Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Поэтому главная забота воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста – помочь детям усвоить программный материал.

Дидактические игры – более привычный для воспитателей метод обучения и вид игровой деятельности. Они с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности и инициативности. С другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение пройденного.

Основной задачей в процессе обучения чтению и грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова.

Старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, так как данному возрасту свойственно наглядно-действенное мышление. Важное значение здесь имеет наглядность и игра.

Поэтому, как мотивационный стимулятор для ребят, в нашей группе мы сделали адвент–календарь в виде ели. Была поставлена задача – сделать его не только украшением интерьера группы, но и дидактическим пособием для проведения различных видов совместной деятельности с детьми. Разместили адвент–календарь в доступном для детей месте, чтобы каждый мог подойти, рассмотреть его и потрогать на ощупь. Адвент-календарь помогает почувствовать детям течение времени, научиться его понимать и осознавать (дни, недели, месяцы).

Самое интересное в календаре – это кармашки с заданиями и с играми по обучению грамоте.

Адвент – календарь мы начали вести с сентября. Календарь оформлен по временам года. На конвертики с заданиями наклеиваются разные картинки по признакам месяцев:

В сентябре: грибы, белочки. В октябре: шишки. В ноябре: синички.

В декабре: новогодние игрушки. В январе: снежинки. В феврале: снегири.

В марте: солнышко. В апреле: капель В мае: насекомые.

На 1 этапе в начале нам нужно было обучить детей определению места звука в слове. В эти игры мы начали играть в старшей группе:

На 2 этапе в подготовительной группе мы начали учить соотносить звук с буквой, запоминать графическое изображение букв. «Азбука»; «Найди букву»; «Вот такие буквы» и другие.

На 3 этапе для детей, которые усвоили предыдущий материал, мы предложили детям более сложные игры. «Сложи слово»; «Маленькие слова»; «Расшифруй слово»; «Мои первые предложения»; «Слоги»; «Буква за буквой»; «Весёлая карусель» и другие.

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по обучению грамоте.

«С чего начинается слово?»

Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах.

Дети выделяют и произносят первый звук в слове. Затем усложнение задания: нужно было найти букву, соотнести звук и букву.

«Телевизор»

Цель: упражнять в выделении первого звука в словах и составление из них новых слов.

Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор. Ребёнок находит картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.

«Весёлые звуки»

Цель: автоматизация поставленных звуков в игровой деятельности;

- определение места звука в слове;

- выделение гласных в словах.

Воспитатель спрашивает, у кого есть такой рисунок (например, акула) на большой карте. Тот, у кого есть такой рисунок, должен назвать нарисованный предмет. Если ответ верный, играющий берёт карточку у ведущего и закрывает ею такой же рисунок на большой карте.

Кроме того, к каждой большой карте дополнительно даны задания. Задания должны выполнить тот играющий, кому досталась данная карта.

(Например, закончи предложение: В океане плавает….(акула).)

«Игры с прищепками». (Многовариантная игра.)

Цель: -упражнять в подборе слов к заданному звуку (букве);

- подбирать родственные слова;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- развивать мелкую моторику рук.

Перед Новым годом мы играли с детьми в многовариантную игру

«Наряди ёлку».

Цель:

- учить подбирать предмет с определённым звуком в начале слова (в середине, в конце слова);

- упражнять детей в нахождении местоположения: слева, справа, за, перед, под, вверху, внизу).

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками. Вызывает ребёнка, отгадавшего загадку и говорит, где надо повесить игрушку на ёлке.

2 вариант. Детям предлагает повесить игрушку в любом месте на ёлке и назвать её место расположения.

3 вариант. Ребёнок становится спиной к ёлке. Воспитатель меняет игрушки, расположенные слева и справа. Ребёнок поворачивается и отгадывает, что изменилось.

4 вариант. Дети все закрывают глаза, воспитатель меняет игрушки местами. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Сложи слово»

Цель: учить детей составлять и читать слова по первым звукам.

Эта игра отрабатывает навыки чтения, развивает у детей интерес и желание читать.

«Сплетём венок из предложений».

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединённых тематически.

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например, Зимой падает снег. Из снега дети лепят снеговика. И т.д.

«Буква за буквой»

Цель: учить выделять звук (букву) в начале и в конце слова и находить картинку, название которой начинается на последний звук в слове.

Воспитатель в процессе игры задаёт соответствующие вопросы:

-Почему ты решил поставить свою карточку?

-На какой звук заканчивается слово?

-На какой звук начинается твоё слово?

Лото «Проекции»

Цель: учить узнавать предмет и букву по проекции.

Правила игры заключаются в том, кто первый закроет своё игровое поле соответствующими карточками. Игра учит не только узнавать предмет по проекции, но и развивает образное мышление, дети запоминают алфавит и цифры.

«Волшебная карусель». В игре предлагается несколько вариантов:

Цели: -определять первый и последний звук в слове;

-учить составлять слова из букв; слогов;

-определять количество слогов в слове.

(Например, одно из заданий): В процессе игры ребёнок должен выполнять последовательно 4 действия по вертикали:

1) найти заданный начальный звук и установить над ним контрольный язычок;

2) найти картинку со словом, которое начинается с заданного звука;

3) подобрать к слову последний звук;

4) перевернуть карусель и проверить своё выполнение задания.

Подвижная игра «Собери пазл».

Цель: упражнять в нахождении картинки, название которой начинается с определённого звука, соотнести звук с буквой.

Воспитатель раздаёт первой команде детей карточки с изображением букв, а второй команде – картинки и говорит: «Раз, два, три пару себе найди».

Заключение.

Игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Ребёнок -дошкольник – это практик, а не теоретик. Если информация, которая преподносится ребёнку, не подкрепляется действием (в игре, предметной деятельности, рисовании, подражании и пр.), она не станет надёжным, по настоящему усвоенным знанием.

Воспитатель должен помнить о том, что нужно разнообразить содержание выбранной дидактической игры, постоянно обновлять игровые сюжеты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Сообщение «Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и…

Сообщение «Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и семьи» Читательская коммуникация – это общение, обсуждение прочитанного материала. Развитие речи...

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Тематическое развлечение посвящённое Дню космонавтики для средней группы

Тематическое развлечение посвящённое Дню космонавтики для средней группы Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий: Ребята, сегодня праздник...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...