Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,
творчеству – это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и
восторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегда
сохраняются образы, в которых воплощается Родина.
В.Сухомлинский.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки, и именно в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную; воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. И поэтому, наши задачи сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; мини-музеи);
- установление сотрудничества с другими учреждениями. (с Тамбовским краеведческим музеем и Тамбовской областной детской библиотекой).
Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют недостаточно высокий уровень.
Наше ДОУ работает по парциальной образовательной программе программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Данная парциальная программа были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.
Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.
Цель: Развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;
Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие
Образовательные задачи:
• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.
• Знакомить детей с русскими народными промыслами.
• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.
• Знакомить детей с русскими народными праздниками.
• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.
Развивающие:
• Сформировать интерес у детей к истории Руси.
• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.
• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.
• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.
Воспитательные:
• Прививать любовь к устному народному творчеству.
• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.
• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.
• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.
• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.
• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.
Принципы построения технологии:
Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».
4. Принцип преемственности.
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
При реализации технологии на занятиях используются разнообразные методы и приемы. Все методы используются в комплексе.
Формы работы с детьми: Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
Блоки педагогического процесса. Возможные формы работы
Занятие
Занятие строится по следующему алгоритму:
• Определение темы
• Вводная беседа
• Инструктаж по безопасному использованию инструментов
• Постановка цели
• Формулирование задач
• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов
• Словесная инструкция, показ по необходимости
• Физкультминутка
• Подбор материала
• Выбор методов и приемов
• Самостоятельная работа
• Подведение итогов
Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.
Свободная самостоятельная деятельность детей:
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах.
Приоритетными остаются методы и приемы:
- Проблемно-поисковые вопросы;
- Введение нового персонажа;
- Разбор пословиц и поговорок;
- Творческие задачи;
- Объяснение происхождения слов;
- Метод аналогии;
- Работа с моделями и схемами;
- Проектная деятельность.
Предполагаемые результаты:
У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.
Воспитанник будет знать:
• Русские народные сказки, сказочных персонажей.
• Русские народные промыслы.
• О жизни наших предков, их быте, одежде.
• Русские народные праздники.
• Малые фольклорные формы.
• Историю русского народного костюма, головных уборов.
• Русские народные промыслы.
• Русские народные праздники.
Воспитанник будет уметь:
• Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
• Уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
• Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)
• Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Материально-техническое обеспечение:
Дидактический материал:
• Плакаты,
• Книги,
• Фотографии,
• Дидактические карточки,
• Методическая литература,
• Музыкальные инструменты,
• Декорации,
• Костюмы,
• Компьютер,
• Мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал:
Старинная утварь в «Русской избе»: горшки глиняные, крынки, чашки, самовар, ложки деревянные, рушники, прялка, веретено, печка, кухонная утварь.
В группе: куклы в народных костюмах, куклы герои сказок, игрушки-забавы, матрешки, макет деревянного дома в русском народном стиле, книжки-раскладушки, деревянные ложки, коромысло - игрушка.
Предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию в группах учреждения организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, дом, детский сад, ближайшие улицы, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, обычаями и традициями, национальными праздниками.
Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. В своей работе педагоги используют дидактические плакаты.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Список ссылок на виртуальные экскурсии по музеям России
Художественные музеи Виртуальные прогулки по Русскому музею — http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm
Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам) — https://clck.ru/MbQK8
Экспонаты Государственного Эрмитажа (совместный проект с Google) — https://artsandculture.google.com/partner/the-state-hermitage-museum
Тур по экспозиции Третьяковской галереи — https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki
Тур по экспозиции Третьяковской галереи (совместный проект с Google) — https://artsandculture.google.com/partner/the-state-tretyakov-gallery
Государственный музей Востока — https://new.orientmuseum.ru/index.php Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — http://www.arts-museum.ru/collections/index.php
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова — https://www.surikov-museum.ru/virtual-tour
Экскурсия по художественно-историческому музею им. А. В. Григорьева в г.Козьмодемьянске (изобразительное искусство XVIII–XX вв.) — http://kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum1/index.html
Виртуальный музей русского примитивного искусства — http://www.museum.ru/museum/primitiv/exc_001.htm
Музеи-заповедники Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю — http://tours.kremlin.ru
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» (ГМЗ «Петергоф») — https://peterhofmuseum.ru/about/tour
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» — http://kizhi.karelia.ru/journey/#kizhi_panorama
Экскурсия по крепости Нарын-кала г.Дербент — https://www.culture.ru/vtour/naryn-kala-fortress/naryn-kala-fortress/index.html
Археологический музей Горгиппия в г.Анапе — https://anapacity.com/virtualnye-panoramy/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya.html
Археологическому музею-заповеднику Танаис — https://www.museum-tanais.ru/virtualnaya-ekskursiya
Музей деревянного зодчества Малые Корелы — http://vm1.culture.ru/vtour/tours/malyye_korely/pano.php
Государственный музей-заповедник «Царское Cело» — https://tzar.ru/objects/ekaterininskypark
Музей купеческого быта в г.Козьмодемьянске — http://kmkmuzey.ru/virtual Этнографические музеи Онлайн-каталог коллекций Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры) — http://collection.kunstkamera.ru
Тур по Российскому Этнографическому музею — http://etn.vm.culture.ru/main/?partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey&partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey
Виртуальный тур по этнографическому музею под открытым небом, посвященному быту и культуре горных марийцев http://www.kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum4/index.html
Палеонтологические музеи Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. — http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp
Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. Онлайн-экскурсии. — http://www.darwinmuseum.ru/blog?theme=1
Виртуальный тур по Палеонтологическому музею им. Ю. А. Орлова — https://www.paleo.ru/museum/exposure/
Военные музеи и историко-мемориальные комплексы Музей-панорама «Бородинская битва» — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/borodino.htm Музей-панорама «Сталинградская битва» — https://stalingrad-battle.ru/
Виртуальный Мамаев курган — http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/
Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны — https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html
Виртуальная экскурсия по Мемориальному музею немецких антифашистов — http://www.mmna.ru/video.html
Мемориальный музей-кабинет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/Zhukov.htm
Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/vvs.htm
Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота — https://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1
Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг» — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/varyag.htm
Музеи техники Виртуальный музей паровозов — https://www.rzd.ru/steams/index.html
Музей техники Вадима Задорожного — https://tmuseum.ru/panorama/
Научно-технический музей истории трактора — http://trackmuseum.ru/3d_tour/tour.html Музей автомобильной техники УГМК (Уральской горно-металлургической компании) — https://roundme.com/tour/46749/view/118110/
Министерство обороны Российской Федерации (Тур по космодрому «Плесецк». Подготовка и пуск ракеты-носителя «Союз-2») — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/soyz2.htm
Источник: https://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii/
Виртуальный русский музей https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/index.php
Читайте также |
---|
Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста
Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...
Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом…

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом пахнуло» Программные задачи:Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для...
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...