Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями

 

Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

В условиях дома ребенка, работая с детьми раннего возраста сталкиваешься с основными проблемами детей – отсутствие близкого человека, их любви, что ведет обычно к задержке психомоторного и речевого развития ребенка. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках и играх.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша. Здесь дети постоянно находятся в микро социальной среде учреждения (группы). В данных случаях специалисты говорят о депривации.

Игра является основной деятельностью ребенка. Для детей с задержкой психического развития игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов личности в целом. При организации игры учитываю, что детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности, а детям, склонным к тормозным процессам – проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость.

Неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности все эти факторы влияют на игровую деятельность.

В систему работы с детьми раннего возраста включаю игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность (например: парные картинки, лото, домино, пазлы и т.д.) игры на развитие понимания речи (например: «Иди ко мне», «Потопали, похлопали», «Подари игрушку» и т.д.), игры на развитие фонематического слуха («Кто тебя зовет», «Где звенит» и т д.), и игры с опорой на движение («Ладушки», «Сорока» и т д ).

Участвуя в играх дети овладевают навыками речи быстрее и легче. Ребенок повторяет за взрослым слоги, слова и правильно строит предложения, что является одним из толчков развития разговорной речи ребенка. Речь становится осознанной, а мышление – речевым. Это является важным условием для самостоятельного инициированного ребенком речевого высказывания.

Так в диалоге с воспитателем ребенок не только отвечает на вопросы взрослого, но и сам обращается к нему с вопросом. Дидактическая игра опирается на знания уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления полученные на занятиях по разным разделам программ. Например в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель и посуду. Дидактическую игру используем, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребенка, для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира и развития речи.

Необходимым условием развития речи ребенка в группе является его игровая, двигательная активность, тесное общение со взрослыми. В группе созданы все условия для полноценного физического и психического развития детей. В книжном уголке дети могут посмотреть иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, книги. Книги подобраны так, чтобы в них было много картинок и мало текста и изображения были понятны детям.

Для игр я подбираю простые сюжеты с одним – двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину овощами и везет на кухню, мама катает дочку в коляску и поет ей песенку. Хороши на начальных этапах стихи А.Барто из цикла «Игрушки». Играя с детьми можно легко добиться хорошей динамики речи.

 

Список использованной литературы:

  1. Л.Н. Павлова Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет (издательство «Мозайка-синтез», 2005 г.)
  2. С.Л. Новосёлова Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста (Москва «Просвещение», 1977 г.).
  3. Т.И. Бабаева Младший дошкольник в детском саду (Санкт-Петербург «Детство пресс», 2005 г.).
  4. О.Е. Громова Методика формирования начального детского лексикона (Творческий Центр «Сфера», 2005г.).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Читайте также

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...