Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет с задержкой психического развития. Тема: «В гостях у лесных жителей»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и систематизировать знания детей о внешнем виде диких животных, повадках, их жилищ;
  • формировать обобщающее понятие «дикие животные»;
  • совершенствовать грамматический строй речи: образование форм существительных винительного падежа единственного числа.
  • расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «дикие животные»;
  • закреплять навык понимания и употребления в речи предлогов «на», «под», «за», «в»;
  • упражнять в сравнение групп предметов по количеству, пользуясь приемами приложения и составления пар, используя слова «больше», «меньше», «поровну».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать словесно – логическое мышление;
  • развивать координацию речи с движением, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать, взаимодействовать;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция с областями: познание, коммуникация, социализация, музыка, здоровье, физическая культура.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, ноутбук, аудиозапись «звуки природы», плоскостное изображение шишек (5 шт.), грибов (6 шт.), корзинки (2 шт.): синяя и зеленая, картинка с изображением диких животных и их жилищ, контейнер с карандашами.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их жилищ.

Чтение художественной литературы.

Просмотр видеороликов об условиях жизни диких животных.

Беседы с детьми.

Ход занятия

Структура занятия Деятельность учителя-дефектолога
1. Организационный момент.
Цели: формирование положительной установки на участие в занятии.
Дети проходят в зал. Дефектолог приветствует детей.
Ребята, сегодня нас ждет большое и интересное путешествие! Хотите узнать куда?! (Ответы детей.)
Побываем мы в лесу,
Повстречаем там лису
И медведя повстречаем.
С белкой, с зайцем поиграем.
Вставайте вагончиками друг за другом. Поезд отправляется.
Дети встают за дефектологом друг за другом.
Тук-тук-тук — стучат колеса.
Мчится поезд все быстрей.
Тук-тук-тук — стучат колеса.
Вези нас поезд в лес скорей!
2. Основная часть.
Игра «Угадай по описанию»
Цели: пополнение и расширение атрибутивного и номинативного словаря; формирование предпосылок словесно-логического мышления.
Дети садятся на стульчики. Звучит аудиозапись «звуки природы». Дефектолог привлекает внимание детей к экрану, на котором изображен лес.
(Слайд №1)
Ребята, куда мы попали!? (Ответы детей.)
Да, мы в лесу! В лесу растет много деревьев.
Поют птицы.
С какими животными можно встретиться в лесу?
На каждое отгаданное детьми слово на экране появляется картинка животного.
(Слайды №2, №3, №4, №5)
Маленький, трусливый, длинноухий, серый или белый – … (заяц).
Рыжая, хитрая – … (лиса).
Большой, косолапый, неуклюжий – … (медведь).
Маленькая, рыжая, ловкая, запасливая – … (белка).
Беседа
Цели: активизация знаний по теме «дикие животные»; закрепление обобщающего понятия «дикие животные».
На экране появляется картинка диких животных: белка, медведь, лиса, заяц.
(Слайд №6)
Ребята, как их можно назвать одним словом? (Животные.)
Почему мы их называем животными? (У них есть четыре лапы, туловище, хвост, морда, их тело покрыто шерстью.)
Как называются животные, живущие в лесу? (Дикие животные.)
Почему мы называем их «дикими животными»? (Они живут в лесу.)
Как еще называются дикие животные? (Звери.)
Собрались однажды на лесной поляне – лиса, заяц, белка и медведь. Они весело играли, поиграть нас приглашали! Поиграем?! (Ответы детей.)
Динамическая пауза «На поляне»
Цели: активизация словаря по теме; развитие координации речи с движением, общей моторики.
Дети подходят к дефектологу на «лесную поляну», вместе с ним произносят текст и выполняют движения.
На полянке на лесной,
Дети разводят руки в стороны.
Под раскидистой сосной.
Поднимают руки вверх, опускают.
Звери прячутся, играют,
Закрывают ладонями лицо.
Друг от друга убегают.
Бегут на месте.
Заяц прячется под куст.
Приседают.
Прыгает на ветку белка,
Прыгают на месте.
А лиса хитра, прячется за елку.
Закрывают ладонями лицо.
Долго ищет их медведь,
Имитация движений медведя.
Но найти никак не может!
Упражнение «Прятки»
Цели: закрепление навыка понимания и употребления в речи предлогов «на», «под», «за», «в»; развитие зрительного внимания.
Дефектолог предлагает детям сесть на стульчики перед экраном. На экране изображение поляны с дикими животными: лиса под кустом, белка на дереве, заяц за деревом. (Слайды №7, №8)
Ребята, поможем медведю найти зверей! (Ответы детей.)
Посмотрите, внимательно на картинку.
Куда спряталась лиса? (Под куст.)
Где сидит белка? (На дереве.)
Куда спрятался заяц? (За дерево.)
Молодцы! Вы очень внимательные!
Подсказали медведю, где прятались звери.
Медведь тоже хочет поиграть с вами в прятки! Скажите, куда спрятался медведь? (Под деревом.)
Где спряталась белка? (В дупле.)
Подвижная игра «Шишки и грибы»
Цели: развитие внимания и наблюдательности, общей и мелкой моторики; формирование умения работать в паре.
Дикие животные сами себе ищут корм. Белка и медведь собрали в лесу шишки и грибы и принесли нам.
Закройте глаза, я разложу их в зале. А вам нужно будет их собрать.
Дети закрывают глаза, дефектолог раскладывает картинки шишек и грибов на «поляне». Затем делит их на две команды и предлагает одной команде собрать шишки в синюю корзинку, а другой – грибы в зеленую корзинку.
Игра «Больше, меньше, поровну»
Цели: упражнять детей в сравнение групп предметов по количеству, пользуясь приемами приложения и составления пар, используя слова больше, меньше, поровну.
Ребята, как узнать поровну ли шишек и грибов? (Ответы детей.)
Нужно их сравнить. Под каждый гриб положить шишку.
Один из детей выполняет задание, используя прием приложения, один гриб остается лишним.
Поровну ли грибов и шишек? (Ответы детей.)
Чего больше: грибочков или шишек? (Грибов больше.)
Правильно, есть лишний гриб (обводит круговым движением руки лишний гриб).
Чего меньше? (Шишек меньше.)
Верно, шишек не хватает (обводит круговым движением руки свободное место над грибком).
Ребята, смотрите, среди грибов есть один несъедобный. Это мухомор. Уберу его (убирает один гриб).
Сколько теперь грибов и шишек? (Их поровну.)
Правильно. Молодцы!
Грибов столько, сколько и шишек, их поровну (показывает на пары: гриб – шишка, гриб – шишка и т.д.).
Упражнение «Кто где живет?»
Цели: закрепление представлений о диких животных и их жилищах, развитие навыка проведения прямых наклонных линий.
Погуляли, поиграли звери.
Пришла пора каждому животному возвращаться домой.
Дикие животные сами себе строят жилища.
Ребята, хотите увидеть жилища диких животных?
Тогда садитесь за столы. Проводим животных в их домики!
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежит картинка с изображение леса, диких животных и их жилищ, контейнер с карандашами.
Куда пойдет медведь? (В берлогу.)
Правильно. Покажите берлогу.
Возьмите карандаш и проведите дорожку-линию от медведя к берлоге.
Кто живет в берлоге? (Медведь.)
Куда пойдет лиса? (В нору.)
Правильно. Покажите нору.
Проведите карандашом дорожку-линию от лисы к норе.
Кто живет в норе? (Лиса.)
Аналогичная работа проводится с зайцем и белкой. Дефектолог следит за деятельностью детей,
стимулирует их речевую активность.
  1. Итог занятия.
Вот и закончился день в лесу.
Все животные разошлись по своим жилищам.
А нам пора возвращаться в детский сад.
Вставайте вагончиками друг за другом. Отправляемся в путь.
Тук-тук-тук — стучат колеса.
Мчится поезд все быстрей.
Тук-тук-тук — стучат колеса.
Вези нас поезд в сад скорей!
Дефектолог совместно с детьми припоминает ход занятия, дети рассказывают о своих впечатлениях.
Вот мы с вами снова в детском саду.
Вам понравилось наше путешествие?! (Ответы детей.)
Где мы сегодня с вами побывали?
С какими животными мы поиграли в лесу?
Почему этих животных называют дикими?
Какие игры вам понравились?
Молодцы!


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста…

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Мамочка моя!» Цель: Формирование у детей умения выражать свою любовь к родному...

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход»

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход» (Старший дошкольный возраст) Программное содержание: Уточнить представление детей об улице, о перекрестке, проезжей части, тротуаре. Закреплять знания о...

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...