Эссе на тему:
«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»

Адаптация – это тяжелый период в жизни малыша и его родителей, т. к. поступление в детский сад – это своеобразный экзамен для психики и здоровья ребенка.

Опыт показывает, что определенные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Еще тяжелее, приходится малышам, так сказать отданным на попечение бабушки (мамы рано вышли на работу). Один из самых распространённых среди пожилых людей стилей воспитания – гиперопека: «Не бегай – вспотеешь и простудишься! Не прыгай – ударишься! Не залезай высоко – упадёшь и сломаешь руку!». Бабушки, одевают, кормят детей, усаживают их на горшок, и даже играют вместо своих обожаемых внуков, отводя при этом им роль стороннего наблюдателя. Так вместо нестандартности мышления у ребёнка развивается тревожность, и даже мнительность. Малыш, как старичок, боится всего нового, опасается заболеть, сторонится шумных детских игр и предпочитает сидеть с взрослыми.

Это тормозит образование у малыша умения контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что впервые дни пребывания в детском саду он негативно относиться к воспитателям.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где преобладает единство требований, выдвигаемых разными поколениями, уважение к позиции каждого члена семьи и, разумеется, доброжелательная атмосфера в доме, легче переживают этот трудный период.

Я работаю в группе от 1,5 до 3-х лет. Основная моя задача – помочь ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада. Перед поступлением ребенка в детский сад я обсуждаю с родителями следующие проблемы:

1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли он есть сам, поют ли малышу колыбельные песни перед сном?

Я знакомлю родителей с режимом дня в группе. Обсуждаю проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в саду.

2) Какой тип общения предпочитает малыш? В какие игры родители играют с малышом?

Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение с взрослыми, то я советую родителям больше играть с ребенком в игры – имитации, играть с предметами, с сюжетными игрушками, стимулировать его инициативу в общении, поддерживать любознательность.

3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самостоятельно кушать, одеваться и т. д.

4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, советую родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к сверстникам.

А также я советую родителям, когда их малыш начнет посещать детский сад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Пришло время, ходить «на работу», так же как мама и папа.

В начале декабря, прошлого года к нам в группу пришла девочка, Виктория, возраст 1 год 7 месяцев. Из беседы с мамой выяснилось, что ребенок очень ручной, крайне избалован вниманием. Со слов мамы: папа, бабушки, дедушки, старшая сестренка просто «пылинки сдувают» с ненаглядной малышки. К сожалению, мы не могли разрешить маме находиться в группе вместе с ребенком, так группа новая, и практически все дети проходили адаптацию, и очень остро и бурно реагировали на присутствие «чужих мам». Поэтому от совместного пребывания пришлось отказаться сразу.

В первый день Викторию привели почти всей семьей - мама, бабушка, сестренка. Вика спокойно переоделась, но как дело дошло до расставания, начался крик. Мама с мокрыми глазами то уговаривает, то ругает дочку. Бабушка причитает. Сестренка, первоклассница, уговаривает бабушку не оставлять Вику в этом страшном месте. Далее, доведя ребенка до истерики, родственники удалились. Виктория плакала минут 15-20, потом успокоилась.

С мамой была проведена, повторная беседа. Было рекомендовано набраться терпения, приводить ребенка в сад кому-то одному, маме или папе, отстранив сестренку и по возможности бабушку. Так же максимально сократить время переодевания и расставания. Не причитать и не ругать ребенка за слезы. Дать с собой любимую игрушку.

К концу первой недели расставание стало менее болезненно, период слез после разлуки сократился до нескольких минут. Как только мама уходила Виктория успокаивалась. На третий день Вика осталась до обеда. На седьмой день оставили её на сон. Виктория сама легла, немного, минут пять, похныкала, вспомнив сестренку, уснула, проспала почти два часа, проснулась без слез. Виктория прекрасно владеет КГН, самостоятельно кушает, моет ручки, может надеть носочки, колготки, сандалии, шорты, юбку, сама садится на горшок.

Ситуацию осложняло другое. Виктория не плакала, не хныкала, не звала маму, но категорически не шла на контакт с нами воспитателями. Если я обращалась к ней лично, встречалась глазами, пыталась сесть рядом, взять за руку, Вика начинала плакать, отталкивать меня, отодвигалась. Так же она реагировала на попытки других детей вступить с ней в контакт. Даже кушать, Вика садилась, только тогда, когда тарелку ей ставили на свободный стол, в стороне от детей.

При этом из беседы с мамой, я знала, что Вика очень ласковый и ручной ребенок. Но доверия ко мне она явно не испытывала.

Я стала наблюдать за Викой со стороны, чтобы выяснить какие виды деятельности заинтересуют её в первую очередь. С другими детьми мы играли в подвижные, пальчиковые, хороводные игры, лепили из пластилина. Я брала куклу, кубики, пирамидки и садилась играть сама невдалеке от Вики. Она наблюдала с интересом, но не присоединялась. Больше всего её заинтересовали игры - имитации – «попрыгаем, как зайчики», «полетаем, как воробушки», «движения животных», «кто, как кричит?». Каждый день мы с детьми выполняем танцевальные движения и разминки под различную музыку. Сдалась Вика на восьмой день, когда зазвучала музыка из м/ф «Барбарики». Постепенно Виктория начала мне доверять. Она брала меня за руку, когда мы шли на занятия, стала садиться за общий стол, разрешала помогать ей, одеваться и раздеваться. Я старалась чаще хвалить Вику, но всё же светящихся глаз и смеха не было. Это меня очень расстраивало. Ситуация разрешилась неожиданным для меня образом.

В конце января я была вынуждена присутствовать на двух - часовом семинаре. На это время объединили две группы. Я увела детей в другую группу, ушла, Вика хныкала, но не сильно. И, о, чудо, когда я вернулась, через 2,5 часа, Вика бросилась ко мне с объятиями, как будто я самый родной человек! С этого дня Виктория абсолютно раскрылась, это замечательный, ласковый, отзывчивый, веселый и очень любознательный человечек. Столько радости приносят детские улыбки.

Здесь, хотелось бы сказать о том, как важно отношение родных ребенка к детскому саду и воспитателям. Их эмоциональное настроение.

В случае с Викой, мама и бабушка приняли нас (воспитателей), только после того, как приняла Вика. До этого чувствовалась настороженность, тревожность, даже недоверие к нам. Мне кажется, если бы мама изначально была настроена более позитивно, и была более уверенна, ребенок пережил бы период адаптации с меньшими трудностями.

В заключении хочу отметить, что вежливое, приветливое и доверительное отношение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними, а выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Если у ребенка хорошее физическое и эмоциональное самочувствие, он весел, спокоен, увлечен игрой с игрушками, доброжелательно относится к воспитателю и сверстникам – Адаптация завершена!

Рекомендую родителям, чаще обращать внимание на информацию в родительском уголке, в котором помещаются полезные консультации, памятки и советы воспитателей и специалистов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Читайте также

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...