Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»

Для детей старшего дошкольного возраста

Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей элементарные экологические знания,

- учить детей правилам поведения в лесу;

- расширять знания об обитателях леса;

- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения;

- формировать навыки бережного отношения к природе и окружающему миру в целом.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

- воспитывать умение охранять природу и оказывать посильную помощь в охране окружающей среды.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений о природе, разгадывание загадок, просмотр видео «Защитим природу, беседа «Кто такие экологи, рассматривание картинок «Правила поведения в природе».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и атрибуты: костюмы персонажей (Эколята, Баба –Яга, Водяной, Леший, Сорока, Грач, Соловей, Ласточка, Ромашка, Колокольчик, Одуванчик), декорации леса (деревья, кустарники, цветы, водоем), избушка Бабы-Яги, декорации пруда (камыши, кувшинки, рыбки), аудиозаписи: «Звуки леса», «Голоса птиц», музыка для песни Водяного , музыка для песни «Лесная песня»; кормушки – 3шт., скворечники -3 шт., молоток, атрибуты для игры «Собери мусор» (контейнеры с названиями «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Пищевые отходы»; карточки с изображениями мусора), атрибуты для игры «Уборка водоема» (панно водоема, вырезанные изображения водных обитателей, мусора).

Участники и действующие лица: Воспитатель - ведущий, зрители, дети старшего дошкольного возраста в роли героев: Эколята (Шалун, Тихоня, Умница, Елочка), Баба –Яга, Водяной, Леший, Сорока, Грач, Соловей, Ласточка, Ромашка, Колокольчик, Одуванчик.

 

Ход сказки:

Ведущий:

Как во Брянском государстве,

В Новозыбковском царстве

Детский сад стоит.

Ребятишек умных, добрых

Много лет растит.

И вот какая удивительная история произошла с воспитанниками старшей группы и их друзьями - Эколятами: Шалуном, Умницей, Тихоней, Елочкой.

Однажды летним теплым днем Эколята с ребятами играли в детском саду на прогулке.

Вдруг прилетела Сорока-белобока и затрещала:

Сорока:

Шалун, Умница, Тихоня, Елочка! Вот беда!

Лесные жители послали меня к вам сюда.

В лес скорее поспешите,

Помощь лесу окажите!

(Сорока улетает.)

Умница:

Что же делать?

Шалун:

Как нам быть?

Тихоня:

Друзья, нам пора спешить!

(Эколята идут в импровизированный лес. На опушке леса их встречает опечаленный и встревоженный Леший.)

Леший:

Здравствуйте, Эколята!

Лесной я житель, пеший, зовусь в народе Леший.

Эколята:

Леший, Леший!

Не молчи!

Что случилось, расскажи!

Леший:

Объявил для всех я сбор, чтоб решить проблемный спор.

Ну-ка, ты, лесной народ,

Поскорей сюда выходь!

Вот и Бабушка-Яга!

(Баба – яга выходит, кланяется.)

Баба-яга:

Здравствуй, друг мой, Водяной!

Давно не виделись с тобой!

(Водяной выходит, кланяется.)

Леший:

Собрал я вас всех, чтобы решить очень важный вопрос. Наш лес погибает: он засорен, выжжен, пустеет и виной этому туристы - любители отдыха на природе. Как научить их беречь природу? Ведь нам, лесным жителям, житья от них нет. На моей опушке все вытоптали, мусор набросали. Что делать? Как быть?

Елочка:

Нужно собрать весь мусор, навести порядок в лесу. И в этом мы вам поможем.

Проводится игра «Сбор мусора» (приложение № 1)

Леший:

Вот ребята, молодцы! Потрудились от души!

Баба-яга:

А я в своей избушке давно уже живу

И от костров туристов лишь дымом я дышу. (Кашляет)

Деревья все ломают,

Не видно добрых лиц,

И потому, конечно,

Не слышно пенья птиц.

Хоть я старушка древняя,

Но чуткая и нежная,

Люблю я пенье птиц.

Подскажите, Эколята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам и вернуть их в наш лес?

Умница:

На каждой опушке развесим кормушки, чтоб птичек зимой кормить. (Показ кормушек)

Шалун:

Нужно не разорять птичьи гнезда и смастерить для птиц домики – скворечники. (Шалун стучит молотком, мастерит скворечник. Прилетают птицы: грач, скворец, ласточка)

Музыкально – дидактическая игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись голосов птиц: грача, скворец, ласточка).

По мере угадывания появляются птицы

Грач:

Я грач!

Всех перелетных птиц черней.

Чищу пашню от червей.

Скворец:

На шесте-дворец.

Во дворе-певец.

А зовут меня скворец.

Ласточка:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Птицы: (вместе)

Вот вернулись мы домой!

В Новозыбковский лес родной!

Баба-яга:

Ой, спасибо, Эколята!

Вы без дела не сидите,

Хороши для птиц дома

И зима им не страшна.

Будут зернышки клевать,

Будут песни распевать!

Песня Водяного - песня из мультфильма «Летучий корабль» (приложение № 2).

Водяной:

А у меня тоже жалоба есть!

Лягушки квакают, митингуют,

Чистой воды требуют,

Рыбы в моем лесном озерце нет,

Одни палки да консервные банки.

(Плачет)

Тихоня:

Не печалься, Водяной, мы и тебе поможем.

Елочка:

Наведем порядок на твоем озере, очистим воду и запустим новую рыбку.

Игра «Уборка водоема» (приложение № 3).

Водяной:

Вот спасибо говорю!

Буль-буль-буль-благодарю!

Стало озеро мое чистым, светлым как стекло!

Баба-яга:

Раньше все в лесу благоухало,

Все цвело и привлекало,

Нет теперь цветов вокруг,

Беден, беден лесной луг.

Эколята, помогите!

Лесу красоту верните!

Умница:

Цветы в лесу не нужно рвать,

Это должен каждый знать!

(Появляются цветы.)

Ромашка:

Я, ромашка, знакома вам с детства.

Меня вы лекарственным другом зовете,

И если, случится, вам простудиться:

Привяжется кашель, поднимется жар…

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

У нас нарядные платьица, желтые брюшки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Такие веселые все мы, ромашки,

Вот-вот заиграем, как дети, в пятнашки!

Колокольчик:

Синий-синий, нежный – нежный

Я стою на тонкой ножке.

Я колокольчик голубой,

Поклонился головой.

Колокольчики –цветы очень вежливы, а ты?

Одуванчик:

Я желтый одуванчик!

Заметный, золотой!

Когда я постарею, то стану весь седой.

Белеют мои шарики на тонких стебельках.

Сквозные, серебристые они, как пух, легки.

Стоят и чуть качаются от ветерка с реки.

Леший:

Ну, что же, друзья, Эколят за помощь благодарите!

А, вы, дорогие зрители, поймите:

Баба-яга:

Того, кто в лес войдет, как враг,

Затем, чтоб гнезда разорять..

Заманит он в глухой овраг

И станет ветками хлестать!

Но если ты пришел как друг-

Все будет радостно вокруг,

И много сказочных чудес

Тебе откроет старый лес!

Водяной:

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это назывется- природа.

Все герои и зрители: (хором)

Давайте же всегда ее беречь!

Эколята: (хором)

Будем лес оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все навеки

В конце сказки все герои и зрители поют песню «Лесная песня» (приложение № 4).

Литература:

  1. Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
  3. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. -208 с.
  4. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -336 с.
  5. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. -174 с.
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.

 

Приложение № 1

Игра «Сбор мусора»

Ход игры:

Детям предлагается экологическая ситуация:«Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».

Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.

1

 

Приложение № 2

Песня Водяного - песня из мультфильма «Летучий корабль»

(Слова: Энтин Ю., Музыка: Дунаевский М.)

Текст песни:

Я — Водяной, я — Водяной,
Поговорил бы кто со мной.
А то мои подружки —
Пиявки, да лягушки (фу, какая гадость!)

Припев:

Эх, жизнь моя жестянка!
А ну ее в болото!
Живу я как поганка…
А мне летать,
А мне летать,
А мне летать охота!

Я — Водяной, я — Водяной!
Никто не водится со мной.
Внутри меня — водица,
Ну что со мной водиться?

Припев.

 

Приложение № 3

Игра «Уборка водоема»

Дидактическая игра ламинированная, что позволяет ребятам играть в неё сколько им хочется и при этом она не портится. Игра учит детей что такое бытовой мусор и тому, что только от нас зависит его количество в водоёмах. Загрязнение водной среды губительно для всей планеты. У ребят есть возможность самим разобраться что же является мусором и извлечь его из водоёма, дав возможность обитателям воды спокойно находиться в своей среде.

2

Приложение № 4

Текст песни «Лесная песенка»

  Музыка: В.Витлин, СЛОВА: П.Каганова.

Золотило солнышко лес, лес

Муравей на дерево влез, влез

Дятлы – долгоносики тук-тук-тук

Всюду, всюду слышится стук, стук,

Тук-тук-тук-тук-тук-тук

Тук-тук-тук-тук-тук-тук

Тук-тук, тук-тук-тук-тук-тук-тук

Мотылек на веточку сел, сел

А скворец на елочке пел, пел

Услыхал ту песенку толстый жук

Зажужжал он весело жу-жу-жу

Жу-жу-жу-жу-жу-жу

Жу-жу-жу-жу-жу-жу

Жу-жу, жу-жу-жу-жу-жу-жу

Полюбилась песенка всем, всем

Мы запели песенку все, все

Каблучками топаем топ, топ, топ

И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп

Топ топ-топ-топ-топ-топ

Топ топ-топ-топ-топ-топ

Топ топ, топ-топ-топ-топ-топ-топ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Тема: Рассказ по картине…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Тема: Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Подготовительная группа Цель: уточнить знания детей о временах года...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Читайте также

Математический коврик «Цветная мозаика»

Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников