Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

На начало 2021-2022 учебного года наше дошкольное учреждение посещают 3 ребенка с ОВЗ: два ребенка с ЗПР, один ребенок – умственная отсталость легкой степени.

Бесспорно, «особенный» ребенок или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), независимо от характера и сроков имеющихся затруднений, изменяет весь ход жизни семьи, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Поэтому данной категории родителей особенно необходима поддержка и помощь дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ, является одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога (Приложение 2.). Так, например, в ходе индивидуальных совместных игровых встреч (занятий) педагог-психолог знакомит родителей со способами взаимодействия с ребенком, показывает варианты игровых упражнений для организации совместной деятельности в домашних условиях.

Данные встречи «родитель – ребенок - педагог-психолог» проходят 1 раз в три недели в кабинете специалиста. Одновременно проводится индивидуальная / групповая работа с ребенком, исходя из особенностей организации АОП (Приложение 1).

 

Пример конспекта совместной игровой деятельности родителей и ребенка с ОВЗ

(легкая степень умственной отсталости)

Цель: осуществление совместной деятельности родитель-ребенок-педагог, гармонизация отношений родителей и детей с ОВЗ

Задачи для ребенка:

закреплять невербальные (жестовые) способы общения, показывать приветствие \ прощание рукой;

формировать способность ребенка понимать часто используемые в быту слова;

продолжать выполнять действия со взрослым (педагог, родитель) совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по речевой инструкции;

развивать умение ориентироваться в частях собственного тела;

развивать представления об явлениях окружающей действительности;

учить воспринимать, сравнивать, выделять предметы схожие и отличительные по форме.

повышать уверенность ребёнка в себе.

Задачи для родителей:

умению правильно представлять ребёнку словесную инструкцию, образец игрового упражнения, использования различного материала, т.д.

учить родителей и детей совместному выполнению задания и оказывать помощь друг другу, пробуждать родительские чувства посредством телесной близости с собственным ребёнком, развивать чувство уверенности ребёнка в базовом доверии матери и отцу;

обучать родителей приёмам развития мелкой моторики рук детей, общей моторики, слуховой, зрительной памяти и внимания;

помочь родителям и ребенку ощутить удовольствие от совместной деятельности,

Оборудование: емкость с фасолью, две баночки контрастного размера с крышками, маленькие и большие шарики (крышечки), картинки или игрушки «зайка», «собака», «машина», «кукла».

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия:

Взрослый слегка сжимает руки ребенка, смотрит в глаза

«Здравствуй …. (имя ребенка).

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся».

2. Упражнение – разминка:

Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5». Сгибаем пальчики сначала на одной руке под счет, а затем на другой под ритм стишка.

«Поиграем нашими пальчиками. Покажи мне свои ручки.

«1, 2, 3, 4, 5

Пальчики, пора вставать!

Сгибаем пальчики сначала на одной руке под счет, а затем на другой под ритм стишка

Будем делать мы зарядку,

Хлопаем в ладоши

Будем мы скакать вприсядку, движения пальчиками как будто брызгаем водичкой

Будем прыгать и плясать вращательные движения руками в запястьях 1, 2, 3, 4, 5

Молодец!

На одной руке ребенок делает вместе с педагогом, на другой руке делает совместно с родителем под наблюдением педагога.

По ходу выполнения, педагог-психолог подчеркивает важность ежедневных упражнений для мелкой моторики.

3. Основное содержание:

Упражнение «Найди шарик»

В емкости с фасолью, ребенку нужно найти разного размера шарики. Взрослый акцентирует внимание на цвете, размере, форме предмета.

Упражнение «Спрячь предмет»

Показать ребенку две баночки (коробочки), указать, что одна баночка большая, а вторая — маленькая. Затем, вновь акцентировать внимание на найденные в фасоли, маленькие и большие шарики. Большие шарики нужно собрать в большую коробочку, а маленькие — в маленькую.

Показ

После выполнения задания попросить закрыть баночки соответствующими крышечками.

Упражнение «Выполнение простых бытовых инструкций».

Перед ребенком выкладываются картинки или игрушки «зайка», «собака», «машина», «кукла».

а). Закрепить названия знакомых игрушек. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы или игрушечного животного:

покажи зайчика, собачку, машину, куклу;

возьми куклу;

дай маме куклу;

покажи, где у куклы голова. А где у тебя голова?

б). Понимание ребенком целостных словосочетаний, которые он мог много раз слышать.

Предложить ребенку выполнить соответствующие действия, например:

обнять маму;

закрыть глаза;

помахать ручкой;

топнуть ногой;

взять маму за руку.

Упражнение \ игра на выбор ребенка.

Исходя из особенностей развития ребенка (неустойчивость внимания, неусидчивость) последнее задание основного содержания предполагает игру на выбор ребенка.

4. Релаксационное упражнение:

Игра с мыльными пузырями. Учить ребенка надувать пузырь и следить за ним глазами. Ребенок надувает, взрослый ловит. Затем взрослый надувает, ребенок ловит.

5. Ритуал прощания:

«Наше занятие прошло,

До скорого свидания,

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно «До свидания!»

Приложение 1.

Перспективный план

«Коррекционно-развивающее направление»

адаптированной образовательной программы

для детей с умственной отсталостью

Первый год обучения

Ф.И.О. ребенка

дата рождения, младшая группа №…

Коррекционно – развивающее направление

Сенсомоторное развитие:

Сенсорное развитие – это фундамент умственного развития включает формирование восприятия, овладение сенсорными эталонами, формирование познавательных ориентировочных действий, формирование представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

В целях сенсорного развития предполагается использование игр и упражнений, направленных на формирование целостности восприятия предметов и явлений, восприятия свойств и качеств предметов; овладение способами обследования предметов, их сопоставление (обводящие движения при вычленении формы предмета, накладывание, прикладывание); овладение общественно выработанными системами сенсорных эталонов (цвета спектра, система геометрических форм, величины); формирование способов выполнения задания (пробы, примеривания, зрительное соотнесение).

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак — ладонь — ребро», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек».

Формирование пространственных представлений:

Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимодействий между предметами и явлениями. В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционном занятии у ребенка формируются следующие умения:

формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

формирование умения ориентировки в ближайшем окружении:

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости).

Развитие мнемических процессов:

тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное запоминание слухового ряда: звуков, слов, инструкций;

развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет»; запоминание и воспроизведение инструкций).

Развитие мелкой моторики:

Это направление решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта ребенка, развитием умений согласовывать движение, целенаправленно выполнять действия и серии действий по инструкции педагога.

Средства: важной частью работы являются «пальчиковые игры», а так же виды упражнений: рисование по трафарету, обводка по пунктиру, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой.

Развитие общей моторики:

Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Средства: игры и упражнения на развитие общей моторики.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе ребенка.

Методологическое сопровождение

  1. Резенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. «Эх, ладошка», «Лови шарик», «Мозайка».
  2. Шматко Н.Д. Новые формы коррекционной помощи с отклонениями в развитии.
  3. Епифанцева Т.Б. Настольная игра педагога – дефектолога.
  4. Гаврилушкина О.П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателей.
  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
  6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
  7. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии.

 

Календарно – тематическое планирование коррекционной непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога для детей с умственной отсталостью

Первый год обучения

Дата Основное содержание  
Месяц Неделя
Январь 3 Установление контакта
Установление эмоционального контакта, восприятия. Игры с мыльными пузырями, «Следи за движениями». Игра «Ручки», «Смешиваем краски», «Поиграй с куклой». «Повтори»  
Январь,
Февраль
3, 4,
1,2
Зрительное восприятие
Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека. Работа на формирование умения фиксировать взгляд с применением четких инструкций «Посмотри на меня».
Игра в мяч, перекатывание мяча (использование четкой инструкции «посмотри на меня, дай мне мяч, возьми мяч, катай мяч, посмотри на меня, я катаю мяч»).
Игра с развивающим набором «Фребеля» (использование четкой инструкции «посмотри на меня, делай как я»).
«Найди место для игрушки» «Реагирование на сигнал», «Найди такой».
Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой
 
Февраль 3,4 Слуховое восприятие
Формирование умения следить взглядом за движущимся предметом. Игра «Солнечный зайчик».
Ходьба по тактильным дорожкам.
 
Март 1,2 Формирование умения группировать предметы по форме и цвету. Задания на выявление умения анализировать, сравнивать предметы, находить сходство и различие. Группировать предметы по форме. Работа с развивающим набором Фребеля.
Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений рук и глаз
 
Март 2,3 Формирование умения соотносить предмет с изображением. Работа с карточками. Раздаточным материалом «Овощи»\«Фрукты» (другие категории). Развитие координации движений рук и глаз.  
Март
Апрель
4
1
Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука. Формирование умения различать звук, реагировать на звук. Работа с детскими музыкальными инструментами.
Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.
 
Апрель 2 Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты. Формирование умения различать звук, реагировать. Работа с детскими музыкальными инструментами. Игра «Угадай что играет?»  
    Кинетестическое восприятие
Апрель 3,4 Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека. Работа на установление эмоционально-двигательного контакта. Двигательные упражнения. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога  
Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами. Формирование умения работать с различными материалами. Пескотерапия. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.  
Апрель 4 Формирование умения менять положение тела, по просьбе взрослого. Упражнения на развитие общей моторики «Пружинки», «Покачивания», «Повороты».
Работа с тактильными дорожками.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»)
 
Май 1 Формирование умения различать свойства материалов. Работа с песком, водой. Пересыпания и переливания. Работа с «Волшебными мешочками»  
    Закрепление
Май 2,3 Закрепление сформированных сенсорных и моторных навыков. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков)
Упражнения на формирование общей моторики.
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны).
 
Май 4 Работа с диагностическим материалом.  

 

Особенности организации предметно – пространственной среды

Развивающая среда кабинета педагога-психолога построена на следующих принципах:

  • насыщенность;
  • транспортируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность;
  • безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:

- детскую мебель, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.

Вид помещения Основное предназначение Оснащение
Кабинет
педагога - психолога
Организация консультаций для родителей и педагогов по вопросам развития детей. Методическая литература;
Документация педагога – психолога;
Ноутбук;
Шкаф для используемых педагогом - психологом пособий, методичек, атрибутов;
Рабочий стол;
Пособия для реализации календарно-тематического планирования.
Организация развивающих игр – занятий в соответствии с содержанием программ педагога - психолога;
Психологическая диагностика.
Набор игрушек – персонажей, ролевые атрибуты;
набор развивающих игр;
набор дидактических игр и пособий;
настольные игры;
полифункциональные материалы (мелкие предметы-заместители, ёмкости разного цвета и фактуры);
магнитно-маркерная доска;
Организация развивающих игр-занятий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы, снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;
Релаксационные упражнения;
Световое оборудование (светящийся шар);
Песочный планшет с манной крупой;
кинетический песок, формочки и др. для игр с водой, песком.
Тактильные дорожки, сухой дождь.

 

Приложение 2.

План работы с родителями на 2020-2021 учебный год

Первый год обучения

Ф.И.О. ребенка

дата рождения, младшая группа №…

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством психолого-педагогического просвещения.

Задачи:

Повышать педагогическую культуру родителей.

Способствовать формированию у родителей позитивного восприятия личности ребёнка с нарушениями развития.

Содействовать расширению видения родителями своих воспитательных функций в отношении ребёнка с ОВЗ.

Познакомить родителей с эффективными методами взаимодействия, развивающими приёмами, необходимыми для коррекции личности ребёнка.

 

Работа с родителями

Содержание Форма Срок Результат
1. Беседа-консультация «О ребенке внутри семьи. Знакомство» Индивидуал. Сентябрь 2021г.  
2. Тематическая брошюра «»Возрастные особенности ребенка. Что нужно знать родителям»  
3. Совместная деятельность «Играем в детском саду - играем дома» Индивидуал.
Родитель-ребенок
Октябрь 2021г. \ Апрель 2022г.  
4. «Домашняя игротека». Буклет с комплексом упражнений. Индивидуал. В течение года  
5. Консультирование родителей по актуальным вопросам развития и воспитания ребенка.  
6. Привлечение к общим мероприятиям педагога-психолога Групповая В течение года по плану педагога- психолога  
7. Итоговое диагностическое обследование по результатам АОП Индивидуал. Май 2022г.  


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле –…

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле – здоровый дух» Цели. 1. Укрепление физического и психического здоровья детей, а именно...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая". Вид НОД: познавательно-исследовательская. Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.Цель:...

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России»

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России» Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие». Цель: Формирование патриотических чувств. Программные задачи: Обобщить и систематизировать...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...