Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» (с 1 - 3 лет)
1.1. Пояснительная записка
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: «набрызг», печати, примакивание, оттиск и др. А также работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
1.1.1. Нормативно-правовая база рабочей программы
Рабочая программа «Весёлые ладошки» по развитию художественных способностей у детей младшего возраста разработана в соответствии с
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30 августа 2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МО РФ от 17.10.2013 № 1155),
- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91,
- Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 «Концепция развития дополнительного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 «Рябинушка» с целью определения правил разработки, утверждения и оформления образовательной программы и является нормативным документом, отражающим целевые установки и содержательную основу образовательного курса дошкольного образования по направленности, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля и соответствие целевым ориентирам дошкольного образования.
- Положением МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» о разработке и утверждении рабочей программы дошкольного образования.
Рабочая программа «Весёлые ладошки» разработана с учётом основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
1.1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью познакомить детей и их родителей с нетрадиционными техниками рисования как главной направленностью эстетического воспитания. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
1.1.3. Цель программы:
Цель программы: Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
Работа с родителями: знакомство с программой, выставка работ детей
1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
1.1.5.Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке
В процессе воспитания и обучения детей учитывается специфика национальных условий. При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
Этнический состав семей воспитанников группы в основном имеет однородный характер, континент - дети из русскоязычных семей.
В кружке принимают участие детей: мальчика и девочек.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы:
- у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- усвоены основные приёмы работы в технике рисования;
- мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- ребёнок проявляет аккуратность при работе с красками, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Ожидаемые результаты:
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
2. Содержательный раздел
2.1. Концептуальные основания образовательного процесса
Для обучения широко используются игровые формы активности детей.
Работа по формированию навыков по нетрадиционной техники рисования проводится в несколько частей, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
1.вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация. Вступительная беседа (2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.
2.основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка.
3.заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе)
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
2.2. Сроки реализации Программы
Программа «Весёлые ладошки» рассчитана на 2 года (первая группа раннего возраста и вторая группа раннего возраста) Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 10 минут.
2.3. Педагогические технологии развития ребенка, используемые при реализации Программы
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности –рисованию.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы
В процессе работы будут применяться инновационные технологии:
- Проблемно-исследовательские;
- личностно-ориентированные;
- игровые;
- проектные.
- Компьютерные информационные технологии
2.4. Организация образовательного процесса.
Образовательный процесс выстраивается на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.5. Режим образовательной деятельности
Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом 2.4.1. 2660-10. (20 мин.).
Год обучения 2022 - 2023;
Продолжительность одного занятия - 10 мин;
Периодичность в неделю -1 раз
Количество часов в неделю- 1 ч.
Количество часов в год – 32 ч.
2.6. Календарно-тематический план
План работы кружка на год
Месяц | Тема занятий | Техника | Задачи |
Октябрь | 1. Дождик, дождик, кап-кап-кап. | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. |
2. Весёлые мухоморы | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | |
3. Виноград | Рисование пальчиками | Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; развивать любознательность, мелкую мускулатуру кистей рук. | |
4. Опята - дружные ребята | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). |
|
Ноябрь | 5. Жёлтые листья летят. | Рисование ладошкой | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. |
6. Вот ёжик - ни головы, ни ножек… | Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком |
|
7. Букет из осенних листьев. | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. |
|
8. Осеннее дерево» (коллективная работа). | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. |
|
Декабрь | 9. Птички клюют ягоды. | Рисование пальчиками, оттиск ватной палочкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой. |
10 . Снежные комочки | Рисование тычком жёсткой кисти | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. |
|
11. Мои рукавички | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. |
|
12. Укрась елочку | Рисование ватной палочкой, рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой. |
|
Январь | 13. Рождественский мешочек | Рисование способом примакивания готовым контуром | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
14 .Морозный узор |
Рисование веточкой | Учить детей выражать свою фантазию в свободной индивидуальной форме, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, развивать мелкую моторику и фантазию. |
|
15. Снеговик | Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции; развивать мелкую моторику и аккуратность. | |
Февраль | 17. Зимний лес | Рисование своей ладошки путем обведения восковым карандашом | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Прикладывая ладошку к листу и обводить восковым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. |
18. Снег кружится. | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. |
|
19. Кораблик для папы (занятие 1-е). | Скатывание бумаги | Знакомить с техникой - скатывание бумаги. Учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | |
20. Кораблик для папы (занятие 2-е) | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность |
|
Март | 21. Цветы для мамы | Рисование ладошками, пальчиками | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. |
22. Цветы для бабушки | Рисование ладошками, пальчиками | Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность | |
23Бабочка | Рисование ватными палочками | Закрепить умение рисовать ватными палочками . Развивать чувство ритма и формы. |
|
24. Нарядные матрешки | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции |
|
Апрель | 25. Петушок-золотой гребешок (коллективная работа) |
техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). |
26. Медвежата. | Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. | Учить рисовать смятой бумагой, ставить отпечатки на листе в пределах контура |
|
27. Звездная ночь. | Рисование манной крупой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. |
|
28. Рыбки в аквариуме | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. |
|
Май | 29. Солнышко лучистое |
Рисование ладошкой | Закреплять умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. |
30.Вот какой у нас салют! (коллективная работа) | Примакивание смятой салфет-кой | Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в мизобразительной деятельности |
|
31. Одуванчики |
Рисование пальчиками, ватными палочками | Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. | |
32. Разноцветные флажки | Рисование кистью, ватными палочками, пальчиками | Самостоятельное рисование при свободном выборе материала красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета |
3.Организационный раздел
3.1Условия реализации Программы
В ДОО осуществляется психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях ФГОС ДО.
Задачами психолого-педагогической службы являются:
- обеспечение теоретической, методической, психологической поддержки педагогов, родителей;
- создание условий для повышения профессиональной компетенции и роста педагогического мастерства путем внедрения инновационных технологий каждым педагогом;
- организация участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития ДОУ, в инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО;
- проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов.
Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОО перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья,
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,
- развитие умения работать в группе сверстников;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности,
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития,
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства,
- оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Все педагоги, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
- проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
- аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).
Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:
- наглядно-дидактические пособия;
- рабочие материалы: бумага, пластилин, стеки, природный материал;
- групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
3.1.1.Методическое обеспечение Программы
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом концептуальных положений примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г. № 08-10 «О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее - План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)).
- «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание Программы отражает аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
- развивающая предметно-пространственная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
3.1.2.Формы образовательной деятельности.
В процессе занятий используются различные формы:
• традиционные, комбинированные и практические занятия;
• фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально - фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповая – организация работы в группах.
3.1.3.Основные способы и формы работы с воспитанниками.
Формы работы:
беседы;
чтение худ. литературы;
индивидуальная работа;
групповая работа;
коллективно-творческая работа;
игра;
оформление выставок.
Способы работы:
В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования:
Нетрадиционные художественные техники:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
3.1.4.Приемы и методы организации образовательного процесса
Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются дидактические идеи педагогов -новаторов:
В. Ф. Шаталова, Л. С. Выготского. Также применялись идеи и разработки известных авторов, занимавшихся развитием детского изобразительного творчества: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская. Были изучены исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой.
В программе используются также различные приемы:
- наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);
- активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
- нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;
- показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);
- рассматривание картинок, картин, иллюстраций;
- инсценирование с помощью игрушек, реальных и сказочных ситуаций;
- дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.
- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
3.1.5.Перечень необходимого дидактического материала
Иллюстрации, игрушки, косточки, перышки и т.д., худ. литература
3.1.6.Список используемой литературы:
1. И. А. Лыкова «Цветные ладошки - авторская программа» М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.» – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина «Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного возраста» М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4. Е. П. Арнаутова «Педагог и семья.» – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» - Академия развития 2006
7. Н.В.Дубровская «Яркие ладошки» - детство-пресс 2004
8. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - детство-пресс 2003
Формы подведения итогов реализации программы
Создание коллективных композиций;
проведение выставок детских работ;
составление альбомов детских работ;
участие в конкурсах.
Читайте также |
---|
Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста…
Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» - посвященная дню Великой Победы» Аннотация: данная методическая разработка предназначена...
Проект: Патриотическое воспитание на тему «Моя страна - моя Россия»
Патриотическое воспитание на тему «Моя страна - моя Россия» Разновозрастная группа. Срок реализации программы: 6 месяцев. Если не мы, то кто жеДетям нашим...
Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности). Тема: «Чему…
Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности) Тема: «Чему нас учат сказки» Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении в...