Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности
«Приглашаю всех детей на экскурсию в музей»

Подготовительная группа

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому в наши дни особенно актуально познание детьми народной культуры. Русское народное творчество, народный фольклор, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- развивать музыкальный слух, через ознакомление с народным музыкальным репертуаром;

- развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений;

- формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки;

- закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со своими сверстниками и взрослыми;

- воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Материал к занятию.

- презентация к занятию (Power Point);

- мольберт, 4 стола;

- картинки русских народных инструментов, оркестра;

- картинки с изображением девушек и парней в русских народных костюмах;

- аудиозапись оркестра русских народных инструментов, загадки;

- русские народные инструменты: трещотка, бубен, дудочка, свистулька, гусли, ложки, коробочка и т.д.;

- музыкальный центр, проектор, мультимедийный экран.

 

Ход НОД

Слайд 1- Музей (заставка) Звучит русская песня «Калинка» автор И. Ларионов, обработка А. Александрова, дети заходят в музыкальный зал.

Организационный момент.

Музыкальный руководитель (с поклоном): Здравствуйте, ребята! (ответы детей) Вам понравилась музыка, под которую вы вошли? Вы догадались, какая звучала музыка? К какой культуре она относится? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Вы обратили внимание на то, как я с вами поздоровалась? (ответы детей). Знаете, ведь обычай приветствовать поклоном знакомого и даже незнакомого человека, дошёл до нас из глубокой древности, человека встречали поклоном и говорили: «Милости просим!» Ребята, к нам сегодня пришли гости.

Давайте и мы с вами поприветствуем наших гостей поклоном (дети кланяются)

Так как вы уже немного знакомы с русским народным творчеством, я решила пригласить вас на экскурсию в Музей русского народного творчества, где мы свами ещё больше узнаем о том, чем занимались наши предки, о традициях и праздниках, песнях и играх. А ещё в этом музее можно не только услышать звучание инструментов, но ещё и сыграть на них, а также исполнить песни и поводить хороводы.

Музыкальный руководитель: Итак, проходите в первый выставочный зал. Ребята, вы ранее уже знакомились с русскими народными инструментами. Сможете ли вы на слух определить, какой звучит инструмент? Если вы ответите правильно, то инструмент тут же появится на экране. Итак, внимание!

Звучат музыкальные отрывки.

Слайд 2 (гармонь)

Слайд 3 –(балалайка)

Слайд 4 (ложки)

Слайд 5 (трещотки)

Слайд 6 (гусли)

Слайд 7 (свистулька)

Музыкальный руководитель: Назовите группы инструментов русского народного оркестра?

Струнные? (Балалайка, гусли) Слайд 8

Духовые? (Дудочка, свистулька) Слайд 9

Ударные? (Ложки, трещотки, бубен) Слайд 10

Музыкальный руководитель: Скажите, а если инструменты звучат одновременно, что это такое? Как это называется, когда коллектив музыкантов исполняет произведение? (оркестр).

Слайд 11 Оркестр

Кто руководит русским народным оркестром? (дирижёр)

Музыкальный руководитель: Вы меня очень порадовали, со знанием русских народных инструментов у вас всё в порядке. Я приглашаю вас пройти в следующий выставочный зал (звучит русская народная песня по выбору музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель: Русское народное творчество невозможно представить без песни. Ведь русская песня помогала нашим прабабушкам и прадедушкам в работе и отдыхе, в радостях и в разлуке. В народе говорили так – Без песен, как без хлеба. Как вы думаете, почему они назывались «народными»? (ответы). Правильно, их сочинял сам народ. А ещё русский народ очень любил задорные, шуточные песни, которые веселили и поднимали настроение.

Музыкальный руководитель: Ребята, какую песню вы бы хотели исполнить для наших гостей? (дети, посовещавшись, выбирают любую из ранее выученных песен). А чтобы эта песенка зазвучала ещё краше, помогут музыкальные инструменты. Солисты, возьмите инструменты, которые лежат на столе. Остальные берут те, которые лежат на стульчиках.

Слайд 12 – Русская народная песня

Дети исполняют шуточную р.н.п. «Летели две птички», сопровождая песню игрой на детских музыкальных инструментах

Музыкальный руководитель: Дети, вы молодцы! Вам понравилось? (ответы детей). Да, превосходно получилось! А теперь, кладите инструменты на стол, мы переходим в следующий зал (под русскую народную мелодию дети подходят к стендам с национальными костюмами). Ребята, обратите внимание, какие костюмы представлены на стенде.

У каждого народа свой национальный костюм. У русского народа вот такие национальные костюмы, они очень яркие и красивые.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что вы можете рассказать про русские народные костюмы? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Верно, все они разные, узоры на них тоже разные. Девушки наряжались в русский сарафан, блузку сами расшивали цветочной вышивкой, на голову одевали веночек или платок, а самым праздничным считался кокошник. Юноши также надевали рубахи с вышивкой, картуз, начищали до блеска сапоги. Всё самое праздничное и нарядное.

Музыкальный руководитель: Скажите, на этих костюмах, какая выполнена роспись? (ответы детей)

Вот в такие яркие, чудесные костюмы наряжались россияне и водили хороводы.

Слайды 13, 14 - Хоровод

Музыкальный руководитель: Дети, кто может ответить на вопрос, что такое хоровод? (ответы детей). Всё верно, это танец в кругу. Именно в кругу водили хороводы, воспевали круглое, тёплое солнышко.

Музыкальный руководитель: В старину жизнь наших предков была тесно связана с природой, со сменой времён года. После долгой, суровой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны, с радостью встречали лето красное, а осенью много трудились, собирая богатый урожай. Вечерами, после работы и в выходные дни выходили парни и девушки на улицу и водили хороводы. Хоровод – это самый древний вид русского танца. А какую геометрическую форму вам напоминает хоровод? (ответы детей). Верно, хоровод - это хождение по солнцу, по кругу жизни.

Ребята, а теперь представьте, что вы на большом зелёном лугу, где можно поводить хоровод. Приглашайте скорее наших гостей.

Дети и гости водят «Весенний хоровод»

(в обработке С. Насауленко)

Слайд 15 - Праздники

Музыкальный руководитель: На Руси очень любили праздники и готовились к ним очень тщательно (готовили обрядовую еду, украшали дом, одевали лучшую одежду). Ребята, какие русские праздники вы знаете? (ответы детей: Святки, Рождество, Крещение, Иван Купала и др.)

Музыкальный руководитель: А ещё, в праздники, люди очень любили играть. Какие русские народные игры знаете вы? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ну, тогда я вам предлагаю поиграть. Вы посовещайтесь и решите, в какую игру вы хотели бы сейчас поиграть? (ответы детей)

Слайд 16, 17, 18, 19 – Народные игры

Проводится русская народная игра по выбору детей («Ленточка», «Горелки», «Золотые ворота»)

Например: «Игра с ленточкой» Под русскую народную песню «Ах, вы сени» мальчик (ведущий) идёт внутри круга с ленточкой в руке, высматривая подружку. Остальные дети идут по кругу в противоположную сторону, исполняя песню.

Вышла Настя погулять,

Стала друга выбирать.

Стала друга выбирать,

Кому ленточку отдать (дети останавливаются)

Все: Поклонись, поклонись (девочка и мальчик кланяются друг другу поочерёдно), да за ленточку берись. (Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д., дети танцуют в кругу. Затем, выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку; игра повторяется 2-3 раза).

Музыкальный руководитель: Как мы с вами весело поиграли! Как вы думаете, чему учит эта игра? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Ребята, в нашем музее есть небольшая творческая мастерская. Я предлагаю вам туда пройти (проходят) Подойдите к столу. Что вы видите на нём? (ответы). Да, вот такие у нас весёлые парни и девушки в ярких русских народных костюмах. Рядом лежат картинки музыкальными инструментами. Выберите для парня или девушки любой инструмент и наклейте. Эти небольшие сувениры мы подарим нашим гостям в память о нашей экскурсии в музей русского народного творчества (дети выполняют работу и дарят сувениры гостям).

Слайд 20

Рефлексия. Подведение итогов НОД.

Музыкальный руководитель:

- Дети, вам понравилась экскурсия в музей?

- Что нового, интересного вы для себя узнали?

- Как вы считаете, нужно ли подрастающее поколение знакомить с русским народным творчеством? Почему?

- Столкнулись ли вы с какими-нибудь трудностями? Какое задание было для вас лёгким (сложным)?

- В каком зале вам больше всего понравилось?

- Какой ещё зал вы бы добавили в этом музее?

- Посоветуете ли вы своим друзьям сходить в музей русского народного творчества?

Музыкальный руководитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия, которая была очень интересной, приятной, а главное – полезной. Попрощаемся мы тоже русским праздничным поклоном (дети кланяются гостям).

(Дети выходят под русскую народную мелодию «Светит месяц».)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...

Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе…

Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе «8 Марта – День особенный!» Действующие лица: Ведущие, Капризка. Атрибуты для утренника: Шапки-наголовники: медвежонок, лиса...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Сценарий «Проводы зимы»

Сценарий «Проводы зимы» (На улице) Все дети детского сада встречаются на улице. Ведущий: Что за праздник? Что за праздник? Будет праздник здесь большой...

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета»

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета» Введение В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию»...