Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Здоровьесберегающая деятельность ДОУ компенсирующего вида как условие психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями слуха

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на данном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.  Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, здоровых, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ - как взрослых, так и детей. В настоящее время эти дети рассматриваются как равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества.

Вхождение глухого ребенка в общество затруднено вследствие особенностей его физического и (или) психического развития. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и, поэтому нуждается в специальной помощи для успешной дальнейшей интеграции его в общество. Дошкольное образовательное учреждение является важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья и здоровья окружающих, формируется способность к развитию и непрерывному саморазвитию себя.

Качественный анализ состояния здоровья дошкольников с нарушениями слуха выявляет психо – физическую и соматическую ослабленность, чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств. Кроме того, у детей с нарушениями слуха отмечается функциональная незрелость разных систем организма, проявляющаяся в особой чувствительности к различным факторам.

Стратегической целью деятельности компенсирующего дошкольного учреждения является выявление недостатков в развитии и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей через обучение и воспитание. На основе изучения психофизических особенностей разрабатывается система физкультурно – оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

В ДОУ обобщен опыт реализации здоровьесберегающей деятельности. В организацию работы заложено взаимодействие всех служб сопровождения, которые строят свою деятельность с учетом медицинских показателей здоровья ребенка, его психофизиологических особенностей, общего уровня и темпа развития, склонностей и интересов.

Процесс комплексного психолого – медико – педагогического здоровьесберегающего сопровождения ребенка с нарушением слуха в дошкольном специализированном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием фитонцидов в виде лука и чеснока, полоскание рта после еды, общеразвивающая гимнастика с коррегирующими упражнениями, обширное умывание, ЛФК по показаниям в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Первым шагом социально-педагогического взаимодействия в ДОУ является психолого-медико-педагогическая диагностика, которая осуществляется после комплексного обследования каждого ребенка. Предметом диагностики являются знания, умения, навыки и психофизические особенности воспитанников. Диагностику осуществляют в тесном взаимодействии разные специалисты: медицинские работники, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, узкие специалисты. Они предоставляют друг другу информацию об особенностях развития каждого ребенка, его психическом и физическом самочувствии, проводят мониторинг влияния коррекционно-педагогического процесса на физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников. На основе результатов составляется социально-психологический портрет и разрабатывается индивидуально-ориентированный маршрут развития ребенка, формируются подгруппы детей по уровням развития.

Важное место в системе социально-педагогического взаимодействия занимает практическая деятельность педагога – психолога, который совместно с педагогами работает над проблемой межличностных отношений. В этом направлении используется метод социометрии для исследования эмоциональных социальных предпочтений. По результатам социометрии проводится беседа с родителями ребенка, наблюдение за его поведением в свободной деятельности, интервью с учителями-дефектологами и воспитателями, узкими специалистами. Педагог-психолог составляет рекомендации, которые ложатся в основу практики социально-педагогического взаимодействия всех служб сопровождения. В дальнейшем дети включаются в систему социальных отношений с окружающими, оказывающими на них непосредственное влияние. Это и специалисты, общающиеся с ребенком, реализующие ту или иную стратегию сопровождения; и члены семьи; а так же сверстники, контактирующие с ним.

Успешно реализовать здоровьесберегающую  стратегию учереждения для детей с ОВЗ позволяет осуществление рабочей программы «Здоровье» по формированию основ здоровьесберегающей культуры у детей с нарушенным слухом. Разработанная всеми педагогами детского сада программа взаимосвязана и входит в структуру образовательной программы ДОУ. Программа построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Отличительной особенностью является применение современных оздоровительных технологий, что объединяет физкультурное и оздоровительное направление. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение самопомощи при его нарушении (оздоровительный массаж, элементы точечного массажа, комплексы специальных упражнений, релаксация).

Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительного образования и путем введения занятий по валеологии, а интегрированно, в процессе повседневной деятельности ДОУ круглосуточного режима пребывания воспитанников. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального воздействия. Использование программы «Здоровье» помогает «погрузить» ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

Работа по данной программе вклю­чает два основных направления.

Пер­вое — создание условий для охраны, ук­репления и совершенствования здоро­вья воспитанников детского сада и формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека.

Вто­рое — формирование у дошкольников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть сред­ствами сохранения и укрепления свое­го здоровья.

Основные разделы:

1. «Мои чувства и ощущения»

2. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

3. «Движение — основа жизни»

4. «Человек есть то, что он ест»

5. «Советы доктора Айболита»

6. «Здоровье — всему голова»

В ходе реализации программы «Здоровье» проводятся мониторинговые исследования. Основными объектами мониторинга являются:

- влияние педагогической деятельности педагогов на состояние здоровья и развитие ребенка;

- различные виды деятельности ребенка и его развитие в связи с ними;

- влияние физкультурно-оздоровительной работы на динамику физического развития, развития физических качеств ребенка и состояние здоровья воспитанников;

- влияние предметно-развивающей среды ДОУ на здоровье, развитие и психоэмоциональное состояние дошкольников.

Пятилетний опыт работы по программе «Здоровье» с детьми с ОВЗ позволяет сделать следующие выводы:

  • В ДОУ создана оптимальная система здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности;
  • Достигнуты положительные результаты по снижению уровня заболеваемости;
  • Повысился уровень развития двигательных умений и физических качеств дошкольников;
  • Удалось сформировать ЗОЖ и активную жизненную позицию у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Дети овладели сред­ствами сохранения и укрепления свое­го здоровья.

К работе прилагаются конспекты занятий:

1. Конспект занятия «Как правильно чистить зубки»

2. Конспект занятия «Здоровый образ жизни Мишутки»

3. Конспект занятия «Купание куклы Тани»

4. Конспект занятия «Правильная осанка – путь к красоте тела»


Литература:

  1. Алямовская, В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. – // Управление ДОУ – 2002г. – № 3 – с.21-27.
  2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез. – 2005. – 112с.
  3. Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями : Книга для родителей [Текст] / А.Р.Малляр. – М.:Педагогика– Пресс. – 1996. – 80с.
  4. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста общ.ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера – М.:Педагогика. – 1988.– 72с.
  5. Сократов, Н. В. Современные Технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 83с.
  6. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети [Текст] / М. Селигман, Р. Дармич. – М.: Теревинф. – 2007. – 368с.

 



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...