Способы работы над формированием устной речи

В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи только на основе слухового восприятия, возможно вспомогательные воздействие на основе других анализаторов — зрительного, кожного, двигательного. Рассмотрит более подробно.

Зрительный анализатор Кожный анализатор Двигательный анализатор
При говорении некоторые речевые движения можно воспринимать зрительно. Эти движения могут служить опознавательными признаками слов, фраз, что способствует появлению механизма восприятия речи человеком с губ.
Но при оптическом отображении невидимыми остаются работа голосовых складок, мягкого нёба, отдельных частей языка.
Существует феномен чтения с губ — при его развитии, на ряду со зрительным восприятием речевых движений, психофизиологический механизм включается рефлекторное повторение этих движений и смысловую догадку, которая является результатом оживления определенной системы связей под влиянием речевого контекста.
Активное использование зрительного анализатора при поддержке другими анализаторами может эффективно использоваться при восприятии человеком устной речи. Возможности использования данного анализатора для понимания фонетических элементов речи расширяются при использовании специальной аппаратуры, которая трансформирует материю речи в зрительные сигналы.
При поднесении руку ко рту, гортани, щеке, носу, груди можно ощутить признаки, которые характерны для тех или иных звуков.
Изменение силы и характера струи выдыхаемого воздуха и длительность вибрации гортани позволяет уловить слоговой ритм и ударение, динамические и темпоральные компоненты интонации.
По характеру вибрации гортани можно уловить изменения высоты голоса.
При использовании электро-акустических приборов (виброскопы), которые трансформируют воздушные звуковые колебания в колебания мембраны на приборе, можно расширить возможности использования кожного анализатора.
Его деятельность обусловлена раздражением рецепторов, заложенных в мышцах, сухожилиях, связках и др.
Но работа двигательного анализатора сопутствует работа кожного, связанная с раздражением экстерорецепторов.
Использование двигательного анализатора осуществляется на основе осязания, которое предполагает кооперацию кожного и двигательного анализатора (пример - если прикоснуться пальцами к губам, нижней челюсти, языку говорящего, то можно уловить артикуляционные движения).
Использование кинестетических импульсов от речевых органов может служить отправным компонентом в работе над артикуляцией (пример - механическое воздействие на органы речи ребёнка).


Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Интегрированное занятие в старшей группе: «Вот так из года в…

Интегрированное занятие в старшей группе: «Вот так из года в год проходит времени круговорот» Программное содержание: 1. Сформировать у детей обобщенное представление...

План работы по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к культуре здорового…

План работы по самообразованию Тема: «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни» Цели: - расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья...

НОД по математике «В гости к Смешарикам»

НОД по математике «В гости к Смешарикам» Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи: Образовательные. - продолжать...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...