Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Постановка проблемы. Проблема нравственного воспитания детей является одной из наиболее значимых и дискурсивных тем. Рассмотрение в той или иной степени проблемы нравственного воспитания (в том числе и детей дошкольного возраста) присутствует в трудах многих ученых как прошлого, так и современности.

Несмотря на интуитивную понятность и частую употребляемость терминов «нравственность», «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе на сегодняшний день нет общепринятого определения данных понятий. Каждый исследователь предлагает собственное видение проблемы нравственного воспитания, дополняет и расширяет уже сформулированные до этого трактовки толкования нравственности. И хотя, зачастую, данные толкования не противоречат друг другу, все же отсутствие однозначности понятия приводит к тому, что на практике в конкретных дошкольных учреждениях воспитатели не понимают сущности и важности нравственного воспитания детей; не уделяют данной проблеме должного внимания; оказываются в сложных условиях выбора методов и средств для нравственного воспитания дошкольников.

Анализ литературы. К вопросам нравственного воспитания, являющимся предметом исследований многих ученых, обращаются исследователи прошлого и современности: В.В. Абраменкова, Е.А. Варенца, С. И. Варюхиной, И.А. Ильин, М. Климова-Фюгнерова, О.М. Потаповская, В. А. Сухомлинского и мн.др.

Каждый ученый вкладывает в это понятие свою систему ценностей, мировоззрения, опыта. Так, понятие «нравственное воспитание» рассматривается учеными как: общественное явление, подчиняющееся законам общественного развития (И.А. Ильин); процесс влияния старшего поколения на младшее с целью выработки в нем устойчивых моральных качеств (В.А. Сухомлинский); стержень гармоничного развития личности; форма трансформации опыта и сфера реализации людской моральной культуры (М. Климова-Фюгнерова); коррекция поведения, чувств и желаний, культивирование базовых качеств на уровне мотивов деятельности (Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских, В.Ф. Шорстова); выработка умений и навыков нравственного поведения, формирование гуманных взаимоотношений (Н.В. Архангельский).

Несмотря на всеобщее внимание к вопросам нравственного воспитания, обилие научных подходов к организации процесса нравственного воспитания, актуальность данного исследования определяется возможностью систематизации и обобщения трудов исследователей; предложении собственной трактовки понятия «нравственное воспитание» в контексте решения воспитательных задач с детьми дошкольного возраста, а также обобщения методов нравственного воспитания, применяемых в ДОУ.

Цель статьи заключается в рассмотрении сущности нравственного воспитания детей дошкольного возраста и описании применяемых методов по данному направлению в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Изложение основного материала. Нравственность является одной из форм общественного сознания, системой представлений, взглядов, ценностных ориентаций, норм, регулирующих деятельность человека. В.В. Абраменкова утверждает, что нравственность – совокупность ценностей, ориентирующих людей в их практических отношениях. Это идеалы, нормы, принципы, взгляды на добро и зло, смысл жизни, честь и достоинство, на всю систему личностных и общественных отношений [2, с.153].

По мнению И.В. Метлик и И.А. Галицкой, нравственность является специфической формой общественного сознания относительно двух сфер – мира людей и мира вещей – может выступать и как субъект-субъектное, и как субъект-объектное отношение. Являясь ядром личности, нравственность определяет характер жизненной позиции человека и результаты его деятельности [7, с.38].

Неопределенность в толковании понятия «нравственность» присутствует и в работах зарубежных исследователей. В работах западных ученых нравственность рассматривается под понятиями «moral development» (нравственное развитие) или «moral education» (моральное образование). Ученые постсоветского пространства в большинстве случаев отождествляют понятия «нравственность» и «мораль», что на наш взгляд является не правильным подходом. Это же мнение отражается в работах Е.А. Варенца, разъясняющего такую позицию ученых тем, что они отождествляют воспитательные технологии с воспитательными методами, а введение различий между данными понятиями считают данью моде. На наш взгляд формирование различных мнений ученых о сущности понятия «нравственность» исходит из фундаментальных позиций, опирающихся на антропоцентричные, теоцентричные или социоцентричные тенденции [4].

По мнению Н.В. Архангельского, антропоцентрическая позиция опирается на систему ценностей веры в Человека без веры в Бога (базовыми ценностями выступают самореализация, автономность, корысть, искренность, индивидуальность и пр.). Теоцентрическая позиция характеризуется верой в существование Высшего Абсолюта, на базовые ценности откладывает отпечаток религиозность (базовые ценности – скромность, послушание, кротость и пр.). Особенность социоцентричной позиции в нравственном воспитании состоит в том, что она опирается на нужды идеологии и определяется общественными условиями жизни, нормами и принципами, принятыми в данном обществе [3].

Н.В. Архангельский, подчеркивая значимость нравственного воспитания для нашего общества, переживающего острый кризис, вызванный социальными и политико-экономическими факторами, указывает, что процесс такого воспитания нужно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста [3]. Дошкольное детство – это этап, закладывающий основы личностного развития и усвоения первичного нравственного опыта, необходимого для вхождения в социальную среду.

Так, А.Я. Даниилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков под нравственным воспитанием детей дошкольного возраста понимают специально организованное межличностное взаимодействие педагога с воспитанниками на основе норм и принципов гуманизма, преследующее цель формирования нравственной воспитанности, которая предусматривает систему нравственных знаний, умений, навыков, убеждений, взглядов, норм. Задачи нравственного воспитания определяются исследователями как процесс трансформации общественно значимых норм, принципов, регулирующих взаимоотношения, общечеловеческие нравственные ценности в индивидуальные качества и формирование на этой основе соответствующих базовых моральных качеств [5].

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как один из целевых ориентиров ФГОС ДО предполагает формирование моральной воспитанности, включающей систему нравственных знаний, умений, навыков, убеждений, взглядов и норм поведения [1]. В целом учеными сформулировано около ста моральных качеств, характеризующих исследуемое нами явление. Среди них можно выделить, к примеру, благородство, усердие, смирение, деликатность, заботу, почтительность, скромность, кротость и т.п. Именно эти базовые качества личности в процессе нравственного воспитания педагоги должны сформировать у детей дошкольного возраста, опираясь на требования ФГОС ДО.

В тоже время задачи нравственного воспитания не ограничиваются перечнем моральных качеств. Изолировано, представленные абстрактно, они не представляют ценности, потому что данные базовые качества личности становятся значимыми только лишь в контексте практической деятельности ребенка. Поэтому нравственное воспитание, как и любое другое направление воспитательной работы с детьми, предусматривает использование системы методов, приемов, способов познания их мироощущения, мышления, поведения и целенаправленных средств, влияющих на этот процесс. Каждая конкретная ситуация требует подбора соответствующих методов, эффективность которых зависит от комплексности и уместности их применения [6, с. 91].

По нашему мнению, нравственное воспитание детей дошкольного возраста – сложный трудоемкий процесс формирования системы ценностей ребенка и его убеждений, реализуемый с помощью определенных методов, к которым относятся: убеждение, рассказ, разъяснение, внушение, моральная беседа, личный пример, поощрение, наказание.

Убеждение предполагает разумный довод какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, дети воспринимают не столько нравственные понятия и моральные суждения, сколько логичность изложенной воспитателем позиции.

Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующих моральных норм, влияет на поведение.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание определенных нравственных положений (законов, принципов, норм поведения и т.д.), применяется метод разъяснения. Для данного метода характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных выводов, устанавливающих истинность мысли. Разъяснение используют для формирования или закрепления нового нравственного качества, формы поведения, а также для формирования соответствующего отношения к определенному событию. Важной чертой, отличающей разъяснение от рассказа или убеждения является ориентированность его воздействия (на конкретную группу или отдельного ребенка).

Внушение используется в случае, когда воспитанник должен принять определенные установки. Оно влияет на ребенка в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что он некритически воспринимает педагогическое воздействие. Внушение усиливает действие других методов воспитания. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную оценку своего поведения.

Нравственная беседа - это метод системного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие, как воспитателя, так и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах взаимопонимания и сотрудничества Нравственная беседа называется так потому, что преследует нравственные проблемы, углубляет, укрепляет нравственные понятия, обобщает и закрепляет знания, формирует систему нравственных взглядов и убеждений.

Личный пример - это воспитательный метод, который дает конкретные образцы для подражания и активно формирует сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизируя их деятельность. Суть этого метода заключается в том, что наследование обеспечивает подрастающую личность возможностью присвоить большой объем обобщенного нравственного опыта. В педагогической практике, в качестве примеров, используются выдающиеся личности (писатели, ученые, герои литературных произведений, кинофильмов). Пример взрослого человека (родителей, воспитателя) может быть действенным только в том случае, если он имеет авторитет у ребенка, является для него референтной личностью.

Поощрение - выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет необходимые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций, поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками и т.д.

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки воспитанников, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. В воспитательных мерах широко используются такие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; моральное осуждение.

Мышление и представления ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, потому и необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота, т.д. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников можно выделить: сказку; игру; творческое задание; трудовые поручения; природу; общение как со сверстниками, так и со взрослыми; коллектив.

Выводы. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является важной педагогической проблемой, не имеющей единственного всеми принятого устоявшегося решения. Процесс нравственного воспитания дошкольников – важная неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса, сущность которого состоит во взаимодействии педагога и детей с целью их приобщения к нравственным ценностям общества, формирования нравственного опыта и поведения, воспитания моральных волевых качеств личности. Нравственности нельзя обучить в одночасье, необходимо воспитывать детей, используя различные методы и приемы, в каждой конкретной ситуации подбирая наиболее эффективные средства.

 

Список литературы

  1. Приказ ㅤ от ㅤ 17 ㅤ октября ㅤ 2013 ㅤ г. ㅤ №1155 ㅤ об ㅤ утверждении ㅤ Федерального ㅤ государственного ㅤ образовательного ㅤ стандарта ㅤ дошкольного ㅤ образования ㅤ // ㅤ [Электронный ㅤ ресурс] ㅤ – ㅤ Режим ㅤ доступа: http:минобрнауки.рф.документы.6261 // ㅤ (дата ㅤ обращения ㅤ 15.02.2018 ㅤ г.)
  2. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании – Сборник материалов I ежегодной международной научно-практической конференции / В.В. Абраменкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – М., 2011. – с.151-169
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В.Архангельский. – М.: Просвещение, 2015. – 208 с.
  4. Варенца Е.А. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки / Е.А. Варенца // Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Вып.4 (146). – Армавир, 2014
  5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Даниилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2015. – 208 с.
  6. Кондрашева, Ю.В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских, В.Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2014. – c. 89-91.
  7. Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.В. Метлик, И.А. Галицкая // Педагогика. 2009.–№10.–с.36-46
  8. Потаповская О.М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О.М. Потаповская // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». – 2012.– №4 (27). с.64-83


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...

Развитие у ребенка самостоятельности

Развитие у ребенка самостоятельности Скажи мне – и я забуду, Учи меня - и я, наверное, запомню, Дай мне сделать – и я...

Читайте также

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие...

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовательном учреждении являются инновационными ресурсами, которые...

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»