Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении, фантазировании. Телевидение, интернет, компьютерные игры привлекают детей все больше, все неохотнее они слушают «живое» чтение, не ждут ничего интересного от текстов литературных произведений, поэтому у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети плохо воспринимают на слух сказки, не чувствуют красоту литературной речи, не могут отличить авторскую сказку от народной, не могут объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему, не умеют пересказывать.

Актуальность проекта: низкая речевая активность детей, обусловленная рядом негативных факторов, а именно:

- недостаточный объем «живого» общения между родителями и детьми;

- снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей;

- здоровье детей (недостатки в развитии речевого аппарата).

Цель проекта: формирования устной речи и навыков речевого общения детей с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи проекта.

Для детей:

- овладение речью, как средством общения;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие связной речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с художественной литературой (фольклор).

Для родителей:

- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

- повышать родительскую компетенцию по теме проекта.

Для педагогов:

- реализовывать обучающие, развивающие, воспитательные задачи через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;

- подбирать методическую, справочную, художественную литературу по теме;

- пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта.

Паспорт проектной работы

Возраст детей: дети 4-5 лет.

Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Формы проведения: игровая деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивные виды деятельности; работа с родителями.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Взаимодействие с родителями:

- консультация «Как учить ребенка пересказывать» (информационный стенд группы);

- выставки детских работ (лепка, аппликация, рисование, страницы книжки-самоделки по сказке).

Продукт проекта:

  1. Презентация «Пересказы детей» (сайт группы)
  2. Книжка – самоделка «Рассказы с картинками» (по русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»).

Предполагаемые результаты:

- освоение детьми монологической речи путем пересказа сказок.

- проявление интереса детей к фольклору.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

Содержание работы:

- выявление проблемы по теме проекта (неумение детьми пересказывать);

- постановка целей и задач проекта (освоение монологической речи путем пересказа русской народной сказки);

- подбор материалов для консультирования родителей по теме «Обучение детей пересказу»;

- оформление консультации для родителей в печатном виде для размещения на информационном стенде группы;

- планирование образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов;

- подбор методической, справочной литературы по теме проекта (согласно ФГОС «…Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа»);

- подбор литературного произведений для чтения и пересказа (русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»);

- разработка плана проведения мероприятий проекта (игры, ООД, самостоятельная деятельность детей, запись рассказов);

- развивающая среда в группе (настольные игры разной направленности)

- размещение информации для родителей о начале реализации проекта.

II этап проекта – основной

Обогащение развивающей среды:

- книжный уголок (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения);

- речевая зона – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; использование разных видов театра, масок (для театрализации);

зона изобразительной деятельности (раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции).

Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности:

Утро:

- ситуативная беседа

- игра словесная, м\подвижности (в группе)

- игра подвижная (на прогулке)

- игры настольные дидактические

- ООД

- Минутка тишины

- Минутка шалости

Вторая половина дня:

- игры-драматизации

- запись рассказов по сказке

- просмотр мультфильма

- рассматривание иллюстраций

- опытно-экспериментальная деятельность

- чтение детям записанных рассказов

- составление мнемотаблицы

- рассматривание книжки-самоделки «Рассказы и рисунки по сказке».

План мероприятий по проекту

ООД:

  1. Развитие речи «Пересказ р. н. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
  2. Ознакомление с окружающим «Семь "сказочных" художников»
  3. РЭМП (геометрические фигуры, счет, цифры, штриховка, обведи по точкам)
  4. Рисование «Три дровосека» (иллюстрация к сказке)
  5. Лепка «Угощение для друзей» (из жгутиков)
  6. Аппликация «Плыви, кораблик, через речку»
  7. Конструирование «Мостик пешеходный сказочный»

Игры подвижные:

  1. «Пузырь»
  2. «Ручеек»
  3. «Ровным кругом»
  4. «Мы лепим, лепим, лепим, мы лепим целый день…»
  5. «Мы веселые ребята»
  6. «За дровами»

Игры настольно-дидактические:

  1. Лото «Сказки»
  2. Лото «Герои сказок»
  3. Домино «Ассоциации»
  4. «Логические цепочки»
  5. «Разложи по порядку»
  6. «Придумай изображение» (счетные палочки)

Словесные игры:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. «Придумай слова на звук «П»
  3. «Придумай слова на звук «С»
  4. «Придумай слова на звук «Л»
  5. «Закончи фразу» («Скажи наоборот»)

Коммуникативные игры:

  1. «Круг друзей»
  2. «Да-да, нет-нет»
  3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
  4. Игра «Веселые пальчики»

Рассматривание иллюстраций к сказке:

  1. Художник Зоя Ярина
  2. Художник Мищенко Вера Порфирьевна

Ситуативные беседы:

  1. «Что такое дружба?»
  2. «Реальные и сказочные персонажи в сказках»
  3. «Расскажем Мишке, как мы дружим»
  4. «Чему учит сказка «Пузырь, соломинка и лапоть?»»
  5. «Как бы ты поступил, если бы…»
  6. «Расскажи, с кем ты дружишь, почему?»

Просмотр мультипликационного фильма «Три дровосека»

Прослушивание аудиозаписей детских песенок «Вместе весело шагать», «Дружба верная не кончается»

Драматизация сказки (условные персонажи – геометрические формы)

Диалоги персонажей сказки (интонация, темп речи, сила голоса, придумывание ситуаций)

Составление мнемодорожки по сказке

Самостоятельная художественная деятельность детей (рисование, закрашивание, штриховка, работа с ножницами).

Минутка тишины:

  1. «Старинная обувь - лапоть»
  2. «Изделия из соломы»
  3. «Из чего делают резину»
  4. Прослушивание аудиозаписи детской песенки «Вместе весело шагать»
  5. Прослушивание аудиозаписи детской песенки «Дружба верная не кончается»
  6. «Загадывание загадок».

Опытно-экспериментальная деятельность:

  1. «Мыльные пузыри»
  2. «Воздушные шарики»
  3. «Опыты с соломинкой»
  4. «Опыты с берестой»
  5. «Опыты с бумагой»
  6. «Опыты с водой».

Запись рассказов от лица героя сказки

Чтение записанных рассказов детям.

Составление книжки-самоделки (текст сказки, рассказы и рисунки детей).

III этап – заключительный

Выставки творческих работ детей (по лепке, рисованию, аппликации)

Презентации для родителей:

- «Наши дружные ребята» (сайт группы)

- Книжка – «Рассказы с картинками» (по русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»).

Консультации (информационный стенд группы):

- №1 «Развитие речи дошкольников»;

- №2 «О дружбе»;

- №3 «Содержание образовательной области «Речевое развитие»;

- №4 «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Предполагаемый результат.

У детей:

- закрепление умения пересказывать небольшие сказки, выразительно передавать диалоги персонажей,

- повышение интереса к фольклору;

- формирование ценностных представлений о дружбе.

У родителей:

- повышение родительских знаний в вопросах развития связной речи детей.

 

Используемая литература:

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) М.: Просвещение, 1981.
  2. Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978.
  3. Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...

Читайте также

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами»

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами» Дидактическое пособие по развитию речи предназначено для совместной работы с детьми 4-5 лет...

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...