Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности»

«Активизация воображения личности

не происходит сама по себе, а для этого

необходимо целенаправленное

психолого-педагогическое воздействие».

Л.С. Выготский.

Детство – светлое и радостное время, это период, когда малыш познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности: играх, рисунках, музыкальной деятельности. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный, увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в невиданных, диких зверей, а небо помещается в ладошке.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребенка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения - одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение – своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы.

В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.

Воображение - великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, А.И. Кириллова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая и другие. Они отмечали, что дошкольный возраст является сензитивным для развития данного психического процесса, и указывали на особую важность работы в этом направлении.

Актуальность этой темы определена следующими проблемами:

  1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
  2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.

Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.

На воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

На занятиях по изобразительному искусству я ставлю цель: создать педагогические условия для развития воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Нетрадиционные техники рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развивать ребенка всесторонне.

Значение нетрадиционных техник рисования.

1. Имеет огромное значение в формировании личности ребенка.

2. Развитие мышления ребенка.

3. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

4. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).

5. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

6. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности - например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования.

Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для занятий нужно подбирать красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов - все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В своей работе использую методическое пособие по художественному творчеству дошкольников «Ильгам» Азнабаевой Ф.Г., Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования (интегрированные занятия в ДОУ), пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», пособие «Художественная мастерская» Сьюзан Швейк и др.

«Нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивляться и радоваться миру». (М. Шклярова). Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям.

Нетрадиционные техники рисования учат выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Отступают страхи, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность быстро получить желаемый результат.

Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивания «шедевры» собственных детей, избавляютя от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Существует даже такая техника рисования – кляксография.

В последние годы кляксография набирает небывалую популярность, так как благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.

Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторимую форму, цвет и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.

Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ. Кляксография незабыта и современными художниками-акварелистами.

Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детские годы. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Кляксография – это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Более того, его принято считать нетрадиционной техникой, как, впрочем, и многие другие, где используется необычный для этой цели материал.

Положительные стороны кляксографии

В последнее время, данный вид рисования стал очень популярен. Случайное пятно, появившееся на бумажном листе из-за неосторожности, может иметь неповторимую структуру. Как бы вам не хотелось, такой узор больше не повторить. Добавив немного фантазии и креативности мышления, любую кляксу можно превратить в предмет, животное, растение или выдуманное существо.

Данный вид деятельности не имеет абсолютно никаких ограничений в возрасте. То есть, кляксографией могут заниматься, как дети, так и взрослые.

Кляксография как техника рисования

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующие материалы:

  • Художественная кисть. Для создания клякс и брызг желательно использовать жесткие кисточки или зубную щетку. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи пипетки.
  • Краски. В этом виде искусства применяют жидкую акварель. Необходимой для рисунка консистенцией обладает и разноцветная тушь. Ее также можно использовать для рисования.
  • Белый картон или лист белой плотной бумаги.
  • Емкость для воды.
  • Ватные палочки и тонкие кисти для дорисовывания.
  • Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук и излишков краски с листа.

Этапы творческого процесса

Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета, сказочное существо или живописный подводный мир.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами. Наиболее распространенный — капельный метод.

Здесь потребуется широкая, жесткая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.

Во втором способе кляксографии используют метод растекания.

Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять краску в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали. Для этого можно воспользоваться ватной палочкой или тонкой кистью. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте листочки и ягодки. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.

Таким образом, нетрадиционная техника изображения «Кляксография»
позволяют избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует
лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок
развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражению индивидуальности.

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок.

Роль родителей в развитии воображения детей велика. Именно родители учат своего ребенка видеть прекрасное в окружающем мире. Если мама или папа равнодушно отмахиваются от ребенка, когда тот искренне радуется, удивляется увиденному солнцу в капельке росы, то и ребенок подсознательно перенимает равнодушие взрослых. И уже облако, плывущее по небу, так похожее на любимого плюшевого мишку, не вызовет восторга у ребенка. Но, если мама или папа будут эмоционально реагировать на маленькую божью коровку, ползающую среди изумрудной травы, то и ребенок будет более отзывчив, эмоционален, добр. У ребенка появится желание отразить свои яркие впечатления в рисунке. И все потому, что родители своим внимательным, положительным отношением к окружающему миру воспитывают в ребенке любовь к живому, прекрасному, учат видеть красоту окружающего мира, восхищаться ею, обогащают, развивают эстетическое восприятие, детское представление о мире. А на основе восприятия и представлений формируется воображение ребенка, так необходимое для развития детского изобразительного творчества.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога.

Вывод по данной работе заключается в том, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребенок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Курочка»

Театрализованная игра «Курочка» Аннотация: Игра развивает связную речь, учит драматизации, обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, формирует коммуникативные качества...

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...

Читайте также

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...