Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности»

Цель: формирование знаний о правилах безопасности в различных ситуациях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • обучать основам личной безопасности;
  • Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте, дома, на дороге;
  • формировать понятие «можно - нельзя» к различным ситуациям на улице и дома.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание, восприятие и мышление, способствовать развитию любознательности;
  • совершенствовать речь детей, учить отвечать на вопросы полным предложением, участвовать в беседе, развивать способность делать выводы;
  • развивать двигательную активность.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать культуру безопасного поведения в социуме;
  • воспитывать ответственность за себя и за других;
  • дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Структура представленного занятия включает в себя следующие этапы:

1. Организационный этап: определение мотивации занятия;

2. Основной этап - нацелен на развитие:

- зрительного, слухового восприятия, внимания, мышления;

- речевого развития;

- координации речи с движением;

- мелкой моторики рук;

3. Итоговый этап: рефлексия.

Методические приёмы: сюрпризный момент; артикуляционная гимнастика; физминутка на координацию речи с движением, упражнение «Вопрос-ответ», дидактическая игра «Опасно - не опасно»; дидактическая игра «Можно – нельзя»; проблемная ситуация по правилам дорожного движения.

Материалы и оборудование: домик-ширма, зеленая и красная коробка, опасные предметы (утюг, свечка, спички, таблетки, отвертка, шило, молоток), игрушки, стульчики-автобус, подарочная коробка. Картинки для игры «Можно-нельзя», ватман с нарисованными кругами (красным и зеленым), ножницы, клей, тряпочка.

Музыкальное сопровождение: И. Мирославский «По дороге домой», «Мы в автобусе сидим»

Предварительная работа:

  • рассматривание альбомов по безопасности;
  • беседы по безопасности, в быту, в саду, на улице;
  • д/и «Азбука безопасности», «Опасно — не опасно»;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр мультфильмов.

По завершению занятия были отмечены некоторые трудности: детям трудно отвечать на вопросы полным, развернутым ответом, а также формулировать умозаключения и выводы. Несмотря на трудности, интерес к выполнению заданий сохранялся у детей на протяжении всего занятия.

В целом, дети хорошо усвоили материал, запомнили все изученные правила безопасности, правильно применяли свои знания в различных проблемных ситуациях во время занятия.


Ход занятия:

Учитель-логопед: Ребята, сегодня нам позвонил Медведь, герой мультфильма «Маша и медведь», он просит ему помочь. Маша пришла к нему в гости и раскидала все игрушки и разные предметы, потом убежала гулять около дороги и никак не хочет возвращаться. Ведь это так опасно! Мишка очень волнуется и не знает как научить Машу правилам безопасности.

- Ну что, поможем Медведю? Тогда мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие в гости к Маше и Медведю.

- Как вы думаете, может нас поджидать что-то опасное на пути? (Да) Где нас может поджидать опасность?

Дети: Дома, на улице, в лесу.

Учитель-логопед: В мире полно неожиданностей, которые могут быть опасными для нашего здоровья.

- Как распознать опасность и уберечь себя? Какое нужно принять решение, чтобы не случилось беды? На все эти вопросы мы с вами и постараемся сегодня ответить.

- Давайте вспомним, на чем можно путешествовать?

Дети: на машине, поезде, самолете, автобусе…

Учитель-логопед: Молодцы, а мы с вами отправимся путешествовать на автобусе. А кто же будет им управлять?

Дети: Водитель.

Учитель-логопед: Но у нас нет водителя. Давайте с помощью считалки выберем его.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Учитель-логопед: Водителя мы выбрали, он занимает своё место, а мы с вами будем пассажирами. Пассажиры покупают билеты, а у нас вместо билетов будут вопросы. Я задаю вопрос, вы поднимаете руку и отвечаете, если мы ответим на все вопросы правильно, то сможем занять свои места.

Вопросы:

  1. Где пассажиры ждут автобуса?
  2. Нужно ли пристегиваться водителю и пассажирам ремнями безопасности?
  3. Почему нельзя высовываться в окно или выставлять руку?
  4. Можно ли выбрасывать что-либо через открытое окно транспорта?
  5. Можно ли бегать в автобусе во время движения?
  6. Может ли автобус продолжать движение на красный цвет светофора?

Учитель-логопед: Вы правильно ответили на все вопросы, значит можно занимать места и отправляться в путь. Все сели?

Дети: Да.

Учитель-логопед: А теперь все заводим мотор.

Артикуляционная гимнастика «Мотор»

По шоссе автобус мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
Сжать кисти рук в кулак. Положить один кулак сверху другого и выполнять вращающие движения (заводим мотор).
«Дын-дын-дын» - гудит мотор. Открыть рот, язык поднять вверх к альвеолам. Быстро, ритмично произнести. Повторить несколько раз.

Едут в автобусе под музыкальное сопровождение «Мы в автобусе сидим»

Учитель-дефектолог: Приехали. Остановка «Лесная»! Все выходим. А вот и дом Медведя, но что-то его не видно.

- Давайте позовем его! Крикнем «АУ» (дети зовут Медведя).

- Не отзывается Мишка. Попробуем крикнуть громче! «АУ».

- Он, наверное, дома и не слышит.

- Давайте подойдем поближе (подходим к домику, стучимся в дверь, она открыта, заходим, на ковре в комнате сидит Маша (воспитатель), вокруг разбросаны игрушки и разные бытовые предметы (утюг, свечка, спички, таблетки, отвертка, шило, молоток).

Учитель-дефектолог: Маша, здравствуй!

Маша: Здравствуйте.

Учитель-дефектолог: Почему у тебя открыта дверь? Где Медведь и почему ты осталась одна дома?

Маша: Мишка ушел в магазин.

Учитель-дефектолог: А ты не боишься находиться дома одна? И с открытой дверью?

Маша: Нет.

Учитель-дефектолог: Но это же очень опасно. Дверь нужно обязательно закрывать. Если вдруг позвонят в дверь незнакомые люди, что ты будешь делать?

Маша: Наверное, открою дверь.

Учитель-дефектолог: Ребята, а вы как бы поступили в этом случае?

(Дети вспоминают правила безопасности.)

Учитель-дефектолог: Ребята, нельзя доверять незнакомым людям. Они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими и забрать вас из вашего дома.

Осторожней будьте,

Милые ребята:

Незнакомым людям

Доверять не надо!

Учитель-дефектолог: Что же, Маша, у тебя такой беспорядок? (Педагог обращает внимание на беспорядок в комнате).

Маша: Ну, я же играю!

Учитель-дефектолог: Ребята, а разве можно играть с разными опасными предметами? Посмотрите, это разве игрушки?

Дети: Тут спички, утюг, таблетки, молоток….

Учитель-дефектолог: А давайте поможем Маше навести порядок. Опасные предметы мы будем собирать в красную коробку, а не опасные, с которыми можно играть детям, в зеленую коробку

Д/и «Опасно – не опасно»

(Дети раскладывают предметы по коробкам. В красную кладут опасные предметы, в зеленую - игрушки).

Учитель-дефектолог: А теперь давайте проверим все ли вы правильно сделали.

- Скажите, а почему нельзя играть предметами из красной коробки? Что может произойти?

Дети: обжечься, уколоться, порезаться…...

(Рассматриваем с детьми каждый опасный предмет, и обсуждает, в чем их опасность)

Учитель-дефектолог: Вот Маша посмотри в зеленую коробку, и только этими игрушками можно играть детям.

Маша: Теперь я буду знать, во что можно играть, а какие предметы лучше не трогать. Спасибо, что научили меня

Учитель-дефектолог: Дети, а нам пора возвращаться в детский сад. И ты Маша с нами собирайся, ведь дети не должны быть дома одни.

(Педагоги и дети выходят из домика Маши и медведя).

Учитель-дефектолог: Ой, а куда подевался наш автобус? Не дождался нас. Не беда, мы с вами отправимся в детский сад пешком.

Физминутка «По дорожке мы идем»

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем,
И теперь пешком пойдем.
Выполняют движения согласно тексту

(Дети строятся парами и идут друг за другом).

Маша: Посмотрите, посмотрите какая красивая коробочка.

(Вдруг Маша замечает красивую коробку на дороге и бежит к ней, но педагог ее останавливает).

Учитель-дефектолог: Маша, нельзя подходить к незнакомым предметам и открывать их.

Неизвестные предметы

В руки не бери!

Ни коробки, ни пакеты

Даже не смотри,

А зови на помощь взрослых,

Чтобы выяснять,

Делать что с такой находкой,

Что же предпринять?

Может быть опасным очень

Вот такой пакет…

Если ты не осторожен,

Жди проблем и бед!

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте объясним Маше, что нельзя делать с неизвестными коробками, пакетами.

Дети: Нельзя, трогать, открывать, пинать. Там могут быть опасные предметы.

Маша: А я и не знала, что такой подарок может быть опасным. Теперь я знаю, что брать пакеты и коробки на улице нельзя.

Учитель-дефектолог: Ну а мы продолжаем путь.

(отрывок из песни И. Мирославского «По дороге домой»)

Учитель-дефектолог: Смотри Маша, на другой стороне дороги наш детский сад.

Маша: Так давайте скорей перейдем дорогу.

Учитель-дефектолог: Ребята, а разве можно переходить дорогу где угодно?

Дети: Нет.

Учитель-дефектолог: А как правильно надо переходить дорогу.

Учитель-дефектолог: Только там, где есть светофор или пешеходный переход.

Учитель-дефектолог: Хорошо, вот мы подошли к светофору, а там горит красный цвет, можно идти?

Дети: Нет, мы ждем, когда загорится зеленый цвет.

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята. Правильно. А ты Маша запомнила?

Маша: Да.

Учитель-дефектолог: Вот мы и вернулись в нашу группу Мы с вами сегодня вспомнили много правил и рассказали Маше, как можно поступать, а как нет.

Рефлексия.

Воспитатель: Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда,

И неприятность не пришла,

И где – то вдруг тебя нашла.

И надо их не только знать,

А постоянно выполнять.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Можно - нельзя»

(дети садятся за большой стол, на котором приготовлены картинки, клей, ножницы.)

- Перед вами картинки (2шт. на каждого ребенка), вам нужно вырезать их, подойти к нашему плакату и наклеить картинку. Если так поступать нельзя, то клеим картинку на красную сторону плаката, а если можно, то на зеленую.

(Перед тем как наклеить картинку ребенок еще раз проговаривает правила.)

Воспитатель Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, помогли Маше узнать о правилах безопасности.

Маша: Спасибо ребята! Теперь я знаю как нужно вести себя на улице, дома, на дороге. Узнала, что нельзя играть с опасными предметами. Я обязательно расскажу Мишке чему научилась и больше не буду его расстраивать.

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрели ситуации, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила поведения дома, на улице и обращения с опасными предметами, а также правила дорожного движения. А что вам сегодня запомнилось и понравилось?

Ответы детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...

Читайте также

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару»

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару» Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару», предназначена для детей 3-6 лет. Игра...