Театрализованная деятельность в ДОУ

Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство. Использование театрализованной деятельности в ДОУ позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач:

- формирование и закрепление разносторонних представлений о действительности;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений,

- развитие мелкой и крупной моторики,

- развитие монологической и диалогической речи, обогащение словаря,

- обучение умению планировать свои действия, развитие произвольности,

- овладение выразительными средствами общения, как вербальными, так и невербальными,

- развитие эмоциональной сферы,

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности,

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности,

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе,

- приобщение к художественной литературе.

Основным вариантом театрализованной деятельности в ДОУ является театрализованная игра.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Она близка и к сюжетно-ролевой игре, и к игре с правилами (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Однако в ней отсутствуют отношения состязания (в отличие от игры с правилами), а сюжеты часто берутся из литературных произведений (тогда как в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления). Также в театрализованной игре может быть конечный продукт – поставленный спектакль, инсценировка (Н.Ф. Губанова).

В литературе существует несколько вариантов классификации театрализованных игр. Остановимся на классификации, предложенной Л.В. Артемовой, которая делит театрализованные игры на игры-драматизации и режиссерские игры.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях ребенка. Он сам становится исполнителем роли, используя собственные средства выразительности – мимику, пантомимику, жесты.

К играм-драматизациям относят следующие.

- Игры-драматизации с пальчиковыми куклами. Куклы ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета ребёнок действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

- Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх используют специальные куклы, состоящие из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Куклы обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

- Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре ребенок не является действующим лицом. Он становится «режиссёром»: создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.

Сюда относят следующие виды театра.

- Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

- Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи (или руки) и источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

В разных возрастных группах театрализованные игры имеют свои особенности. Рассмотрим эти различия подробнее.

Младшая группа

В этом возрасте происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой. Ребёнок использует фигурки пальчикового театра совместно со взрослым. Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.

Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а только подражают им, копируя внешние черты. Драматизации как таковой ещё нет, но её элементы воспитатель может добавлять в занятия, перевоплощаясь в персонажей, меняя интонацию.

Используются:

- настольный театр игрушек;

- настольный плоскостной театр;

- плоскостной театр на фланелеграфе;

- пальчиковый театр.

Средняя группа

Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.

Используемые тексты усложняются: их содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, и языковые средства становятся интереснее и разнообразнее.

Происходит расширение театрально-игрового опыта детей: малыши осваивают игры-драматизации и настольный театр, коллективные режиссерские игры, в которых детям предоставляется больше самостоятельности.

Используются разные виды настольного театра:

- мягкой игрушки;

- деревянный театр;

- конусный театр;

- театр народной игрушки;

- плоскостных фигур;

- театр ложек;

- театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

Старшая группа

Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей. Это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью.

Дети более активно используют разные виды игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые). За счёт этого происходит частичный переход игры в речевой план. У детей появляется интерес к играм «с продолжением» сюжета.

В старшей группе, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди-куклы.

Подготовительная группа

Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.

Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.

Происходит совершенствование приобретённых навыков.

Театрализованные игры в детском саду способствуют активному творческому, эмоциональному и психофизическому развитию дошкольников. Ответственный подход к выбору различных видов игровой деятельности и их комбинирование, а также выполнение методических требований позволяют достигать максимальных результатов в этой сфере.



Новые публикации

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Спортивный праздник «Зимушка-зима»

Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Читайте также

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Конспект занятия в средней группе: «Осенний листопад»

Конспект занятия в средней группе: «Осенний листопад» Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень». Задачи: Образовательные: - уточнить и расширить знания детей об осенней поре...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

Читайте также

Проект: «Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"»

Проект: «Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"» «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...

Использование степ-платформы в коррекционной работе в ДОУ с детьми с…

Использование степ-платформы в коррекционной работе в ДОУ с детьми с ОВЗ Создание благоприятных условий для укрепления здоровья, физического развития каждого ребенка...





В блогах

День защитника Отечества

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Сценарий праздника для детей средней группы Звучит музыка. В зал входят дети и становятся полукругом у центральной стены. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, Что пап и мальчишек они поздравляют – Ведь праздник февральский всегда для...

ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Что у нас под ногами»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - знакомства детей с некоторыми свойствами камней; - обучения видеть необычное в обычном; - развития речевой и познавательной активности, умения делать выводы, умозаключения. Ход Воспитатель: Мне передали письмо...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» младшая группа

  СИСТЕМЕ РАБОТЫ   Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»  младшая группа Воспитатель Лисогурская Марина Владимировна 2021 – 2022 учебного года Информационная справка. Ф.И.О. : Лисогурская Марина Владимировна Занимаемая должность : воспитатель...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Особенности развития и формирования памяти у детей. Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими...