Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

1. Пояснительная записка.

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество, а также охрана и укрепление физического и психического здоровья детей стали приоритетными в воспитании и обучении на разных ступенях развития личности. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Один из основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

ИНИЦИАТИВА (франц. initiative - от лат. initium - начало) - первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности.

2. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

Научно-исследовательские условия:

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности (инициативы) детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты, такие как П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова, Т.М.Бондаренко, Т.М.Вавилова, С.А.Васильченко, Т.И.Осокина, Л.И. Пензулаева, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова и многие другие, представили игру как деятельность, способствующую качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающую разностороннее влияние на формирование личности дошкольника.

Методические условия:

О создании методических условий свидетельствует:

  • Обогащение РППС по физическому направлению развития (пополнение оснащения центра физического развития необходимыми материалами и пособиями, разработала картотеки подвижных игр;
  • Разработка перспективного плана и серии конспектов по развитию двигательной инициативы дошкольников посредством подвижных игр;
  • Разработка теоретических материалов для родителей (консультации, стендовая информация, публикации);
  • Разработка практических материалов для родителей (буклеты, памятки, брошюры, справочные материалы);
  • Использование информационно – коммуникативных технологий (презентаций, интерактивной доски).

Организационно-педагогические условия:

О создании организационно-педагогических условий свидетельствует:

  • Курсы повышения квалификации ООО «Межотраслевой Институт Госаттестации» по программе «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации», 2020 г.
  • Курсы повышения квалификации ООО «Межотраслевой Институт Госаттестации» по программе «Образовательный процесс в детском саду на основе примерной образовательной программы "Детство" в условиях реализации ФГОС ДО», 2020 г.
  • Активное участие в работе муниципального методического объединения по физическому развитию дошкольников.
  • Программа профессионально-личностного саморазвития педагога на тему «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в игровых видах деятельности»
  • Общение в педагогических сетевых сообществах maam.ru, nc портал, инфоурок по актуальным вопросам тематики.

3. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

В соответствии с п. 2.6 ФГОС дошкольного образования физическое развитие является одним из направлений развития и образования детей дошкольного возраста, для обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Один из основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Один из основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Эффективным средством развития двигательной активности дошкольников являются подвижные игры.

«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Подвижные игры дают возможность в увлекательной и игровой форме развивать и совершенствовать движения дошкольников, упражнять в беге, в прыжках, в лазании, бросанье, ловле и т.д.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движений при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижении успеха.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре: игры с малой, средней, большой подвижностью; по видам движений: игры с бегом, с метанием, с мячом; по содержанию: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Для этого мною была разработана система образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию двигательной инициативы посредством подвижных игр, вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников.

4. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие дошкольного образования.

Теоретической основой для реализации моей профессиональной деятельности являются научно методические разработки следующих авторов: в научных трудах А.И. Быковой, А.В. Кенеман, И.В. Муратова, Н.В. Потехиной, Е.А. Тимофеевой показано, что двигательная деятельность дошкольников - естественная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, а также условием всестороннего развития и воспитания детей.

Исследования З.Й. Адашкявичене, Л.Б. Спиридоновой, Г.П. Юрко и других показывают, что регулярная двигательная деятельность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, стремление не только удовлетворять свою биологическую потребность в активных движениях, но и быть сильным, ловким, смелым (Н.Е. Анкудинова, Л.А. Венгер, М.П. Голощёкина, Г.П. Лескова, Н.Н. Поддьяков).

Э.С. Вильчковский, Н.А. Ноткина, Л.Н. Пустынникова, М.А. Рунова в своих научных трудах свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная деятельность отрицательно сказывается на физическом состоянии: замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям), умственной работоспособности, приводит к задержке формирования двигательных навыков.

Изучением проблемы физического развития дошкольников занимались Юрий Евгеньевич Антонов, М.Н. Кузнецова, Тамара Филипповна Саулина, Вера Григорьевна Алямовская, Николай Францевич Дик, Е.В. Жердева, М.Д. Маханева, Людмила Ивановна Пензулаева, Марина Алексеевна Рунова, Л.А. Фандикова, В.А. Шишкина, М.В. Мащенко, Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина и др. В работах этих авторов отмечено, что значимость двигательной активности дошкольников сегодня возрастает в связи с тем, что в последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности детей. Низкая двигательная активность ведет к тому, что растут показатели заболеваемости дошкольников, у большинства дошкольников отсутствует интерес к двигательной активности: они предпочитают просмотр телевизора и малоподвижные игры, что ведет к неадекватности статических и динамических нагрузок.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором ведущим видом деятельности является игра, многие авторы (О.И.Кокарева, Л.М.Коровина, Э.Я.Степаненкова и др.) настоятельно рекомендуют использовать ее для развития двигательной активности детей.

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию».

В. В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре.

Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания, видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей радость и удовлетворение. Игра содействует работе крупных мышечных групп; развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы; разнообразие движений в ней препятствует утомлению.

Степаненкова: «Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.»

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

5. Цель и задачи педагогической деятельности

Мною была поставлена цель педагогической деятельности: развитие двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Способствовать развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков, стремления к улучшению показателей физической активности (прыгнуть дальше, пробежать быстрее) посредством подвижных игр;
  • Формировать умение прислушиваться к советам взрослого о способах улучшения результатов, и усвоив тот или иной навык, повторять постоянно в игровой деятельности;
  • Развивать интерес к различным формам двигательной активности, желание приобрести специфические навыки для их осуществления;
  • Закреплять способность воспитанников без жалоб относится к физической усталости, связывать ее со своими спортивными достижениями;
  • Обогатить РППС по физическому развитию воспитанников, создав условия для повышения двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством активного вовлечения их в подвижные игры;
  • Обеспечить педагогическую поддержку семье в повышении компетентности родителей в вопросах развития двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

6. Ведущая педагогическая идея.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных

заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.

Ведущая педагогическая идея звучит так - Использование разных видов подвижных игр способствует повышению двигательной активности (инициативы) дошкольников.

Подвижные игры классифицируются по:

  • степени подвижности (игры малойсредней, большой подвижности);
  • преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.);
  • предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворяют жизненные потребности дошкольников. Ведь подвижные игры в дошкольном возрасте представляют естественный путь «оттачивания» мелкой моторики. Кроме того, подвижные игры позволяют полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане.

Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткамАктивные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Какие бывают подвижные игры для дошкольников

  • Условно подвижные игры для дошкольников можно разделить на сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.

Однако, в любом случае, подвижные игры для дошкольников должны быть достаточно простыми и иметь доступные правила. Важно также подбирать такие подвижные игры для дошкольников, которые будут соответствовать уровню развития участвующих в них детей – не окажутся сложными, или наоборот, излишне примитивными.

Кроме того, желательно, чтобы дошкольник играл в подвижные игры с другими детьми под чутким руководством, а, если возможно, то и при активном участии взрослого. Стоит помнить, что у детей дошкольного возраста большая часть травм происходит именно во время подвижных игр.

  • Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира.

Например, о средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолетах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т. д.

  • Бессюжетные игры подвижные игры для дошкольников учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, внимание и смекалку, умение ориентироваться в пространстве.
  • Подвижные игры-забавы для дошкольников предназначены для развлечения. Они повышают настроение, способны развеселить и отвлечь малышей.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей. Одной из задач педагогического состава подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.

Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает ДОУ.

При проведении подвижных игр нужно учитывать:

  • возрастные и психолого-педагогические особенности детей;
  • направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;
  • сферу интересов и потребностей ребенка;
  • постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

Как уже раннее было сказано, наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха”.

7. Деятельностный аспект личного вклада педагога

в развитие образования

Свою работу я разделила на 3 этапа:

I этап – подготовительный:

  • изучение методической литературы;
  • исследование степени сформированности двигательной инициативы детей;
  • анкетирование родителей по вопросам развития двигательной инициативы детей дошкольного возраста посредством подвижных игр;
  • подбор подвижных игр, направленных на повышение двигательной активности детей, разработка перспективного планирования работы;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды физическому развитию.

II этап – практический:

  • реализация плана работы с детьми;
  • реализация плана работы с родителями.

III этап – обобщающий:

  • праздник «В стране Веселых игр»;
  • проведение спортивного развлечения «Юные пожарные»;
  • проведение военно-спортивной игры «Зарничка» участие детей в «Малышиаде» среди детских садов г.о. Семеновский;
  • повторная диагностика по итогам педагогической деятельности;
  • подведение итогов; пополнение методического кабинета картотекой методических материалов;
  • публикации на Интернет - ресурсах опыта работы, обобщение и распространение опыта работы.

На I этапе я изучила основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Солнышко» и проанализировала методическую литературу по данной теме.

Так же мною была проведена педагогическая диагностика проявления инициативы в двигательной активности старших дошкольников.

Диагностика показателей проявления инициативы в двигательной активности старших дошкольников на основе инструментария оценки качества дошкольного образования РАНХиГС с авторской модификацией осуществлялась по таким критериям:

  • Физическая активность носит результативный характер, и ребенок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее);
  • Прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и, усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности;
  • Проявляет интерес к различным формам двигательной активности, стремится приобрести специфические навыки для их осуществления;
  • Бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает ее со своими спортивными достижениями.

Диагностика показала следующие результаты.

Так, физическая активность носит результативный характер:

Сформировано:

- ребенок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее) - у 5 чел. (18 %),

- прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и, усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности - у 7 чел. (25%),

- проявляет интерес к различным формам двигательной активности, стремится приобрести специфические навыки для их осуществления - у 8 чел. (29 %),

- бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает ее со своими спортивными достижения - у 5 чел. (18 %);

Частично сформировано:

- ребенок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее) - у 10чел. (36%),

- прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и, усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности - у 9 чел. (32%),

- проявляет интерес к различным формам двигательной активности, стремится приобрести специфические навыки для их осуществления - у 11 чел. (39 %),

- бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает ее со своими спортивными достижения - у 12чел. (43 %);

Не сформировано:

- ребенок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее) - у 13 чел. (46%),

- прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и, усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности - у 12чел. (43%),

- проявляет интерес к различным формам двигательной активности, стремится приобрести специфические навыки для их осуществления - у 9 чел. (32%),

- бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает ее со своими спортивными достижения - у 11 чел. (39%).

На этом же этапе была проведена работа с родителями. Родителям было предложено анкетирование на тему «Организация двигательной активности ребенка в семье». Исходя из итогов анкетирования, сделан вывод о том, что родители в большинстве своём не знают, как правильно развивать двигательную активность ребенка детей, какие методы и средства необходимо использовать, не считают проблему достаточно важной, основные виды деятельности детей после прихода из детского сада – это компьютерные игры и просмотр телепередач-80%, настольные игры -12% и совсем немного трудовая деятельность - убрать игрушки и привести в порядок своё место для игр - 6%, совсем мало - подвижные игры-2%. Только личный пример родителей, их отношение к физической культуре формируют у детей необходимые навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.

Было разработано перспективное планирование по развитию двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Следующим на этом этапе было обогащение развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения условий для полноценной работы, связанной с развитием двигательной инициативы детей через подвижные игры. Планируя работу по развитию двигательной инициативы посредством подвижных игр, я:

- пополнила спортивный центр картотеками подвижных игр; гимнастики «пробуждения», утренней гимнастики, физкультминуток; создала альбомы по ознакомлению с разными видами спорта и презентации;

- изготовила некоторое физкультурное оборудование и игровой материал своими руками;

- создала условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для развития физической активности), который назвала Центр двигательной инициативы. Центр представляется в виде круга из плотного картона. На нем 6 кругов разных цветов меньшего размера. На каждом из кругов изображен основной вид движений (ходьба; бег; метание; лазанье; прыжки; равновесие). Посередине большого круга представлена картинка «Общеразвивающие упражнения».

Дополнительно предлагается использовать кубик с цветными гранями или волчок, карточки - схемы основных видов движений с отметкой цветом группы движений, фотографии детей или картинки для каждого ребенка.

- кубик с цветными гранями (каждая грань обозначает основной вид движения): Желтый - «ходьба»; Синий - «бег»; Зеленый - «метание»; Фиолетовый - «лазание»; Оранжевый - «прыжки»; Красный - «равновесие».

- карточки - схемы с основными видами движений (на каждой карточке кружком обозначен цвет ОВД, который закрепляет это упражнение)

Возможные варианты заданий:

1. «Назови вид спорта». Детям предлагается назвать на каждый вид ОВД – вид спорта, где необходимо это движение.

Например: метание (волейбол, баскетбол и др.)

2. «Научи другого». Ребенок вставляет своё фото в круг определенного вида движений (например, лазание) и говорит: «Я сегодня научу, как правильно подлезать под дугу, потому что это у меня хорошо получается»

3. Выбор подвижной игры. С помощью кубика или волчка выбираем вид ОВД, на который будет игра (ведущего можно выбрать с помощью фото, например, выбрать наугад)

II этап – практический

Систему работы я выстроила из взаимосвязи трёх основных блоков:

  • Организованная образовательная деятельность
  • Совместная деятельность педагога и детей на условиях партнерства.
  • Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка – стихийно.

Организованная образовательная деятельность

Проявление инициативы в организации и проведении подвижной игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения), введение новых ролей.

Игровая форма проведения занятий помогает раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.

На каждом физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Например,

  • представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
  • подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
  • посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.

В основной части занятия можно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.

Например:

  • кто дальше бросит мешочек через голову назад;
  • кто устоит на одной ноге после кружения с закрытыми глазами;
  • попадите в катящийся обруч мячом;
  • доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
  • выберите любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.

Сразу после занятия подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.

Игра – отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы.

Поддержка двигательной инициативы детей проявляется в введении дополнений в правила игры (усложнения) и введение новых ролей.

В работе с детьми проводилась подвижная игра «Охотники и зайцы». На первом этапе выполнения игры выполнялись согласованные движения несколькими участниками: зайцы прыгают в парах держась за руки, охотник метает мяч из положения сидя. На втором этапе усложнения условий игры: зайцы подлезают под шнур, охотник метает мяч по ногам играющих.

Так же проводилась подвижная игра «Хитрая лиса». На первом этапе выполнения игры воспитанники применяли необычные исходные положения: лиса не ловит тех, кто стоит на одной ноге, руки в стороны. Вводим «выручалки». На втором этапе усложнения условий игры: выбираем двух лис, чтобы спрятаться от лисы детям нужно встать на предметы.

Алгоритм введения подвижной игры в образовательный процесс:

1

Совместная деятельность детей и взрослых:

Совместная деятельность педагога и детей на условиях партнерства включала в себя подвижные игры и упражнения на развитие двигательной активности.

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются и активно развиваются различные движения, которые являются основными видами движений дошкольников: ходьба и бег, лазание и ползание, метание и катание, бросание и ловля мяча, прыжки и равновесие.

Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования основных видов движений.

Активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ.

Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка, развитию крупной моторики и произвольности движений.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота.

Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»). Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой).

На занятиях и в свободной деятельности мы с детьми играли в подвижную сюжетную игру: «Медведи и пчелы».

Для этого нам нужно разделиться на две команды (мальчики медведи, а девочки пчелы). На одной стороне зала ульи, а на другой - луг. По сигналу «Полетели» пчелы жужжат и летят на луг за медом. В это время медведи из берлоги бегут к ульям. По сигналу воспитателя «Медведи» пчелы летят в ульи и жалят медведей. Медведи должны убежать от пчел в свои берлоги. Тот медведь, которого ужалили, садится на стульчики.

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами. 

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

С детьми была проведена подвижная игра «Догоните меня». Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места.

Хороводные игры проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям. Для чего нужны игры с пением?

Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного интонирования.

Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия.

На прогулке проводилась игра «Гори, гори ясно». Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

Игровые упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий, например как: «Попади в воротца»«Доползи до игрушки», «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч, и др. Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры, например: «Пройди по мостику»«Перешагни через ручеек» и т. д. Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному их выполнению.

В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы и правила в общепринятом смысле, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Игры- забавы, игры- аттракционы двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках, выполнить движения с завязанными глазами и тому подобное и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

Такие задания выполняют двое- трое детей старшего дошкольного возраста, а основная масса детей являются зрителями.

Игры- забавы доставляют детям радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной и многих других систем), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.

Дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам и играм с элементами соревнования. Их увлекает разнообразие движений в одной игре – прибежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье и т.д., использовать нестандартное спортивное оборудование, желание выиграть, соревновательных характер. Однако необычность обстановки, разнообразие заданий возбуждают детей, они не всегда внимательно слушают. Поэтому в начале обучения приходиться больше объяснять детям, устанавливать определённые правила и требования. К концу обучения дети привыкают к работе в команде, соблюдают правила, легко усваивают.

Очень ценно, что занятия с использованием соревновательных игр и игр-эстафет способствую воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Такие игры как, «Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п., также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств и произвольности движений (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности).

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше.

Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

Игры спортивного характера – это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения цели (ворота, сетка, площадка и. т. д.) спортивным снарядом (мячом, битой, ракеткой).

Например, спортивные игры «Школа мяча».

Цель: закрепить умения детей владеть мячом, выполняя ряд заданий:

- подбросить мяч вверх и поймать двумя руками,

- ударить мячом о пол и поймать двумя руками,

-ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Игра «Кольцеброс» развивает ловкость и глазомер, игра «Кегли» учит прокатывать мяч, стараясь сбить как можно больше кеглей.

Спортивные игры по упрощённым правилам, элементы спортивных игр, практикуются в старших и подготовительных группах детского сада.

Самостоятельная деятельность

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

  • создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • не директивной помощи детям (всеми средствами создается атмосфера тепла, приятия, понимания), поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений; побуждение к действию.

Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Одним из важных направлений в работе с детьми является развитие самостоятельности в двигательной деятельности.

Так же развитие детской самостоятельности осуществляется через Карточки-схемы.

Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.

На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.

Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий.

Детям можно предложить попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, придумать игру самим; спросить, какие игры подсказывает погода за окном, предложить посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди; напомнить, что нужно совершенствовать, например, прыжки в длину, и дети сами называют игры, где используется это движение.

Для поддержки детской инициативы я:

  • Предоставляла детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • Отмечала и приветствовала даже минимальные успехи детей;
  • Не критиковала результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • Формировала у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучала свободно пользоваться игровым оборудованием и пособиями;
  • Содержала в открытом доступе различные атрибуты двигательной активности.

Моя задача заключалась в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Только совместными усилиями родителей и педагогов учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании и развитии ребенка. Привлечь родителей к развитию двигательной активности детей через подвижные игры помогли консультации: «Двигательная активность и здоровье ребенка», «Организация двигательной активности ребенка в семье», «Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей».

Для родителей я провела семинар-практикум по изготовлению атрибутов к подвижным играм. Поделки из бросового материала являются прекрасным средством для развития двигательной активности, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления, выдумки и фантазии и для родителя, и для ребенка.

Семинар - практикум «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга», подобрала подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть в условиях семьи.

Подготовила и провела родительские собрание по теме «Роль семьи в развитии двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста» с показом видео ООД по физической культуре в старшей группе, на котором мы обсудили важность развития двигательной инициативы детей посредством подвижных игр и определили направление, в котором необходимо будет работать с детьми.

МДОУ «Детский сад №6 Солнышко» на договорных основах сотрудничает с МБУ «ФОК в г. Семенов». Ежегодно воспитанники МДОУ принимают участие в районном спортивном фестивале «Малышиада» среди дошкольных образовательных учреждений.

III этап – обобщающий.

На обобщающем этапе с детьми был проведен праздник «В стране Веселых игр».

Воспитанники старшей и средней групп активно приняли участие в празднике «В стране Веселых игр». В гости к детям пришел сказочный персонаж - клоун Ириска. Дети вместе с Ириской побывали в стране Веселых игр: отгадывали загадки, играли в игры на внимание и ловкость. Ребята получили заряд положительных эмоций и пожелали клоуну Ириске не забывать заходить в гости к детям в детский сад.

Так же было проведено спортивное развлечение «Юные пожарные», на котором дети проходили эстафеты: «Пожар обнаружен», «Вызов пожарных», «Олимпийский огонь», «Надень спецодежду», «Тушим огонь» и разгадывали загадки. Со всеми эстафетами ребята справились, получили хорошее настроение и заряд бодрости на весь день.

Ежегодно в нашем детском саду проходит военно-спортивная игра «Зарничка». По традиции, мы провели ее в преддверии праздника Дня защитника Отечества. Это хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества. «Зарница» — это военно – спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций. Так же это отличная возможность весело провести время, проявить свои способности и получить полезные навыки.

Игра была проведена на свежем воздухе, где приняли участие дети старшей и подготовительных к школе групп детского сада.

Открытие игры «Зарница» началось с торжественного построения всех участников, командирами отрядов были сданы рапорта главнокомандующему.

Так же ежегодно дети принимают участие в «Малышиаде» среди детских садов г.о.Семеновский. На «Малышиаде» дети проявляют свою силу, ловкость, скорость, сноровку. Воспитанникам очень нравится принимать участие в спортивных соревнованиях.

Исходя из сравнительной педагогической диагностики, проведенной на 3 этапе, мы можем наблюдать положительную динамику по всем четырем критериям.

Остановимся на одном из них, например, на «Физическая активность носит результативный характер, и ребенок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее)». Если в начале работы показатель - сформировано у 5 чел. (18 %), то сейчас видно, что процент достиг 50 % (14 человек). У детей, у которых «Физическая активность носила результативный характер, и ребенок стремился к улучшению показателей в ней» проявлялся не всегда - 36% (10 человек). В конце работы этот показатель достиг 43% (12 человек). А вот детей с показателем «не сформировано» по данному критерию стало 7 % (2 чел) (вместо 46 % - 13 чел.)

Выводы: Из анализа результатов диагностики видно, что выбранное направление моей работы имеет положительный результат.

Педагогическая диагностика показала положительную динамику в физическом развитии детей. Дети овладели разнообразными движениями и их сочетаниями. Выполняют правила в подвижных играх, учитывая изменяющие условия. Проявляют интерес к разнообразным двигательным действиям с динамическим сюжетом. На основе изученных ранее игр дети могут предложить свои варианты игр. Умеют действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво.

  1. Результативность профессиональной педагогической деятельности
  • Физическая активность детей носит результативный характер, и они стремятся к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее)
  • Воспитанники прислушиваются к советам взрослого о способах улучшения результатов, и, усвоив тот или иной навык, повторяют постоянно в своей деятельности.
  • Дошкольники проявляют интерес к различным формам двигательной активности, стремятся приобрести специфические навыки для их осуществления.
  • Бодро и без жалоб относятся к физической усталости, связывают ее со своими спортивными достижениями
  • Сформировано умение самостоятельно организовывать подвижные игры и использовать их в свободной деятельности;
  • Повышено эмоциональное, психическое и физическое благополучие детей;
  • Пополнение методического кабинета разработками и сценариями материалов по теме.
  • Обогащена РППС по физическому развитию воспитанников;
  • Обеспечена педагогическая поддержка родителям в повышении их компетентности в вопросах развития двигательной инициативы дошкольников посредством подвижных игр.
  • Активное участие родителей в физкультурных мероприятиях ДОУ.

Разработанная на практике система по развитию двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста доказала свою эффективность. Я уверена, что умения и навыки, полученные нашими воспитанниками, будут полезны в дальнейшей жизни.

Ребенок, которого лишили подвижной игры, владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательной инициативы.

  1. Диапазон личного вклада в развитие образования

и степень его новизны

Личным вкладом я считаю систему работы по развитию двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр, а именно:

  • Разработано перспективное планирование по развитию двигательной инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
  • Разработаны и апробированы конспекты по ООД: ««Сказочный зимний лес»» (2019 г), «Веселые медвежата» (20 20 г), «В лес к лесным жителям» (2020 г), «Путешествие в осенний лес» (2021), сценарий спортивного развлечения «Юные пожарные» (2020 г.), сценарий военно-спортивной игры «Зарница» с детьми старшего дошкольного возраста (2021 г), сценарий спортивного досуга для детей и родителей на ФОКе «Страна зимних игр» (2020 г).
  • Разработан и реализован проект «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр» (2020 г)
  • Разработаны лепбуки по физическому развитию дошкольников: «Физкультура и спорт», «Физкультурный калейдоскоп», «Спорт»
  • Разработаны картотеки подвижных игр для развития двигательной инициативы.
  • Создана система педагогической деятельности по работе над развитием двигательной инициативы детей посредством подвижных игр.

Перспективы дальнейшей работы:

  • Продолжать создавать в образовательном пространстве МДОУ условия, способствующие развитие двигательной инициативы с помощью подвижных игр, используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей и детей.
  • Продолжать работу по теме: «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр».
  • Изучить новые источники по проблеме (научную, методическую литературу).
  • Разработать конспекты родительских собраний, бесед с родителями по данному направлению, сценарии досугов и развлечений.
  • Делиться опытом работы с коллегами на уровне детского сада и на уровне города.
  • Опубликовать опыт работы развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
  1. Транслируемость практических достижений

профессиональной деятельности.

Своими методическими разработками я охотно делюсь с коллегами в детском саду и в различных интернет - сообществах.

На уровне ДОУ:

  • Сообщение из опыта работы «Сюжетно – ролевая игра как условие успешной социализации ребенка- дошкольника»
  • Презентация дидактических игр по речевому развитию: «Третий лишний», «Загадки поющих звуков», «Разложи по домикам»
  • .Презентация дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию: «Какие праздники ты знаешь?»
  • Сообщение из опыта работы «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

На муниципальном уровне:

  • Сообщение из опыта работы «Утренняя гимнастика в жизни ребенка»
  • Мастер-класс по проведению утренней гимнастики с видеороликом на телевидение «Семеновские кабельные сети»
  • Участие в конкурсе «Лучшая разработка конспекта с фотоотчетом «День здоровья»
  • Участие в конкурсе «Лучший физкультурный зал»
  • Разработка конспекта физкультурного занятия на свежем воздухе

Всероссийский:

  • Публикация работы по теме: Паспорт физкультурного центра старшей группы»
  • Публикация материала конспект ООД по познавательному развитию в первой младшей группе «Чудо – фрукты»
  • Публикация работы по теме: «Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки»
  • Публикация работы по теме: «Сценарий военно-спортивной игры «Зарничка» с элементами развития речи, старший дошкольный возраст.
  • Публикация статьи «Подвижные игры направленные на формирование правильной осанки
  • Публикация работы на тему: «Рекомендации в период самоизоляции для родителей и детей»
  • Участие в конкурсе изобразительное творчество «Осенние фантазии»
  • Участие в конкурсе поделки из природных материалов «Осеннее настроение»

Международный:

  • Участие в фестивале народных художественных промыслов «Золотая хохлома»
  • Участие в конкурсе «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
  • Участие в конкурсе «Здоровье. Спорт»

Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.10 2013 г №1155

2. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Солнышко»

3. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

4. Аксенова З.В.Спортивные праздники в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2003

5. Луконина Н., Чадова Л. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: «Айрис Пресс», 2004

6. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб, 2016

7. Нищева Н.В.Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб, 2016

8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: «Владос», 2002

9. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в старшей группе. – М., 2015

10. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в подготовительной группе. – М., 2015

11. Харченко Т.К. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб: «Детство-Пресс», 2011

12. Харченко Т.К. Физкультурные праздники в детском саду.

Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие

для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009

13. Интернет ресурсы:

http://www.maaam.ru

http://www.nsportal.ru

http://www.google.com

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Читайте также

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми» Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни. Задачи: Обобщить и закрепить...

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Цифровое детство

Цифровое детство Еще недавно, мы взрослое поколение, постепенно погружались в цифровой мир. Времена изменились, а наши дети уже рождены в этом...