НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Основные цели:

  1. Формировать представления о достопримечательностях города, о роли космической промышленности в прогрессе человечества.
  2. Учить детей ориентироваться на карте города Самара; находить месторасположения основных сооружений.
  3. Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (проведение опытов с металлом, пластмассой и деревом).
  4. Формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
  5. Расширять опыт творческого конструирования сувениров из бумаги в технике оригами.
  6. Воспитывать чувство признательности и любви к родному городу, родной стране.

Дидактические материалы:

Демонстрационный: игровой модуль-карта «Достопримечательности Самары», фотографии с основными сооружениями г. Самара; видеофильм «Краткая история РКЦ Прогресс».

Раздаточный: цветная бумага, ножницы, схемы изготовления сувениров из бумаги в технике оригами; квадраты, вырезанные из картона и бумаги, емкости с водой, ножницы.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон.

Краткая аннотация к работе:

При разработке педагогического мероприятия была взята за основу образовательная технология «Ситуация». Выдержана сюжетная линия педагогического мероприятия с детьми – прогулки Саши и Маши по славному городу Самара. Прослеживается интеграция пяти образовательных областей, которые были реализованы в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирование. Разнообразие оборудования и материалов, использованных педагогом на занятии, позволит сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей вокруг себя. Держит конверт, на котором написано, от Путешественников Саши и Маши. Предлагает детям открыть его и посмотреть содержимое. В нем оказывается диск с аудиозаписью.

— Ребята, давайте послушаем, что нам прислали.

(Слушаем аудиозапись.)

- «Дорогие ребята, мы путешествуем по всей нашей не объятой стране и собираем увлекательные рассказы для создания книги «Интересные места России» и в ней будет глава, посвящённая вашему городу. Большая просьба помочь нам собрать материал для книги об уникальных местах, вашего города и его достопримечательностях.

—Хотите помочь Саше и Маше рассказать об интересных, памятных и красивых местах нашего города? Сможете? Тогда предлагаю вам стать экскурсоводами и отправиться путешествовать по нашему городу. И рассказывать Саше и Маше о Самаре.

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача:

1)актуализировать знания детей о Самаре;

2)используя метод игрового моделирования закрепить умение ориентироваться на карте города Самара, находить месторасположения основных сооружений.

На игровом модуле-карте «Достопримечательности» Самары», дети расставляют фотографии основных сооружений города (цирк, Площадь Куйбышева, кукольный театр, стадион «Самара-Арена» парк «Победы», монумент Славы, Памятник штурмовику Ил-2, парк имени Юрия Гагарина, детская картинная галерея, Ботанический сад, музей имени П.В. Алабина). Дети узнают и рассказывают о них как экскурсоводы.

После каждого детского рассказа на экране появляются фотографии городской достопримечательности, которая хорошо знакома детям.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с «Самарой»;

2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

На экране демонстрируется видеофильма «Краткая история РКЦ Прогресс».

Воспитатель, предлагает детям рассказать нашим гостям, о Ракетно-космическом центре «Прогресс» об одном из крупнейших промышленном предприятии города (дети если и узнают его, то не расскажут о нем).

  • Смогли ли вы рассказать Саше и Маше о Ракетно-космическом центре «Прогресс» (Нет, не смогли.)
  • Почему не смогли? (Потому, что не знаем.)
  • Значит, что нам сейчас надо узнать? (Чтобы рассказать, другим надо самим узнать об этом предприятии.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с одним из основных промышленным предприятием города - Самара;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у родителей, получу информацию, посмотрев фильм, найду информацию в книгах и компьютере».

— Ребята, а что нужно сделать, чтобы мы смогли рассказать нашим путешественникам об этой достопримечательности нашего города? (спросить у родителей, которые работают на РКЦ «Прогресс»; получить информацию с помощью компьютера; просмотра передач).

Выслушиваются все варианты, предложенные детьми, в ходе обсуждения. Воспитатель подводит их к выводу, чтобы все узнать самим о Самаре, надо отправиться в виртуальное путешествие на РКЦ «Прогресс».

Дети смотрят видеофильм «Краткая история РКЦ «Прогресс» г. Самара» и «Большая сборка - Для самых маленьких – Ракета».

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи:

1)поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (моделирование из конструктора лег, металлического конструктора, деревянного конструктора;

2)тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь;

3)Расширять опыт творческого конструирования сувениров из бумаги в технике оригами.

5.1. Моделирование «Ракеты»

После просмотра фильма педагог предлагает детям с помощью карточек-моделей установить последовательность строения ракеты и доставление ее до места назначения.

5

*Ученый придумывает ракету* Создает чертёж* Изготовление деталей* Сборка ракеты*Доставление на места запуска.

Мы трудились очень дружно -
Получилось то, что нужно:
Не машинка, не конфета,
Настоящая ракета!
На листе бумаги чистом
Нарисуем космос быстро,
И отправится в полёт
Наш прекрасный звездолёт!

Наши ракеты, отправляют туда, где они востребованы и нужны. Для принесения пользы родины и народа.

5.2. Физкультминутка "Космос и мы".

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает представить, что они путешествуют по родному городу. Дети выполняют движения под музыку.

Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.

На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.

Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,

Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.

Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.

За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.

Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.

Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад

Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.

Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

5.3. Дидактическая игра «Игра скажи наоборот»

Цель: формировать навык у детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух;

В солнечный день очень светло, в космосе___

Летом на солнце очень жарко, а в космосе___

На земле люди совершают движения быстро, а в космосе___

На Земле работать легко, а в космосе___

Космическая станция бывает высокая, а бывает ___

На Земле воздух грязный, а в космосе___

5.4 Опыт «Пластмасса, дерево, металл»

Дети в емкость с горячей водой опускают три ложки. Что произошло с деревом, с пластмассой, а что с металлом? (дерево и пластмасса не утонули, а металл утонул). Почему утонул металл? (Потому что металл тяжелее). Проверяют температуру каждой ложки. Пока обсуждается результат проделанной работы, ложки тем временем остывают, но не одинаково. Металлическая ложка, в отличии от других, дольше всех сохранила тепло. Это говорит о том, что металл обладает теплопроводностью

Дети берут металлические предметы и пытаются их согнуть. Чтобы сделать что-то из металла его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму.

Проводя этот опят дети узнали некоторые свойства металла, пластмассы и дерева. И сделали выводы, почему именно из металла строят ракеты.

5.5. Конструирование.

Воспитатель предлагает изготовить сувениры «Ракеты» для наших путешественников. Воспитанники рассматривают схемы изготовления из бумаги (оригами). Выясняют, кто какую хочет сделать. Педагог побуждает детей самостоятельно выбрать цвет бумаги для своей поделки. Объясняет, что сгибать бумагу надо совмещая углы и стороны. Оказывает индивидуальную помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

— Ребята, кому мы сегодня помогли узнать о нашем городе? Сможем теперь рассказать Саше и Маше об одной из значимых предприятии нашего города? А почему сможем? Потому что сами сегодня узнали о РКЦ «Прогресс»

Саша и Маша, спасибо, за интересную историю о вашем городе. Дорогие ребята, любите свой город, изучайте историю родного края, своего Отечества и будьте патриотами своей страны.

 

Можно предложить детям дома прочитать статьи в интернете

https://www.samspace.ru/about/history/

Посмотреть совместно с родителями

https://youtu.be/e_qGQjj3imk

https://youtu.be/ukOsP0GVo7o

https://youtu.be/xG22A0mNTlU

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.): при разработке образовательной ситуации с дошкольников мы использовали:

- «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» — М.: "Цветной мир"2016г. -334 с.

Петерсон Л.Г. Методика к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Мир открытий" М.: "Цветной мир"2012г. -100 с.

Для формирования у детей первых представлений об Усть-Илимском ЛПК книгу Иволга Н. «Когда я выросту, я стану лесохимиком» — СПб.: Поляндрия, 2012. — 64с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Наши…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Наши домашние животные!» Цель: Активизировать и закреплять речь по теме: «Домашние животные»...

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы»

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы» Дата Мероприятие Цель Задачи Пн. 11.04.2022г. Беседа «Необъятный космос» Выяснить какие знания по теме дети уже...

Читайте также

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной…

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать...