Статья: «Как развить творческие способности у дошкольников»

Творческие способности – далеко   не новый предмет  исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.  Что такое творческие способности на самом деле?

Когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов.

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой малой Родины, а также исторической бытностью своего народа. Народная культура является действенным средством познавательного, эстетического, духовного развития детей. А так как в школьную программу в последние годы на Кубани включен предмет кубановедение, соответственно, и наше ДОУ идет «в ногу со временем». Интеграция областей в образовательной деятельности позволяет использовать различные формы ознакомления дошкольников с народной культурой, прикладным творчеством малых народов. Творческий подход педагогов в ДОУ проявляется в постоянном обновлении предметно - пространственного окружения. В каждой возрастной группе создана своя предметно - развивающая среда, позволяющая эффективно реализовывать используемые педагогами программы и технологии. Созданная комната казачьего быта удивляет детей предметами домашнего обихода наших предков. В холлах учреждения систематически оформляются коллажи, выставки продуктов детской деятельности, ими украшаются групповые комнаты, раздевалки. В течении года регулярно проводятся совместные тематические выставки работ детей и родителей на темы: «Я люблю свой детский сад», «Моя семья», «Народные промыслы», «Краски мира», «Служба спасения 01» и др. необходимым условием для развития творческих способностей дошкольников является использование народного искусства в работе с детьми.

В последние годы наметилась новая тенденция - вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования через разного рода кружки, что дает расширенную возможность увлечь детей разнообразными видами творческой деятельности. В нашем ДОУ ведется работа по обучению детей навыкам вышивания в различных техниках.

Декоративно – прикладное народное искусство глубоко воздействует на внутренний мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Практика работы по развитию навыков ручного труда доказывает результативность работы кружка по обучению вышиванию, что приводит к стабильным положительным результатам: у детей формируется стойкий интерес к народной культуре, традициям, отрабатываются практические навыки по ручному труду. Причем, увлечение охватывает не только девочек (по общепринятым понятиям), но и мальчиков.

Следовательно, организуя и развивая такую деятельность ребенка, как творческая, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности, мы должны не рассеять первые предпосылки, а «сберечь и взрастить»!


Литература:

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.

2. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

 



Новые публикации

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Физическое воспитание как одна из основных задач дошкольного образования

Физическое воспитание как одна из основных задач дошкольного образования   Возникновение физического воспитания возникло в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились...

Проект «Этот День Победы!»

Проект «Этот День Победы!» (средняя группа)   Актуальность: В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) Тема: «Добрые дела живут на…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)Тема: «Добрые дела живут на белом свете»   Методическая информация Тема НОД Форма: Совместное игровое взаимодействие. Основная комплексная образовательная программа (парциальная). Разработчик...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...