Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей элементарные экологические знания,
- учить детей правилам поведения в лесу;
- расширять знания об обитателях леса;
- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения;
- формировать навыки бережного отношения к природе и окружающему миру в целом.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
- воспитывать умение охранять природу и оказывать посильную помощь в охране окружающей среды.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений о природе, разгадывание загадок, просмотр видео «Защитим природу!», беседа «Кто такие экологи?», рассматривание картинок «Правила поведения в природе».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование и атрибуты: костюмы персонажей (Эколята, Баба –Яга, Водяной, Леший, Сорока, Грач, Соловей, Ласточка, Ромашка, Колокольчик, Одуванчик), декорации леса (деревья, кустарники, цветы, водоем), избушка Бабы-Яги, декорации пруда (камыши, кувшинки, рыбки), аудиозаписи: «Звуки леса», «Голоса птиц», музыка для песни Водяного , музыка для песни «Лесная песня»; кормушки – 3шт., скворечники -3 шт., молоток, атрибуты для игры «Собери мусор» (контейнеры с названиями «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Пищевые отходы»; карточки с изображениями мусора), атрибуты для игры «Уборка водоема» (панно водоема, вырезанные изображения водных обитателей, мусора).
Участники и действующие лица: Воспитатель - ведущий, зрители, дети старшего дошкольного возраста в роли героев: Эколята (Шалун, Тихоня, Умница, Елочка), Баба –Яга, Водяной, Леший, Сорока, Грач, Соловей, Ласточка, Ромашка, Колокольчик, Одуванчик.
Ход сказки:
Ведущий:
Как во Брянском государстве,
В Новозыбковском царстве
Детский сад стоит.
Ребятишек умных, добрых
Много лет растит.
И вот какая удивительная история произошла с воспитанниками старшей группы и их друзьями - Эколятами: Шалуном, Умницей, Тихоней, Елочкой.
Однажды летним теплым днем Эколята с ребятами играли в детском саду на прогулке.
Вдруг прилетела Сорока-белобока и затрещала:
Сорока:
Шалун, Умница, Тихоня, Елочка! Вот беда!
Лесные жители послали меня к вам сюда.
В лес скорее поспешите,
Помощь лесу окажите!
(Сорока улетает.)
Умница:
Что же делать?
Шалун:
Как нам быть?
Тихоня:
Друзья, нам пора спешить!
(Эколята идут в импровизированный лес. На опушке леса их встречает опечаленный и встревоженный Леший.)
Леший:
Здравствуйте, Эколята!
Лесной я житель, пеший, зовусь в народе Леший.
Эколята:
Леший, Леший!
Не молчи!
Что случилось, расскажи!
Леший:
Объявил для всех я сбор, чтоб решить проблемный спор.
Ну-ка, ты, лесной народ,
Поскорей сюда выходь!
Вот и Бабушка-Яга!
(Баба – яга выходит, кланяется.)
Баба-яга:
Здравствуй, друг мой, Водяной!
Давно не виделись с тобой!
(Водяной выходит, кланяется.)
Леший:
Собрал я вас всех, чтобы решить очень важный вопрос. Наш лес погибает: он засорен, выжжен, пустеет и виной этому туристы - любители отдыха на природе. Как научить их беречь природу? Ведь нам, лесным жителям, житья от них нет. На моей опушке все вытоптали, мусор набросали. Что делать? Как быть?
Елочка:
Нужно собрать весь мусор, навести порядок в лесу. И в этом мы вам поможем.
Проводится игра «Сбор мусора» (приложение № 1)
Леший:
Вот ребята, молодцы! Потрудились от души!
Баба-яга:
А я в своей избушке давно уже живу
И от костров туристов лишь дымом я дышу. (Кашляет)
Деревья все ломают,
Не видно добрых лиц,
И потому, конечно,
Не слышно пенья птиц.
Хоть я старушка древняя,
Но чуткая и нежная,
Люблю я пенье птиц.
Подскажите, Эколята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам и вернуть их в наш лес?
Умница:
На каждой опушке развесим кормушки, чтоб птичек зимой кормить. (Показ кормушек)
Шалун:
Нужно не разорять птичьи гнезда и смастерить для птиц домики – скворечники. (Шалун стучит молотком, мастерит скворечник. Прилетают птицы: грач, скворец, ласточка)
Музыкально – дидактическая игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись голосов птиц: грача, скворец, ласточка).
По мере угадывания появляются птицы
Грач:
Я грач!
Всех перелетных птиц черней.
Чищу пашню от червей.
Скворец:
На шесте-дворец.
Во дворе-певец.
А зовут меня скворец.
Ласточка:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Птицы: (вместе)
Вот вернулись мы домой!
В Новозыбковский лес родной!
Баба-яга:
Ой, спасибо, Эколята!
Вы без дела не сидите,
Хороши для птиц дома
И зима им не страшна.
Будут зернышки клевать,
Будут песни распевать!
Песня Водяного - песня из мультфильма «Летучий корабль» (приложение № 2).
Водяной:
А у меня тоже жалоба есть!
Лягушки квакают, митингуют,
Чистой воды требуют,
Рыбы в моем лесном озерце нет,
Одни палки да консервные банки.
(Плачет)
Тихоня:
Не печалься, Водяной, мы и тебе поможем.
Елочка:
Наведем порядок на твоем озере, очистим воду и запустим новую рыбку.
Игра «Уборка водоема» (приложение № 3).
Водяной:
Вот спасибо говорю!
Буль-буль-буль-благодарю!
Стало озеро мое чистым, светлым как стекло!
Баба-яга:
Раньше все в лесу благоухало,
Все цвело и привлекало,
Нет теперь цветов вокруг,
Беден, беден лесной луг.
Эколята, помогите!
Лесу красоту верните!
Умница:
Цветы в лесу не нужно рвать,
Это должен каждый знать!
(Появляются цветы.)
Ромашка:
Я, ромашка, знакома вам с детства.
Меня вы лекарственным другом зовете,
И если, случится, вам простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар…
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
У нас нарядные платьица, желтые брюшки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Такие веселые все мы, ромашки,
Вот-вот заиграем, как дети, в пятнашки!
Колокольчик:
Синий-синий, нежный – нежный
Я стою на тонкой ножке.
Я колокольчик голубой,
Поклонился головой.
Колокольчики –цветы очень вежливы, а ты?
Одуванчик:
Я желтый одуванчик!
Заметный, золотой!
Когда я постарею, то стану весь седой.
Белеют мои шарики на тонких стебельках.
Сквозные, серебристые они, как пух, легки.
Стоят и чуть качаются от ветерка с реки.
Леший:
Ну, что же, друзья, Эколят за помощь благодарите!
А, вы, дорогие зрители, поймите:
Баба-яга:
Того, кто в лес войдет, как враг,
Затем, чтоб гнезда разорять..
Заманит он в глухой овраг
И станет ветками хлестать!
Но если ты пришел как друг-
Все будет радостно вокруг,
И много сказочных чудес
Тебе откроет старый лес!
Водяной:
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это назывется- природа.
Все герои и зрители: (хором)
Давайте же всегда ее беречь!
Эколята: (хором)
Будем лес оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки
В конце сказки все герои и зрители поют песню «Лесная песня» (приложение № 4).
Литература:
- Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. -208 с.
- От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -336 с.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. -174 с.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.
Приложение № 1
Игра «Сбор мусора»
Ход игры:
Детям предлагается экологическая ситуация:«Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».
Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.
Приложение № 2
Песня Водяного - песня из мультфильма «Летучий корабль»
(Слова: Энтин Ю., Музыка: Дунаевский М.)
Текст песни:
Я — Водяной, я — Водяной,
Поговорил бы кто со мной.
А то мои подружки —
Пиявки, да лягушки (фу, какая гадость!)
Припев:
Эх, жизнь моя жестянка!
А ну ее в болото!
Живу я как поганка…
А мне летать,
А мне летать,
А мне летать охота!
Я — Водяной, я — Водяной!
Никто не водится со мной.
Внутри меня — водица,
Ну что со мной водиться?
Припев.
Приложение № 3
Игра «Уборка водоема»
Дидактическая игра ламинированная, что позволяет ребятам играть в неё сколько им хочется и при этом она не портится. Игра учит детей что такое бытовой мусор и тому, что только от нас зависит его количество в водоёмах. Загрязнение водной среды губительно для всей планеты. У ребят есть возможность самим разобраться что же является мусором и извлечь его из водоёма, дав возможность обитателям воды спокойно находиться в своей среде.
Приложение № 4
Текст песни «Лесная песенка»
Музыка: В.Витлин, СЛОВА: П.Каганова.
Золотило солнышко лес, лес
Муравей на дерево влез, влез
Дятлы – долгоносики тук-тук-тук
Всюду, всюду слышится стук, стук,
Тук-тук-тук-тук-тук-тук
Тук-тук-тук-тук-тук-тук
Тук-тук, тук-тук-тук-тук-тук-тук
Мотылек на веточку сел, сел
А скворец на елочке пел, пел
Услыхал ту песенку толстый жук
Зажужжал он весело жу-жу-жу
Жу-жу-жу-жу-жу-жу
Жу-жу-жу-жу-жу-жу
Жу-жу, жу-жу-жу-жу-жу-жу
Полюбилась песенка всем, всем
Мы запели песенку все, все
Каблучками топаем топ, топ, топ
И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп
Топ топ-топ-топ-топ-топ
Топ топ-топ-топ-топ-топ
Топ топ, топ-топ-топ-топ-топ-топ.
Читайте также |
---|
Календарный план воспитательной работы МКДОУ
Календарный план воспитательной работы МКДОУ
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)
Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...