Занятие по экологии в старшей группе «Зима»

 

Цель: расширение знаний детей о зимних явлениях природы.

Задачи:

- развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

- содействовать закреплению знаний детей об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе в зимний период.

Материал и оборудование: картины природы зимой, костюм зимы, картинки с признаками зимы, кусочки льда.

Ключевые слова: снег, снежинки, снегопад, снежки, волшебница-зима.

 

Ход занятия

Предварительная работа: на прогулке ведётся наблюдение за снегопадом, дети рассматривают снежинки на одежде, лепят снеговиков, строят ледяные горки, играют в снежки.

Педагог появляется в костюме зимы.

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой.)

Здравствуйте ребятки! Как вы думаете, кто я?

Я – зима и буду загадывать вам загадки.

  • Кто мостит на реке мосток без топора, без гвоздей и досок? (Мороз.)
  • И не снег, и не лед, а серебром зимой деревья уберет. (Иней.)
  • Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал.
  • Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)
  • В новой стенке, в круглом окне днем стекло разбито, а за ночь вставлено. (Прорубь.)
  • Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, круглолица,

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром. (Зима и зимние месяцы.)

  • Что ни день, по одежке отдает нам Сережка.

А с последней расстался - сам куда-то девался. (Отрывной календарь.)

  • Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Вот сколько загадок про зиму. А теперь послушайте стихотворение.

С. Дрожжин

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз.

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

О каком времени года говорится в загадках и стихотворении? Какое сейчас время года? Почему вы так решили? А почему я одела, белое платье? Посмотрите на картинки с изображением зимы. Всё белым-бело. На деревьях снег лежит. Они словно шапки надели. Часто идёт снег. Рассматривали снежинки на прогулке? Они похожи на красивые маленькие звёздочки. Когда из туч падает много снежинок, то это называется снегопад. Под деревьями сугробы. Красиво! Про меня говорят - зима-волшебница поработала. Я сейчас я вам расскажу приметы зимы.

  • Морозов следует ждать, если ветер гудит в трубе, а дым из трубы стоит столбом.
  • Если кошка прячет нос под лапой и ложится близко к печке – идет похолодание.
  • Если снег начинает липнуть к деревьям, то надо ждать тепла.
  • Если дым из трубы идет столбом – похолодает.
  • Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму.

Послушайте рассказ, про меня. Зимой солнышко светит, но не греет. Ночь зимой, как и осенью, - длинная. Когда вы идёте в садик светло или темно? Темно. Зимой часто идёт снег. Речки замёрзли и превратились в лёд. Возьмите у меня кусочки льда. Прикоснитесь к щеке. Какой лёд? Холодный. Что с ним происходит, если его подержать в руках? А почему он тает? Здесь в группе тепло и руки наши тёплые, поэтому лёд снова превращается в воду. Положите лёд снова на поднос.

Зимой холодно, поэтому все звери одели тёплые шубки – у них выросла густая и длинная шерсть. Кто-то уснул, а кто-то по лесу бегает. Кто зимой спит? Зимой спит медведь, ёж, барсук. Уснули бабочки, жуки и другие насекомые, уснули лягушки, ящерицы, змеи.

А вот заяц, белка, лисица и волк зимой не спят. Бегают по лесу еду ищут. Зайчик даже цвет шубки поменял, стал белым. Почему? Белочка тоже оделась в тёплую красивую шубку. Какая теперь она стала?

Давайте попрыгаем как зайчики.

Физкультминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

А теперь поиграем. Я буду вам называть слова, а вы подберите противоположное значение.

Дидактическая игра «Разные вещи»

Снег холодный, а чай ... (Горячий.)

Снежинки белые, а земля ... (Черная.)

Летом солнце высоко, а зимой ... (Низко.)

Зимой ночь длинная, а день ... (Короткий.)

Снег мягкий, а лед ... (Твердый.)

Белочка зимой сыта, а волк ... (Голодный.)

Воробей - птица зимующая, а ласточка ... (Перелетная.)

На улице вода замерзает, а в доме ... (Тает.)

Молодцы, всё правильно сказали. Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой!

Послушайте стихотворение.

М. Дружинина

Белый вкусный снег идёт,

Попадает прямо в рот,

Если очень захочу,

Снег весь разом проглочу!

И тогда, что будет братцы:

На санях не покататься!

И сугробов не видать!

И в снежки не поиграть!

И на лыжах не побегать!

Плохо будет всем без снега!

Вот поэтому друзья,

Снег не съем, пожалуй, я!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной…

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной организации (ДОО) На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...

Читайте также

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...