Сайт для воспитателей детских садов



Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «В поисках эха»

Цель: познакомить детей с эхом как физическим явлением.

Задачи:
Образовательная:

  1. Подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук.
  2. Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
  3. Активизировать словарь: лаборатория, научный опыт, эксперимент, открытие, колебание.
  4. Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов.

Развивающие:

  1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  2. Развивать мыслительную деятельность, внимание, память умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  3. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать отзывчивость.
  2. Дать детям почувствовать радость открытий.
  3. Воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: интерактивная доска, слайд с изображением мест, где можно услышать эхо, слайд с объяснением возникновения эха, ведро, трёхлитровая банка, кастрюля, маленькие мягкие игрушки, тряпочки, мяч, подушка, карточки-символы для характеристики эха, мультфильм «Эхо», конверт с письмом от Лесовичка.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие.

Ход деятельности

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом-
Станет радостно кругом!
Здравствуйте!

Стук в дверь. Приносят письмо от Лесовичка.

Воспитатель: Ребята, это письмо от Лесовичка. Вот, что он пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня гуляя в лесу, я обнаружил, что потерялся мой друг-озорник. А без него я не смогу сообщить лесным жителям, что пора готовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, найти моего друга, буду вам очень признателен. Лесовичок»

Воспитатель: О каком друге –озорнике пишет Лесовичок? (Предположения детей.)

Воспитатель: Ребята, в конверте лежит дубовый листочек с загадкой. Может загадка поможет нам понять, кого ищет Лесовичок:
Я молчу – оно молчит.
Я кричу – оно кричит.
Ну потеха, ну потеха!
Дразнит нас с тобою…(Эхо.)

Воспитатель: Да, без эха трудно придётся Лесовичку. Ребята, а мы сможем ему помочь? Что нам нужно сделать, чтобы помочь Лесовичку?

Ответы детей.
Воспитатель:
Прежде чем начнем искать эхо, давайте послушаем, что нам про эхо расскажут дети.

1 ребенок:
Эхо, как лесное чудо,
Раздаётся ниоткуда.
Повторяет всё за мной,
Словно микрофон лесной
2 ребёнок:

Эхо прячется в горах,
За камнями и в кустах.
Кто-то громко засмеётся,
Эхо сразу отзовётся,
Кто-то громко закричит,
Эхо тоже не молчит.
Воспитатель: Что такое эхо? (Ответ детей.)

Воспитатель: Эхо - это природное явление, когда сказанное слово слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.

Воспитатель: Поиграем в игру под названьем «ЭХО», где вы будете «эхом». Я буду говорить громко, а вы будете повторять тихо.

За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
— Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

— С чем ты ходишь там? Постой!

Эхо мне в ответ: «Пустой-ой!»

— Выйди! Я хоть погляжу!

Отвечает: «Погожу-у!»

— Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»

— Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: «Ку-ку!»

— И найду тебя в кустах!

Отвечает эхо: «А-ах!»

— От меня не убежишь!

Отвечает эхо: «Ши-ш-ш!»

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, подумаем, где может жить эхо. Где мы можем его услышать? (Картинки на слайде.)

Ответы детей: в лесу, в арке, пустой комнате.

Воспитатель: Ребята, а можно увидеть эхо? Правильно, увидеть мы его не можем, а можем только услышать. Оно повторяет всё, даже самые странные звуки.

Воспитатель: Ребята, а эхо везде живет? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я предлагаю вам при помощи опыта узнать, где живет эхо и как образуется эхо. Для этого нам нужно отправиться в научную лабораторию.
Воспитатель:
Скажите, что такое лаборатория? (Лаборатория - место, где работают ученые, исследователи, проводят опыты.) Отправляемся в лабораторию.
Воспитатель: Закройте глаза, покружитесь.
Раз, два, три- покружитесь,
В лаборатории очутитесь!
(На экране появляется слайд с изображением лаборатории.)
Воспитатель:
Проходим в научную лабораторию.
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться , аккуратно работать с оборудованием, точно выполнять указания старшего исследователя.)
Воспитатель: Работать мы сегодня будем в 3х группах. Вам нужно разделиться на 3 группы и пройти к столам. Каждая группа работает со своим оборудованием: (1 группа – с ведром, 2 группа - с трехлитровой банкой, 3 группа –с кастрюлей).
Опыт №1

На 1м столе стоит пустое вёдро, на 2м столе трёхлитровая банка, на 3м столе кастрюля. Каждый ребёнок подходит к своей емкости. Сначала произносят свое имя в свою емкость. Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить ведро мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в ведре эхо.

Вывод: Эхо можно услышать только в пустом пространстве.

Воспитатель: А как же образуется эхо? На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Опыт № 2

Воспитатель берёт мяч и ударяет им по крышке стола. Обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.
Воспитатель
: Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.

Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Воспитатель: Посмотрите на экран (слайд с изображением кричащего человека):
Человек что-то крикнул. Звук невидимой волной побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвратился обратно. Человек услышал эхо.

Воспитатель: Давайте отдохнем, разомнемся немного, поиграем.
Проводится физкультминутка.

Заблудились мы в лесу 1 Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.

Стало не до смеха.

Маму мы зовем: «Ау!» - 2 повороты в стороны, руки у рта рупором.

Отвечает эхо.

Эхо, эхо, почему 3 Хлопок перед грудью, руки в стороны, наклоны вперед,

Отвечаешь ты «Ау»? посмотреть вперед.

Мы под кустики глядели 4 Руки на поясе. Приседание с поворотом в сторону.

Эхо отыскать хотели.

Где ты, отвечай скорей! 5 Повороты вокруг себя влево, вправо.
Отвечало эхо: «Эй!»

Воспитатель: Ребята, теперь, вам, как настоящим ученым, нужно сделать выводы по результатам наших исследований. У вас на столах лежат карточки-символы. Вам нужно выбрать только те карточки, которые подходят для эха.
Каждая группа знакомит с выводами. 1. Эхо слышим, но не видим.
2. Эхо встречается там, где звук встречает препятствие.

3. Эхо нельзя услышать в поле.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Нашли мы с вами эхо? А теперь нужно написать письмо Лесовичку, рассказать, где он может найти Эхо.

Воспитатель под диктовку детей пишет письмо на листике от дерева: «Дорогой Лесовичок, эхо можно услышать в лесу, в горах, в пустой комнате, в тоннели, даже в пустом ведре. Надеемся, что мы тебе помогли. Ребята группы «Капелька».
Воспитатель: Дети, положим наш листик за окошко, сорока унесет его Лесовичку.

Воспитатель: Сегодня мы с вами много говорили про эхо, слышали его, а теперь я предлагаю вам посмотреть увлекательный мультфильм «Эхо».
Просмотр мультфильма «Эхо».





Новые публикации

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекцион…

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в группе для детей с ТНР Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова» Цель: Формирование у детей представлений о ценности хлеба в ходе проектной деятельности. Задачи: 1. Расширить знания...

Дидактическая игра «Тактильная дощечка»

Дидактическая игра «Тактильная дощечка» Аннотация: Дидактическое пособие «Тактильная дощечка» предназначена для детей 2-3 лет. Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в...

Читайте также

Праздник, посвященный Всемирному Дню Здоровья и Дню Космонавтики «Будем спортом …

Праздник, посвященный Всемирному Дню Здоровья и Дню Космонавтики«Будем спортом заниматься, чтобы в Космос нам подняться!»   Цель: Закрепить культурно-гигиенические навыки у детей...

Сценарий выпускного праздника подготовительной группы «Путешествие по островам д…

Сценарий выпускного праздника подготовительной группы «Путешествие по островам детства»   Ведущий: Опять весна на белом свете На детской радостной планете. Природа снова оживает: Звенит, цветет, благоухает. И это чудо...

Конспект сюжетно - игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Стр…

Конспект сюжетно - игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Страна Спортландия» Задачи: упражнять в прыжках в высоту, в метании, во владении мячом; развивать...




Комментарии

  • Tany
    Как же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! tchild.ru/.../ ...

    Подробнее...

     
  • Маслова Марина
    Очень нужный и своевременный материал. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо! Понравилось.!

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Как вы успеваете провести все? Я проводила это занятие в старшей группе и то не успела за полчаса.

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    СПАСИБО!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия по окружающему миру

 Конспект занятия по окружающему миру в средней группе

кружок по дополнительной образовательной…

кружок по дополнительной образовательной деятельности " Хочу все знать! " № Название разделов и тем занятий Кол-во часов всего теория практика 1 Вводное занятие. Теория       1.1 «Экскурсия в детскую лабораторию» 1 1   2 Раздел 2. Практическая часть   2.1 «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» 1   1 2.2 «Наши помощники – глаза» 1   1 2.3 «Угадай –...

Конспект открытого занятия в средней гру…

Цели: Упражнять в счёте звуков в пределах 5; Закрепить знание частей суток; Продолжать сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый...

Игры и занятия на третьем году жизни реб…

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство