Система работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию этических норм и правил в процессе образовательной деятельности

Основы морали и нравственности, которой, по мнению педагогов сейчас так мало, закладываются в дошкольном детстве. Именно в дошкольном учреждении можно заложить в детей то зерно нравственности, которое вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности. Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей его жизни. Вежливый ребенок – мечта каждого взрослого.

Между тем сами взрослые нередко забывают о соблюдении правил этикета. Наиболее простой путь воспитания вежливости – личный пример и вежливое обращение с ребенком. Объединение усилий воспитателей и родителей воспитанников в этом направлении, создание соответствующих условий будет способствовать тому, что наши дошкольники были вежливыми и доброжелательными. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому, я занялась данной темой.

Воспитательно - образовательный процесс по данному направлению строится, учитывая:

1. Комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие.

• Познавательное развитие.

• Речевое развитие.

• Художественно-эстетическое развитие.

• Физическое развитие.

2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

3. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

4. Развивающую среду (тема отражает подбор материалов, находящийся в возрастной группе, в уголках развития).

В работе с детьми использую следующие формы организации — НОД.

НОД с детьми включает:

- ознакомление детей с народным фольклором;

- театрализованные представления;

- выставки детского творчества;

- экскурсии;

- беседы;

- проектная деятельность;

- праздники и развлечения.

Современным детям не хватает ласки, внимания, объятий, поэтому в образовательном процессе появляются такие мероприятия, как «День вежливости», «День прощения», «День радости», «День объятий».

Доброй традицией в нашей работе имеет место проведение тематической недели, в которых участвуют педагоги, воспитанники и их родители.

Основными целями тематической недели «Этикет и вежливость» стали:

• формирование у детей дошкольного возраста этических норм поведения;

• овладение речевым этикетом и культурой общения.

Для реализации этих целей мы часто посещаем библиотеку, где проходят музыкально-тематические гостиные, «День открытых дверей» День «Поэзия» и т.п. Мы часто посещаем музыкальную школу, налажена связь с Самарским экономическим университетом. Студенты проводят различные игры, игры-тренинги, спортивные досуги, весёлые старты, совместно проводим праздники. Ведь взрослый для ребёнка — центр любой ситуации. Доброжелательные взаимоотношения с ними составляют основу для переживания ребёнка эмоционального благополучия.

Целенаправленная систематическая работа по воспитанию у дошкольников этических норм поведения расширяет и обогащает их представления о нормах морали, этикете, способствует проявлению воспитанниками истинных чувств вежливости, добропорядочности и терпимости. При многократном повторении дети, в основном, запоминают все основные правила. Например, если кто-то не спит и мешает другим, дети говорят: «Даже если вы не спите, то лежите не шумите! Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать». Или разговаривают за столом: «ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом! Не спешить, не говорить. Крошки на пол не сорить!». Или, все одеваются, а Саша играет в раздевалке. Дети ему говорят: «Кто долго одевается, то мало гуляет», «Семеро одного не ждут!», «Кто много разговаривает, тот медленно одевается». Дети состоятельно вспоминают пословицы по определённым поступкам детей.

Благодаря проведенной работе обыденные режимные моменты превращаются в площадки этикет-лаборатории, где дети на практике закрепляют новые навыки речевого этикета и правильного поведения в общественных местах. Например, дети играют на прогулке. Все бегают смеются. Ваня нечаянно толкнул Юлю. Девочка упала и заплакала. Ваня остановился, подходит к Юле, помогает ей встать, извиняется. Заходя в помещение, мальчики стараются сначала пропустить девочек, взрослых, а затем заходят сами, если кто забывает — напоминают.

Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только освоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

Для создания у детей практического общественного поведения проводим:

- Упражнения. Например, некоторые дети, обращаясь к воспитателю или детям, не называют имени того, к кому обращаются. Стоят несколько детей и педагог. Маша говорит: «Причешите меня». Вика спрашивает у Маши к кому она обращается и подсказывает, что надо сказать: «Любовь Михайловна, причешите меня, пожалуйста». Часто наблюдая за детьми, можно услышать, как дети говорят: «Скажи, пожалуйста», то есть вежливое слово играет большое значение в их жизни.

- Пример взрослых.

- Показ действия.

- Организация деятельности.

- Создание проблемных ситуаций, разрешая которые, дети будут овладевать определёнными коммуникативными навыками, например, «отнял игрушку, толкнул, долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди, нечаянно разрушил постройку товарища и т.д.». Важно, познакомить детей с такими ситуациями как, поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании. Необходимо помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, встретить и накормить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома.

- Игра. Широко использую игры — перевоплощения. Например, «Если бы ты был цветком», «Все когда-то мечтают стать птицей», «Я белое облачко». Использую игры-импровизации, пластические этюды, например, «Мы листочки» «Я бабочка». Цель этих игр - развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Для формирования у дошкольников этических норм и правил используем:

- Убеждение.
- Познавательно-этические беседы, например, «Как можно назвать человека по имени», «Как и чем можно порадовать близких», «Как можно поздороваться», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой». (Провести.)
- Чтение литературы. Например, после чтения вместо вопроса «Вам понравилось?» задаю вопросы о чувствах о ощущениях ребёнка: «За кого ты
- Обсуждение поведения героев сказок, рассказов, стихотворений.

Большое значение имеют сказки, в них заложена народная мудрость. Сказка не даёт прямых наставлений детям. Например, «Не уходи из дому без разрешения, слушайся родителей, уважай старших». Но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Герои сказок учат детей быть дружными, учат взаимопомощи. (Теремок, зимовье зверей, Рукавичка.)
Завершают изучение каждой темы совместные мероприятия, развлечения, праздники, которые дают положительные результаты и подводится итог всей предшествующей работе. Результаты конечно есть, и они значительные. В группе атмосфера дружелюбия и взаимоуважения. Ребята стали вежливее и веселее, они хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения. Стараются сами разрешать конфликтные ситуации, если они возникают.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно -нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Из практики видно, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит освоение этических норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мы помогаем родителям воспитанников осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. Родители должны объяснять своим детям как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например, показать и дать подержать свою игрушку, назвать своё имя, спросить как зовут незнакомого мальчика или девочку, завести разговор о том, что ты любишь и спросить что любит собеседник.
С родителями воспитанников мы проводимродительские собрания, фото – выставки, анкетирование, организацию проектной деятельности, совместные культурно – досуговые мероприятия, консультации, Дни открытых дверей, круглый стол. Хочется дать вам несколько советов:

- не требуйте от детей выполнения какого-либо правила поведения, если сами не всегда следуете, рассогласование в требованиях, предъявляемых детям может вызвать у ребёнка чувства растерянности, обиды или даже агрессии;

- поддерживайте уверенность ребёнка в своих возможностях, если дома от близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение;

- задумайтесь над своим отношением к нравственным поступкам.

Пусть наши труды будут «призваны сеять доброе и красивое, развенчивать моральное зло и безобразное в мире и в душах. Наша деятельность – уроки добра, истины и красоты, уроки мудрости, формирующие иммунитет ко всему тому, что убивает «человеческое в человеке». И если мы понесем с собой в свои семьи, в мир людей и детей идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила».

 

Список использованных источников:

1. Голубова Ю. А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук / Голубова Ю. А. – Тамбов, 2006. – Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

2. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005.

3. Куликовская И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. - № 2.

4. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010.

5. Черных Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2010.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Читайте также

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...