Ребенок познает мир

 

С рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника является исследование. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, ученым в процессе экспериментирования. При этом взрослый выполняет роль не учителя и наставника, а равноправного партнера, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В процессе исследования дети испытывают удивление, восторг, радость. Ребенок - дошкольник учится решать проблемы, ставить цель, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы действуя самостоятельно или при направленной воспитателем деятельности. Опыты и эксперименты помогают развивать: память, мышление, логику; личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

 Очень часто взрослые, детскую тягу к познанию мира притупляют, а не развивают, преподнося готовые истины на занятиях, готовые обобщения и выводы, вместо того, чтобы ребенку самому наблюдать, исследовать, сравнивать, экспериментировать, анализировать, ощущать, сравнивать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.

Было установлено, что в дошкольном возрасте постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка приводят к серьезным нарушениям психики, негативно сказывающимся на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы ребенок сам был активным участником педагогического процесса, нужно, чтобы был высоким его познавательный интерес.

Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять. 

В связи с этим все время пребывание ребенка в детском саду должно быть обучающее - развивающим.

«Островки» исследовательской деятельности в период дошкольного детства сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Чем старше становится ребенок, тем в большей степени исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (речи, мышления, восприятия).

В процессе активной исследовательской деятельности, ребенок удовлетворяет свою любознательность, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными, родовидовыми, временными отношениями, позволяющими в целостную картину мира связывать отдельные представления.

Исследовательская деятельность, наряду с занятиями пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, экспериментирование, проведение опытов, организацию метода проектов.

Значительное место должно быть уделено различным средствам:

- экспериментальной работе на занятиях по окружающему миру;

- занимательные опыты: с песком, водой, землей, льдом, снегом, магнитами и т.д.;

- игры-эксперименты «Путешествие Капельки воды», «Подарки хозяйки медной горы», «Волшебный пар»;

- дидактические игры «Что из чего сделано», «Лаборатория профессора Почемучкина».

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для ребенка, поэтому не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного…

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста В последнее время в педагогике, так же как и во...

Читайте также

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка…

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка – прыжок в воду для детей 3-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область:...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...