Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности
«Приглашаю всех детей на экскурсию в музей»

Подготовительная группа

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому в наши дни особенно актуально познание детьми народной культуры. Русское народное творчество, народный фольклор, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- развивать музыкальный слух, через ознакомление с народным музыкальным репертуаром;

- развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений;

- формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки;

- закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со своими сверстниками и взрослыми;

- воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Материал к занятию.

- презентация к занятию (Power Point);

- мольберт, 4 стола;

- картинки русских народных инструментов, оркестра;

- картинки с изображением девушек и парней в русских народных костюмах;

- аудиозапись оркестра русских народных инструментов, загадки;

- русские народные инструменты: трещотка, бубен, дудочка, свистулька, гусли, ложки, коробочка и т.д.;

- музыкальный центр, проектор, мультимедийный экран.

 

Ход НОД

Слайд 1- Музей (заставка) Звучит русская песня «Калинка» автор И. Ларионов, обработка А. Александрова, дети заходят в музыкальный зал.

Организационный момент.

Музыкальный руководитель (с поклоном): Здравствуйте, ребята! (ответы детей) Вам понравилась музыка, под которую вы вошли? Вы догадались, какая звучала музыка? К какой культуре она относится? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Вы обратили внимание на то, как я с вами поздоровалась? (ответы детей). Знаете, ведь обычай приветствовать поклоном знакомого и даже незнакомого человека, дошёл до нас из глубокой древности, человека встречали поклоном и говорили: «Милости просим!» Ребята, к нам сегодня пришли гости.

Давайте и мы с вами поприветствуем наших гостей поклоном (дети кланяются)

Так как вы уже немного знакомы с русским народным творчеством, я решила пригласить вас на экскурсию в Музей русского народного творчества, где мы свами ещё больше узнаем о том, чем занимались наши предки, о традициях и праздниках, песнях и играх. А ещё в этом музее можно не только услышать звучание инструментов, но ещё и сыграть на них, а также исполнить песни и поводить хороводы.

Музыкальный руководитель: Итак, проходите в первый выставочный зал. Ребята, вы ранее уже знакомились с русскими народными инструментами. Сможете ли вы на слух определить, какой звучит инструмент? Если вы ответите правильно, то инструмент тут же появится на экране. Итак, внимание!

Звучат музыкальные отрывки.

Слайд 2 (гармонь)

Слайд 3 –(балалайка)

Слайд 4 (ложки)

Слайд 5 (трещотки)

Слайд 6 (гусли)

Слайд 7 (свистулька)

Музыкальный руководитель: Назовите группы инструментов русского народного оркестра?

Струнные? (Балалайка, гусли) Слайд 8

Духовые? (Дудочка, свистулька) Слайд 9

Ударные? (Ложки, трещотки, бубен) Слайд 10

Музыкальный руководитель: Скажите, а если инструменты звучат одновременно, что это такое? Как это называется, когда коллектив музыкантов исполняет произведение? (оркестр).

Слайд 11 Оркестр

Кто руководит русским народным оркестром? (дирижёр)

Музыкальный руководитель: Вы меня очень порадовали, со знанием русских народных инструментов у вас всё в порядке. Я приглашаю вас пройти в следующий выставочный зал (звучит русская народная песня по выбору музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель: Русское народное творчество невозможно представить без песни. Ведь русская песня помогала нашим прабабушкам и прадедушкам в работе и отдыхе, в радостях и в разлуке. В народе говорили так – Без песен, как без хлеба. Как вы думаете, почему они назывались «народными»? (ответы). Правильно, их сочинял сам народ. А ещё русский народ очень любил задорные, шуточные песни, которые веселили и поднимали настроение.

Музыкальный руководитель: Ребята, какую песню вы бы хотели исполнить для наших гостей? (дети, посовещавшись, выбирают любую из ранее выученных песен). А чтобы эта песенка зазвучала ещё краше, помогут музыкальные инструменты. Солисты, возьмите инструменты, которые лежат на столе. Остальные берут те, которые лежат на стульчиках.

Слайд 12 – Русская народная песня

Дети исполняют шуточную р.н.п. «Летели две птички», сопровождая песню игрой на детских музыкальных инструментах

Музыкальный руководитель: Дети, вы молодцы! Вам понравилось? (ответы детей). Да, превосходно получилось! А теперь, кладите инструменты на стол, мы переходим в следующий зал (под русскую народную мелодию дети подходят к стендам с национальными костюмами). Ребята, обратите внимание, какие костюмы представлены на стенде.

У каждого народа свой национальный костюм. У русского народа вот такие национальные костюмы, они очень яркие и красивые.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что вы можете рассказать про русские народные костюмы? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Верно, все они разные, узоры на них тоже разные. Девушки наряжались в русский сарафан, блузку сами расшивали цветочной вышивкой, на голову одевали веночек или платок, а самым праздничным считался кокошник. Юноши также надевали рубахи с вышивкой, картуз, начищали до блеска сапоги. Всё самое праздничное и нарядное.

Музыкальный руководитель: Скажите, на этих костюмах, какая выполнена роспись? (ответы детей)

Вот в такие яркие, чудесные костюмы наряжались россияне и водили хороводы.

Слайды 13, 14 - Хоровод

Музыкальный руководитель: Дети, кто может ответить на вопрос, что такое хоровод? (ответы детей). Всё верно, это танец в кругу. Именно в кругу водили хороводы, воспевали круглое, тёплое солнышко.

Музыкальный руководитель: В старину жизнь наших предков была тесно связана с природой, со сменой времён года. После долгой, суровой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны, с радостью встречали лето красное, а осенью много трудились, собирая богатый урожай. Вечерами, после работы и в выходные дни выходили парни и девушки на улицу и водили хороводы. Хоровод – это самый древний вид русского танца. А какую геометрическую форму вам напоминает хоровод? (ответы детей). Верно, хоровод - это хождение по солнцу, по кругу жизни.

Ребята, а теперь представьте, что вы на большом зелёном лугу, где можно поводить хоровод. Приглашайте скорее наших гостей.

Дети и гости водят «Весенний хоровод»

(в обработке С. Насауленко)

Слайд 15 - Праздники

Музыкальный руководитель: На Руси очень любили праздники и готовились к ним очень тщательно (готовили обрядовую еду, украшали дом, одевали лучшую одежду). Ребята, какие русские праздники вы знаете? (ответы детей: Святки, Рождество, Крещение, Иван Купала и др.)

Музыкальный руководитель: А ещё, в праздники, люди очень любили играть. Какие русские народные игры знаете вы? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ну, тогда я вам предлагаю поиграть. Вы посовещайтесь и решите, в какую игру вы хотели бы сейчас поиграть? (ответы детей)

Слайд 16, 17, 18, 19 – Народные игры

Проводится русская народная игра по выбору детей («Ленточка», «Горелки», «Золотые ворота»)

Например: «Игра с ленточкой» Под русскую народную песню «Ах, вы сени» мальчик (ведущий) идёт внутри круга с ленточкой в руке, высматривая подружку. Остальные дети идут по кругу в противоположную сторону, исполняя песню.

Вышла Настя погулять,

Стала друга выбирать.

Стала друга выбирать,

Кому ленточку отдать (дети останавливаются)

Все: Поклонись, поклонись (девочка и мальчик кланяются друг другу поочерёдно), да за ленточку берись. (Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д., дети танцуют в кругу. Затем, выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку; игра повторяется 2-3 раза).

Музыкальный руководитель: Как мы с вами весело поиграли! Как вы думаете, чему учит эта игра? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Ребята, в нашем музее есть небольшая творческая мастерская. Я предлагаю вам туда пройти (проходят) Подойдите к столу. Что вы видите на нём? (ответы). Да, вот такие у нас весёлые парни и девушки в ярких русских народных костюмах. Рядом лежат картинки музыкальными инструментами. Выберите для парня или девушки любой инструмент и наклейте. Эти небольшие сувениры мы подарим нашим гостям в память о нашей экскурсии в музей русского народного творчества (дети выполняют работу и дарят сувениры гостям).

Слайд 20

Рефлексия. Подведение итогов НОД.

Музыкальный руководитель:

- Дети, вам понравилась экскурсия в музей?

- Что нового, интересного вы для себя узнали?

- Как вы считаете, нужно ли подрастающее поколение знакомить с русским народным творчеством? Почему?

- Столкнулись ли вы с какими-нибудь трудностями? Какое задание было для вас лёгким (сложным)?

- В каком зале вам больше всего понравилось?

- Какой ещё зал вы бы добавили в этом музее?

- Посоветуете ли вы своим друзьям сходить в музей русского народного творчества?

Музыкальный руководитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия, которая была очень интересной, приятной, а главное – полезной. Попрощаемся мы тоже русским праздничным поклоном (дети кланяются гостям).

(Дети выходят под русскую народную мелодию «Светит месяц».)



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы «Поможем Элли попасть…

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы «Поможем Элли попасть домой» Задачи: Формировать умение составлять число 6 из двух меньших и раскладывать...

Конспект открытого занятия «День рожденье Мухи Цокотухи»

Конспект открытого занятия «День рожденье Мухи Цокотухи» Образовательная задача: - формировать представление о разнообразии мира насекомых и цветов; - различать и называть основные цвета:...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...