Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Д.С. Лихачёв.

Актуальность патриотического воспитания у детей на данный момент находиться на важном месте, отводится особое значение воспитанию патриотизма у государства страны. Наша задача, как педагогов, воспитать любовь, уважение, чувство открытости, дружеских отношений по отношению ко всему, что нас окружает (природа, родной край, родная страна, к людям, которые живут рядом с нами). Пройдет время, а то, что мы заложили в детском возрасте: приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу, любовь к родине, к своей земле, семье, он будет применять в своей взрослой жизни.

Цель: Возрождение лучших традиций народной педагогики. Повышение качества нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Приобщение детей к истории и духовной культуре народа, воспитание их на традициях нравственности, гуманизма и толерантности.
  • Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
  • Воспитать любовь, уважение, чувство открытости, дружеских отношений по отношению ко всему, что нас окружает (природа, родной край, родная страна, к людям, которые живут рядом с нами).

Принципы

- Возрастной и индивидуальный подход в воспитании детей;
- Системности;
-Интерактивности;
- Освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни;
- Социокультурной и психологической адаптации содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей.

Как же развивать нравственность у дошкольников?

Нравственность, как основа патриотизма, не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с Федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту. Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.

В этом году мои дети перешли в среднюю группу, что побудило меня, воспитателя, более обширно раскрыть и познакомить детей с темой нравственного - патриотического воспитания. И первое, на что я обратила свое внимание, было то, что мы живем в г.Тольятти, где в конце 60-х годов было запущенно строительство автогиганта ВАЗ, открывались новые рабочие места и в наш город приезжали люди с разных мест нашего огромного государства. В городе на данный момент, живет огромное количество людей имеющих разные национальности. Новизна заключается в том, что в моей группе дети воспитываются родителями, имеющими не только корни разных национальностей, но и их переплетение с разными национальностями. Это дает возможность узнавать историю каждого народа, чтить традиции, воспитывать уважение к разным культурным ценностям.

В своей работе я начала использовать разнообразные средства патриотического воспитания. В группе уголок по патриотическому воспитанию «Мой родной край» пополнялся разнообразным материалом:

Куклы в национальных костюмах: русская, татарская, белорусская и мордовская;

  • Альбомы: «Мой город», «День Победы», «Моя семья», «Родословные древа детей»,

«Наш детский сад»;

  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; декоративные тарелки, изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки; русские народные игрушки - свистульки);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
  • Книги с русскими, татарскими, белорусскими и мордовскими сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;
  • Различная познавательная и художественная литература;

Детей знакомила с разными видами символик государств:

- Герб один из первых других официальных знаков, детей знакомили с историей создания герба, также обращали внимание на то, что в изображении использовалось разнообразное количество символики, это такие как; животные, цветы, девизы;

- Флаги-которые окрашиваются разными красками и несут определенное значение, то и разнообразными формами.

- гимн страны,

- загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и поучения, и глубокая любовь к человеку, к отечеству,

-сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные и национальные праздники такие как:

  • татарские праздники: Сабантуй - задобрить духов плодородия, чтобы те дали хороший урожай; Каргатуй – также весенний праздник;
  • праздники урожая;
  • белорусские праздники: День Ивана Купала, Гукание вясны -приход весны;
  • мордва: Игрища, Тарваз озкс - посвящен богине поля Паксаве.

Дети не только познакомились с традициями этих праздников, но и научились использовать элементы для создания национальных костюмов, разучили подвижные игры, познакомились с национальными блюдами. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе по патриотическому воспитанию мною используется различные формы и методы работы с родителями такие, как: составление герба семьи, составление генеалогического древа семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.

Родители – активные участники всех мероприятий, помогли организовать в нашей группе выставку мини-музея старинных вещей, утвари, где дети смогли познакомиться со старинными вещами, которые они увидели впервые. Многие дети не всегда могли догадаться для чего тот или иной предмет нужен в быту. Было очень интересно и познавательно.

Наши мамы, придя в детский сад на день открытых дверей, провели мастер класс, и рассказали детям о традициях их национальной кухни, приготовили вместе с детьми национальные блюда такие, как: русский морс, татарские сладости «Чак-чак», белорусские тыквенные блины, мордовская «Шонгарям». Дети с большим удовольствием участвовали в процессе приготовления блюд. Впечатлений у детей было масса не только от приготовления, но и от поедания этих блюд.

В нашей группе, есть семьи увлеченные, которые занимаются коллекционированием и охотно представили необычную коллекцию «Достопримечательности города и их истории», «Автомобили АвтоВАЗ», о которой они рассказали детям.

А в мае дети нашей группы смогут принять участие в областной акции «Читаем детям о войне», посвященной 78 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Здесь они смогут раскрыть свой потенциал, поделится накопленной информацией о патриотическом воспитании «Чтение стихов, составление рассказа детьми о своем прадедушке, оформленном уголке «Боевой славы» в группе.

Мы считаем, что тесное взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно - патриотическому воспитанию, использование различных форм организационно-педагогического процесса, таких как: бабушкин сундучок; участие в бессмертном полку; посиделки в русской избе; поэтические вечера позволяют:

- сформировать уважение к традициям разных народов, культурным ценностям, к истории каждого народа,

- способствуют проявлению любознательности по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям,

- развивают умения отражать свои впечатления о малой Родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотическому воспитанию является важной стороной общей работы по воспитанию любви и интереса к нашей Родине, интереса к жизни и истории народа.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Читайте также

Познавательный проект «Дары леса»

Познавательный проект «Дары леса»

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...