Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ
Тема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности»

«Музыкальное воспитание −это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека». (В.А. Сухомлинский.)

В чем преимущества патриотизма:

· Патриотизм дает уважение к истории, традициям и культуре страны.

· Патриотизм дает ответственность за семью, народ и Родину.

· Патриотизм дает свободу действовать во благо своей стране.

· Патриотизм дает радость от осознания достоинств и успехов своей страны.

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Исторически сложилось так, что проблемы национального воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.

Все со мной согласятся, что самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Хочу поделиться своим опытом работы по данной теме с детьми старшего дошкольного возраста.

Использую музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. На встрече в музыкальной гостиной, посвященной празднованию Дня города, дети познакомились с казачьими народными традициями и обычаями, прослушали гимн Урюпинска. Знакомство в достопримечательностями родного города происходят не только в музыкальной гостиной, но и на празднике выпуска в школу, где ребята совершили виртуальную экскурсию по родному городу. Ни с чем не сравнима роль народных песен в патриотическом воспитании. Красота и добро в народной песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п.

Дети любят исполнять народные песни, т.к. они очень хорошо ложатся на слух и быстро запоминаются. Особенно хорошо «зашла» детям песня «Пчелочка златая», они с большим удовольствием исполняют ее как на праздниках, так и в повседневной жизни.

Народные песни становятся более понятными, доступными, когда дети их буквально прощупывают, т.е. исполняют на детских музыкальных инструментах. Необходимо использовать характерные для русской народной культуры музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Эти звуки, тембры и мелодии, знакомые с младенчества насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой.

Используем русские народные музыкальные инструменты в основном на праздниках.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Как правило, в нашем ДОУ фольклорные мероприятия проводятся 2 раза в год-это ярмарка и масленица.

В рамках реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста «От потешки к спектаклю» в сценарии всех праздничных мероприятий, будь то осенние праздники или 8 марта, были включены фрагменты фольклора (инсценировки небольших сказочек или потешек).

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Это, конечно, песни ВОВ, они легко запоминаются ребятами потому, что еще и в семьях они слышат эти песни. Особенно любима и вдохновляет «Катюша». Песни военных лет раскрывают детям величие подвига советского солдата, способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, преобразовывает его нравственный и духовный мир. Продолжением данной работы стало проведение в моей музыкальной гостиной тематической встречи: «Песни войны», в ходе которой дети узнавали историю возникновения произведений, их авторов, подпевали понравившиеся мелодии и, конечно же, спели «Катюшу». В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...

Читайте также

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе Тема: «Пограничник на посту» Программное содержание.  Учить детей создавать в рисунке образ...

Планирование образовательной работы (на неделю с 09.01 по 12.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 09.01 по 12.01.2024г.) Тема: «Зима. Зимние забавы»