Номер: 29 от 16.07.2013г. – URL:istina.msu.ru›publications/article/5633305/

(дата обращения:10.05.2022)

4. Хохлома - народный промысел | История искусства [Электронный ресурс] - URL: cvetamira.ru›hohloma-narodnyy-promysel (дата обращения:23.04.2022)

5. Хохлома [Электронный ресурс] - URL: ru.wikipedia.org›Хохлома (дата обращения:10.05.2022)



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные» Цель квеста: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности у детей...

Проект «Её Величество снежинка»

Проект «Её Величество снежинка» Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители воспитанников. Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: 10.12-21.12. Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что...

Общение педагогов с родителями в ДОУ

Общение педагогов с родителями в ДОУ В настоящее время актуальной проблемой, является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Общение предполагает обмен...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...

В гости к доктору Айболиту

Sample Image

20 июня 2022 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка встретились с Доктором Айболитом и весело отметили праздник Медицинского работника В гости к доктору Айболиту Цель: создать атмосферу радостного, бодрого настроения, вызвать у детей желание...