Содержание художественно-эстетического воспитания и развития детей старших дошкольников в условиях ДОУ

 

В общем и художественно-эстетическом развитии ребёнка, посещающего детский сад, значительное место занимают разные виды искусства: изобразительное искусство, театральная деятельность (литература), хореография, интегрированные занятия (комплексные занятия с использованием театра, музыки, художественной литературы, рисования), музыка. Используя лучшие образцы искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, музыку, танец, театр. Одним из видов художественной деятельности является изобразительное искусство.

Изобразительное искусство в силу своей наглядности оказывает большое влияние на детей, обогащая представления о быте, природе, жизни общественной. Кроме того, возникает обязательный отклик, отношение к нему. Занимаясь изобразительной деятельностью дети имеют возможность выражать свои впечатления и отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве. Это — рисование, лепка, аппликация.

В детских рисунках раскрываются их интересы, мечты и отношение. Организовываются наблюдения природы, которые направляют внимание детей на поиски средств изображения (например, на сочетание красок). Такими творческими заданиями могут быть: "Осенний лес", "Зимние развлечения", "Весна-красна", "Цветы", "Сбор урожая". А также рисование по сказкам: "Мороз, красный нос", "Заяц и лиса" и другие. Дети должны уметь передавать в рисунке образ, сюжет.

На занятиях по декоративному рисованию дети вырезают различные формы из бумаги в виде подноса овального, коврика, платья. Педагог может давать одни задания, но формы могут быть различными. Дети, вырезая из бумаги различные силуэты, орнаменты, тем самым развивают координацию движения рук, приобретая технические навыки.

В лепке дети должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, а также лепить небольшие сценки и отдельные эпизоды жанровых и сказочных сценок таких, как "Зайчики скачут на полянке", "Три медведя", "Теремок". Материал, используемый в лепке, - это глина, пластилин. В старшей группе в работе с детьми включается лепка на тему сказок. Предварительно педагог проводит беседу, знакомит детей с сюжетом сказки, или картин. Для этого устраиваются в групповой комнате показ картин, иллюстраций, скульптуры и т.д. Ознакомившись с педагогом со сказкой или сюжетом ребёнок проще умеет выразить сюжет сказки или героев. Аппликация — это декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности.  В старшей группе дети могут работать коллективно (двое или трое).  Темы определяет педагог, такие, как: "Осенний клён", "Снежинки". В аппликации педагог определяет правильность передачи цветовой гаммы, выразительности предмета, силуэта, сопоставлять их в одном рисунке по величине.

Следующим видом художественной деятельности является театральная деятельность, которая напрямую связана с литературой. Основой для развития театральной деятельности для всех воспитанников старших групп являются праздники и развлечения. Каждый праздничный утренник, а также развлечения и дополнительные мероприятия отмечаются по тематическому перспективному плану. Например, определённое время года связано с проведением обязательных календарных групповых праздников, посвящённых временам года: осень (Осенняя пора), зима (Новый год), весна (День победы), и летние развлечения. Помимо основных праздников проводятся утренники и мероприятия в виде развлечений, таких, как: "Посвящение в первый класс", "День матери", "7 ноября", "Рождество", "День защитника отечества", "День космонавтики", "День защиты детей" и другие. На тематических праздниках широко используется репертуар детских сказок, которые вписываются в сценарий как основная тема всего праздника, это: "Айболит", "Теремок", "Репка", "Колобок", "Бременские музыканты", "Снежная королева", "Белоснежка и семь гномов", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Золушка", "Принцесса на горошине" и многие другие сказки.

Театральная деятельность — это один из распространённых видов деятельности детского творчества. Драматизации сказок, стихотворений и песен, а также музыкально-игровые сценки определяют простые действия. Короткие и длинные монологи и диалоги действующих лиц позволяют многим детям участвовать в театрализованном представлении. Дети, входя в образ того или иного героя стараются подражать тому, что его заинтересовало. Занятия театральной деятельности требуют от ребёнка решительности, трудолюбия. Ребёнок развивает умения комбинировать образы, способность к импровизации. Выполняя игровые задания в образе животных и персонажей сказок помогает детям лучше овладевать телом, учат их замечать и оценивать свои и чужие ошибки. Они учатся формулировать свои мысли и излагать их публично, ближе и точно чувствовать окружающий мир.

Хореография - один из любимых видов деятельности старших дошкольников. В этой деятельности особое внимание уделяется умению ориентироваться в пространстве, ребёнок учится соблюдать дистанцию, двигаться по кругу, парами, тройками и т.д. Первой задачей в обучении танцам является развитие чувства метрической пульсации. Методом показа разучивание танца начинается с точного показа руководителя. Словесный метод сопровождается беседой, объяснением, рассказом. В игровом методе педагог подбирает игру, тем самым повышая интерес к этому предмету, вызывая весёлое настроение. обучение танца в игровой форме развивается фантазия, память, воображение дошкольника. Практический метод сопровождает самостоятельное выполнение детьми танцевальных движений. Музыкальное сопровождение применяется также как методический приём. Педагог поясняет детям и помогает сопровождать движения с музыкой. Обучение танцам детей старшего дошкольного возраста воспитывает и развивает эстетически: развивает музыкальный кругозор и музыкальный вкус, формирует навыки грациозности, изящества движений. Занятия танцам воздействуют развитию опорно-двигательному аппарату, формирует правильную осанку, а также содействию органов дыхания.

Музыкальные занятия в детском саду – один из основных видов художественно-эстетической деятельности детей. При обучении слушанию музыки педагог в первую очередь знакомит с содержанием и характером произведения. Это может быть рассказ, стихотворение, сказка, а также какой-либо вид наглядности: рисунок, портрет, игрушка. Педагог знакомит детей с жанровыми особенностями (вокальный, инструментальный жанр, классика или народный жанр и т.д.). При знакомстве с вокальным произведением (например, "Жаворонок" П. И. Чайковского) педагог предлагает детям услышать и прочувствовать единство слова и музыки, услышать интонационно-ритмические обороты. На музыкальных занятиях в детском саду дети также обучаются музыкально-ритмическим движениям и танцам. Педагог использует различные приёмы обучения: наглядно-зрительный показ отдельных движений, плясок и танцев и словесный метод по ходу их исполнения. Разучивая музыкальные игры педагог использует показ и слово, в форме указаний.

Перед разучиванием движений в танце или хороводе педагог предварительно знакомит детей с музыкальным номером (дети слушают от начала до конца всю музыку), объясняет характер и настроение танцевального номера, а затем показывает движения. Таким образом, дети получают навыки и умения правильно двигаться в пространстве, перестраиваться в две, три колонны. У детей формируется чувство ритма, способность работать не только ансамблем, но и совместно, всей группой.

Игра на музыкальных инструментах – ещё одна из cфер музыкальной деятельности старших дошкольников. Для того, чтобы обучить детей игре на музыкальных инструментах, педагог в первую очередь знакомит детей с музыкальными инструментами. Для того, чтобы ребёнок "услышал" инструмент педагог сопоставляет звучание одного инструмента с голосами птиц, животных, ручья, речью человека. Затем педагог отхлопывает определённый ритм. После разучивания ритмических рисунков педагог переходит к разучиванию мелодий - сначала построенных на узких интервалах, затем на больших. И только после этого детей объединяют в оркестр. Педагог также на музыкальных занятиях предлагает детям импровизировать, подбирать по слуху знакомые мелодии, сочинять попевки. Таким образом в деятельности игры на музыкальных инструментах педагог применяет индивидуальный подход, чему способствуют творческие проявления ребёнка.

Эстетическое восприятие произведений литературы, музыки, изобразительного искусства тоже требует активной деятельности. Эта деятельность заключается в эстетической оценке, в глубоком переживании тех качеств, которыми обладает предмет.

Реализация выше охарактеризованной программы осуществляется с помощью следующих методов:  

1. Методы, направленные на эмоционально-ценностное отношение к музыке (создание установки на эмоционально-духовное общение с искусством).

2. Методы, направленные на развитие способности «проживания» музыки, ее настроения, чувств, отношения к миру.

3. Игровые методы и приемы, направленные на организацию увлекательного процесса музыкальных занятий.

4. Методы, направленные на развитие художественно-познавательных способностей, умений слышать музыку.  

5. Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Среди них, например, методы организации вокально-хоровой работы (распевание, показ песни, различные методы разучивания слов и мелодии, привлечение нотной записи, сочетание пения без сопровождения и с сопровождением и др.) Здесь же методы организации игры на элементарных музыкальных инструментах: приемы обучения игре. Методы организации пластического интонирования: выразительный показ движений и др.

6. Методы организации творческой деятельности: сочинение детьми мотивов, мелодий, сочинение сочиненного, а также импровизаций на заданное «зерно» - интонацию, стихотворный текст, определенный сюжет, ритмический рисунок.

Педагогическими условиями художественно-эстетического развития детей в ДОУ являются:

- создание художественно-творческой развивающей среды ДОУ;

- организация пространства в ДОУ разных видов художественно-творческой деятельности;

- включение в содержание музыкальных занятий включает разных видов искусства и реализация методов, направленных на эмоционально-ценностное отношение к музыке; на развитие способности «проживания» музыки, игровых, методов, направленных на развитие художественно-познавательных способностей, на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...

Читайте также

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему: «Космос» в подготовительной группе Цель: Научить создавать творческую работу «Космос» в...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна»…

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна» Возраст обучающихся – 4-5 лет. Срок реализации программы - 1 год. Численность обучающихся в группе...

Проект «Книга – наш лучший друг» для детей старшей группы

Проект «Книга – наш лучший друг» для детей старшей группы Данный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУ. 1 слайд:...