Здоровьесберегающая деятельность ДОУ компенсирующего вида как условие психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями слуха

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на данном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.  Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, здоровых, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ - как взрослых, так и детей. В настоящее время эти дети рассматриваются как равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества.

Вхождение глухого ребенка в общество затруднено вследствие особенностей его физического и (или) психического развития. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и, поэтому нуждается в специальной помощи для успешной дальнейшей интеграции его в общество. Дошкольное образовательное учреждение является важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья и здоровья окружающих, формируется способность к развитию и непрерывному саморазвитию себя.

Качественный анализ состояния здоровья дошкольников с нарушениями слуха выявляет психо – физическую и соматическую ослабленность, чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств. Кроме того, у детей с нарушениями слуха отмечается функциональная незрелость разных систем организма, проявляющаяся в особой чувствительности к различным факторам.

Стратегической целью деятельности компенсирующего дошкольного учреждения является выявление недостатков в развитии и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей через обучение и воспитание. На основе изучения психофизических особенностей разрабатывается система физкультурно – оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

В ДОУ обобщен опыт реализации здоровьесберегающей деятельности. В организацию работы заложено взаимодействие всех служб сопровождения, которые строят свою деятельность с учетом медицинских показателей здоровья ребенка, его психофизиологических особенностей, общего уровня и темпа развития, склонностей и интересов.

Процесс комплексного психолого – медико – педагогического здоровьесберегающего сопровождения ребенка с нарушением слуха в дошкольном специализированном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием фитонцидов в виде лука и чеснока, полоскание рта после еды, общеразвивающая гимнастика с коррегирующими упражнениями, обширное умывание, ЛФК по показаниям в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Первым шагом социально-педагогического взаимодействия в ДОУ является психолого-медико-педагогическая диагностика, которая осуществляется после комплексного обследования каждого ребенка. Предметом диагностики являются знания, умения, навыки и психофизические особенности воспитанников. Диагностику осуществляют в тесном взаимодействии разные специалисты: медицинские работники, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, узкие специалисты. Они предоставляют друг другу информацию об особенностях развития каждого ребенка, его психическом и физическом самочувствии, проводят мониторинг влияния коррекционно-педагогического процесса на физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников. На основе результатов составляется социально-психологический портрет и разрабатывается индивидуально-ориентированный маршрут развития ребенка, формируются подгруппы детей по уровням развития.

Важное место в системе социально-педагогического взаимодействия занимает практическая деятельность педагога – психолога, который совместно с педагогами работает над проблемой межличностных отношений. В этом направлении используется метод социометрии для исследования эмоциональных социальных предпочтений. По результатам социометрии проводится беседа с родителями ребенка, наблюдение за его поведением в свободной деятельности, интервью с учителями-дефектологами и воспитателями, узкими специалистами. Педагог-психолог составляет рекомендации, которые ложатся в основу практики социально-педагогического взаимодействия всех служб сопровождения. В дальнейшем дети включаются в систему социальных отношений с окружающими, оказывающими на них непосредственное влияние. Это и специалисты, общающиеся с ребенком, реализующие ту или иную стратегию сопровождения; и члены семьи; а так же сверстники, контактирующие с ним.

Успешно реализовать здоровьесберегающую  стратегию учереждения для детей с ОВЗ позволяет осуществление рабочей программы «Здоровье» по формированию основ здоровьесберегающей культуры у детей с нарушенным слухом. Разработанная всеми педагогами детского сада программа взаимосвязана и входит в структуру образовательной программы ДОУ. Программа построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Отличительной особенностью является применение современных оздоровительных технологий, что объединяет физкультурное и оздоровительное направление. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение самопомощи при его нарушении (оздоровительный массаж, элементы точечного массажа, комплексы специальных упражнений, релаксация).

Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительного образования и путем введения занятий по валеологии, а интегрированно, в процессе повседневной деятельности ДОУ круглосуточного режима пребывания воспитанников. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального воздействия. Использование программы «Здоровье» помогает «погрузить» ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

Работа по данной программе вклю­чает два основных направления.

Пер­вое — создание условий для охраны, ук­репления и совершенствования здоро­вья воспитанников детского сада и формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека.

Вто­рое — формирование у дошкольников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть сред­ствами сохранения и укрепления свое­го здоровья.

Основные разделы:

1. «Мои чувства и ощущения»

2. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

3. «Движение — основа жизни»

4. «Человек есть то, что он ест»

5. «Советы доктора Айболита»

6. «Здоровье — всему голова»

В ходе реализации программы «Здоровье» проводятся мониторинговые исследования. Основными объектами мониторинга являются:

- влияние педагогической деятельности педагогов на состояние здоровья и развитие ребенка;

- различные виды деятельности ребенка и его развитие в связи с ними;

- влияние физкультурно-оздоровительной работы на динамику физического развития, развития физических качеств ребенка и состояние здоровья воспитанников;

- влияние предметно-развивающей среды ДОУ на здоровье, развитие и психоэмоциональное состояние дошкольников.

Пятилетний опыт работы по программе «Здоровье» с детьми с ОВЗ позволяет сделать следующие выводы:

  • В ДОУ создана оптимальная система здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности;
  • Достигнуты положительные результаты по снижению уровня заболеваемости;
  • Повысился уровень развития двигательных умений и физических качеств дошкольников;
  • Удалось сформировать ЗОЖ и активную жизненную позицию у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Дети овладели сред­ствами сохранения и укрепления свое­го здоровья.

К работе прилагаются конспекты занятий:

1. Конспект занятия «Как правильно чистить зубки»

2. Конспект занятия «Здоровый образ жизни Мишутки»

3. Конспект занятия «Купание куклы Тани»

4. Конспект занятия «Правильная осанка – путь к красоте тела»


Литература:

  1. Алямовская, В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. – // Управление ДОУ – 2002г. – № 3 – с.21-27.
  2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез. – 2005. – 112с.
  3. Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями : Книга для родителей [Текст] / А.Р.Малляр. – М.:Педагогика– Пресс. – 1996. – 80с.
  4. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста общ.ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера – М.:Педагогика. – 1988.– 72с.
  5. Сократов, Н. В. Современные Технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 83с.
  6. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети [Текст] / М. Селигман, Р. Дармич. – М.: Теревинф. – 2007. – 368с.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку»

Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку» Фестиваль детского творчества «Разноцветная страна» для детей подготовительной группы в рамках армянской национальной...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Читайте также

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Радужная палитра» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое развивает...

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной...

Путешествие в мир народной куклы

Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...