Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и

восторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегда

сохраняются образы, в которых воплощается Родина.

В.Сухомлинский.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки, и именно в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную; воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. И поэтому, наши задачи сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

  • создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
  • создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
  • использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; мини-музеи);
  • установление сотрудничества с другими учреждениями. (с Тамбовским краеведческим музеем и Тамбовской областной детской библиотекой).

Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют недостаточно высокий уровень.

Наше ДОУ работает по парциальной образовательной программе программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Данная парциальная программа были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.

Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.

Цель: Развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;

Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие

Образовательные задачи:

• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.

• Знакомить детей с русскими народными промыслами.

• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.

• Знакомить детей с русскими народными праздниками.

• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.

Развивающие:

• Сформировать интерес у детей к истории Руси.

• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.

• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.

• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.

Воспитательные:

• Прививать любовь к устному народному творчеству.

• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.

• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.

• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.

• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.

• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.

Принципы построения технологии:

Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий

2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.

3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».

4. Принцип преемственности.

5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

При реализации технологии на занятиях используются разнообразные методы и приемы. Все методы используются в комплексе.

Формы работы с детьми: Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

Блоки педагогического процесса. Возможные формы работы

Занятие

Занятие строится по следующему алгоритму:

• Определение темы

• Вводная беседа

• Инструктаж по безопасному использованию инструментов

• Постановка цели

• Формулирование задач

• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов

• Словесная инструкция, показ по необходимости

• Физкультминутка

• Подбор материала

• Выбор методов и приемов

• Самостоятельная работа

• Подведение итогов

Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.

Свободная самостоятельная деятельность детей:

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах.

Приоритетными остаются методы и приемы:

    • Проблемно-поисковые вопросы;
    • Введение нового персонажа;
    • Разбор пословиц и поговорок;
    • Творческие задачи;
    • Объяснение происхождения слов;
    • Метод аналогии;
    • Работа с моделями и схемами;
    • Проектная деятельность.

Предполагаемые результаты:

У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.

Воспитанник будет знать:

• Русские народные сказки, сказочных персонажей.

• Русские народные промыслы.

• О жизни наших предков, их быте, одежде.

• Русские народные праздники.

• Малые фольклорные формы.

• Историю русского народного костюма, головных уборов.

• Русские народные промыслы.

• Русские народные праздники.

Воспитанник будет уметь:

• Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

• Уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

• Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)

• Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Материально-техническое обеспечение:

Дидактический материал:

• Плакаты,

• Книги,

• Фотографии,

• Дидактические карточки,

• Методическая литература,

• Музыкальные инструменты,

• Декорации,

• Костюмы,

• Компьютер,

• Мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

Старинная утварь в «Русской избе»: горшки глиняные, крынки, чашки, самовар, ложки деревянные, рушники, прялка, веретено, печка, кухонная утварь.

В группе: куклы в народных костюмах, куклы герои сказок, игрушки-забавы, матрешки, макет деревянного дома в русском народном стиле, книжки-раскладушки, деревянные ложки, коромысло - игрушка.

Предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию в группах учреждения организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, дом, детский сад, ближайшие улицы, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, обычаями и традициями, национальными праздниками.

Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. В своей работе педагоги используют дидактические плакаты.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

 

Список ссылок на виртуальные экскурсии по музеям России

Художественные музеи Виртуальные прогулки по Русскому музею — http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm

Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам) — https://clck.ru/MbQK8

Экспонаты Государственного Эрмитажа (совместный проект с Google) — https://artsandculture.google.com/partner/the-state-hermitage-museum

Тур по экспозиции Третьяковской галереи — https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki

Тур по экспозиции Третьяковской галереи (совместный проект с Google) — https://artsandculture.google.com/partner/the-state-tretyakov-gallery

Государственный музей Востока — https://new.orientmuseum.ru/index.php Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — http://www.arts-museum.ru/collections/index.php

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова — https://www.surikov-museum.ru/virtual-tour

Экскурсия по художественно-историческому музею им. А. В. Григорьева в г.Козьмодемьянске (изобразительное искусство XVIII–XX вв.) — http://kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum1/index.html

Виртуальный музей русского примитивного искусства — http://www.museum.ru/museum/primitiv/exc_001.htm

Музеи-заповедники Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю — http://tours.kremlin.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» (ГМЗ «Петергоф») — https://peterhofmuseum.ru/about/tour

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» — http://kizhi.karelia.ru/journey/#kizhi_panorama

Экскурсия по крепости Нарын-кала г.Дербент — https://www.culture.ru/vtour/naryn-kala-fortress/naryn-kala-fortress/index.html

Археологический музей Горгиппия в г.Анапе — https://anapacity.com/virtualnye-panoramy/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya.html

Археологическому музею-заповеднику Танаис — https://www.museum-tanais.ru/virtualnaya-ekskursiya

Музей деревянного зодчества Малые Корелы — http://vm1.culture.ru/vtour/tours/malyye_korely/pano.php

Государственный музей-заповедник «Царское Cело» — https://tzar.ru/objects/ekaterininskypark

Музей купеческого быта в г.Козьмодемьянске — http://kmkmuzey.ru/virtual Этнографические музеи Онлайн-каталог коллекций Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры) — http://collection.kunstkamera.ru

Тур по Российскому Этнографическому музею — http://etn.vm.culture.ru/main/?partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey&partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey

Виртуальный тур по этнографическому музею под открытым небом, посвященному быту и культуре горных марийцев http://www.kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum4/index.html

Палеонтологические музеи Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. — http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp

Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. Онлайн-экскурсии. — http://www.darwinmuseum.ru/blog?theme=1

Виртуальный тур по Палеонтологическому музею им. Ю. А. Орлова — https://www.paleo.ru/museum/exposure/

Военные музеи и историко-мемориальные комплексы Музей-панорама «Бородинская битва» — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/borodino.htm Музей-панорама «Сталинградская битва» — https://stalingrad-battle.ru/

Виртуальный Мамаев курган — http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/

Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны — https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html

Виртуальная экскурсия по Мемориальному музею немецких антифашистов — http://www.mmna.ru/video.html

Мемориальный музей-кабинет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/Zhukov.htm

Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/vvs.htm

Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота — https://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1

Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг» — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/varyag.htm

 Музеи техники Виртуальный музей паровозов — https://www.rzd.ru/steams/index.html

Музей техники Вадима Задорожного — https://tmuseum.ru/panorama/

Научно-технический музей истории трактора — http://trackmuseum.ru/3d_tour/tour.html Музей автомобильной техники УГМК (Уральской горно-металлургической компании) — https://roundme.com/tour/46749/view/118110/

Министерство обороны Российской Федерации (Тур по космодрому «Плесецк». Подготовка и пуск ракеты-носителя «Союз-2») — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/soyz2.htm

Источник: https://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii/

Виртуальный русский музей https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/index.php



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Радужная палитра» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое развивает...

Конспект НОД по рисованию с использованием НТР «Такие разные березы»

Конспект НОД по рисованию с использованием НТР «Такие разные березы»

Читайте также

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...