Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «В поисках эха»

Цель: познакомить детей с эхом как физическим явлением.

Задачи:
Образовательная:

  1. Подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук.
  2. Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
  3. Активизировать словарь: лаборатория, научный опыт, эксперимент, открытие, колебание.
  4. Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов.

Развивающие:

  1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  2. Развивать мыслительную деятельность, внимание, память умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  3. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать отзывчивость.
  2. Дать детям почувствовать радость открытий.
  3. Воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: интерактивная доска, слайд с изображением мест, где можно услышать эхо, слайд с объяснением возникновения эха, ведро, трёхлитровая банка, кастрюля, маленькие мягкие игрушки, тряпочки, мяч, подушка, карточки-символы для характеристики эха, мультфильм «Эхо», конверт с письмом от Лесовичка.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие.

Ход деятельности

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом-
Станет радостно кругом!
Здравствуйте!

Стук в дверь. Приносят письмо от Лесовичка.

Воспитатель: Ребята, это письмо от Лесовичка. Вот, что он пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня гуляя в лесу, я обнаружил, что потерялся мой друг-озорник. А без него я не смогу сообщить лесным жителям, что пора готовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, найти моего друга, буду вам очень признателен. Лесовичок»

Воспитатель: О каком друге –озорнике пишет Лесовичок? (Предположения детей.)

Воспитатель: Ребята, в конверте лежит дубовый листочек с загадкой. Может загадка поможет нам понять, кого ищет Лесовичок:
Я молчу – оно молчит.
Я кричу – оно кричит.
Ну потеха, ну потеха!
Дразнит нас с тобою…(Эхо.)

Воспитатель: Да, без эха трудно придётся Лесовичку. Ребята, а мы сможем ему помочь? Что нам нужно сделать, чтобы помочь Лесовичку?

Ответы детей.
Воспитатель:
Прежде чем начнем искать эхо, давайте послушаем, что нам про эхо расскажут дети.

1 ребенок:
Эхо, как лесное чудо,
Раздаётся ниоткуда.
Повторяет всё за мной,
Словно микрофон лесной
2 ребёнок:

Эхо прячется в горах,
За камнями и в кустах.
Кто-то громко засмеётся,
Эхо сразу отзовётся,
Кто-то громко закричит,
Эхо тоже не молчит.
Воспитатель: Что такое эхо? (Ответ детей.)

Воспитатель: Эхо - это природное явление, когда сказанное слово слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.

Воспитатель: Поиграем в игру под названьем «ЭХО», где вы будете «эхом». Я буду говорить громко, а вы будете повторять тихо.

За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
— Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

— С чем ты ходишь там? Постой!

Эхо мне в ответ: «Пустой-ой!»

— Выйди! Я хоть погляжу!

Отвечает: «Погожу-у!»

— Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»

— Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: «Ку-ку!»

— И найду тебя в кустах!

Отвечает эхо: «А-ах!»

— От меня не убежишь!

Отвечает эхо: «Ши-ш-ш!»

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, подумаем, где может жить эхо. Где мы можем его услышать? (Картинки на слайде.)

Ответы детей: в лесу, в арке, пустой комнате.

Воспитатель: Ребята, а можно увидеть эхо? Правильно, увидеть мы его не можем, а можем только услышать. Оно повторяет всё, даже самые странные звуки.

Воспитатель: Ребята, а эхо везде живет? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я предлагаю вам при помощи опыта узнать, где живет эхо и как образуется эхо. Для этого нам нужно отправиться в научную лабораторию.
Воспитатель:
Скажите, что такое лаборатория? (Лаборатория - место, где работают ученые, исследователи, проводят опыты.) Отправляемся в лабораторию.
Воспитатель: Закройте глаза, покружитесь.
Раз, два, три- покружитесь,
В лаборатории очутитесь!
(На экране появляется слайд с изображением лаборатории.)
Воспитатель:
Проходим в научную лабораторию.
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться , аккуратно работать с оборудованием, точно выполнять указания старшего исследователя.)
Воспитатель: Работать мы сегодня будем в 3х группах. Вам нужно разделиться на 3 группы и пройти к столам. Каждая группа работает со своим оборудованием: (1 группа – с ведром, 2 группа - с трехлитровой банкой, 3 группа –с кастрюлей).
Опыт №1

На 1м столе стоит пустое вёдро, на 2м столе трёхлитровая банка, на 3м столе кастрюля. Каждый ребёнок подходит к своей емкости. Сначала произносят свое имя в свою емкость. Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить ведро мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в ведре эхо.

Вывод: Эхо можно услышать только в пустом пространстве.

Воспитатель: А как же образуется эхо? На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Опыт № 2

Воспитатель берёт мяч и ударяет им по крышке стола. Обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.
Воспитатель
: Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.

Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Воспитатель: Посмотрите на экран (слайд с изображением кричащего человека):
Человек что-то крикнул. Звук невидимой волной побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвратился обратно. Человек услышал эхо.

Воспитатель: Давайте отдохнем, разомнемся немного, поиграем.
Проводится физкультминутка.

Заблудились мы в лесу 1 Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.

Стало не до смеха.

Маму мы зовем: «Ау!» - 2 повороты в стороны, руки у рта рупором.

Отвечает эхо.

Эхо, эхо, почему 3 Хлопок перед грудью, руки в стороны, наклоны вперед,

Отвечаешь ты «Ау»? посмотреть вперед.

Мы под кустики глядели 4 Руки на поясе. Приседание с поворотом в сторону.

Эхо отыскать хотели.

Где ты, отвечай скорей! 5 Повороты вокруг себя влево, вправо.
Отвечало эхо: «Эй!»

Воспитатель: Ребята, теперь, вам, как настоящим ученым, нужно сделать выводы по результатам наших исследований. У вас на столах лежат карточки-символы. Вам нужно выбрать только те карточки, которые подходят для эха.
Каждая группа знакомит с выводами. 1. Эхо слышим, но не видим.
2. Эхо встречается там, где звук встречает препятствие.

3. Эхо нельзя услышать в поле.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Нашли мы с вами эхо? А теперь нужно написать письмо Лесовичку, рассказать, где он может найти Эхо.

Воспитатель под диктовку детей пишет письмо на листике от дерева: «Дорогой Лесовичок, эхо можно услышать в лесу, в горах, в пустой комнате, в тоннели, даже в пустом ведре. Надеемся, что мы тебе помогли. Ребята группы «Капелька».
Воспитатель: Дети, положим наш листик за окошко, сорока унесет его Лесовичку.

Воспитатель: Сегодня мы с вами много говорили про эхо, слышали его, а теперь я предлагаю вам посмотреть увлекательный мультфильм «Эхо».
Просмотр мультфильма «Эхо».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема:…

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема: «Затерянный мир динозавров» Цель: Формирование умения изображать листопад ватными палочками. Образовательные: продолжать...

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к…

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Развивать умение решать примеры. Закрепить умение делить...

Читайте также

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...

«Тайна имени»

«Тайна имени» Имена, имена В нашей речи звучат не случайно, Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна. С.Маршак. С самого раннего детства...