Игры с мячом в работе педагога-психолога
Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что игры с мячом вызывают большой интерес у детей и делают самые простые задания интересными. К тому же это один из самых доступных инструментов в работе не только педагога-психолога, но и любого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни, начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным» Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка. В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом с речевой зоной, и занимает треть всей площади двигательной проекции коры.
В чём польза игр с мячом?
Игры с мячом развивают глазомер, координацию и смекалку.
Развивают у детей общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
Мяч может быть использован в играх на знакомство детей друг с другом. Игры с мячом развивают познавательные процессы. Активизируют у детей произвольное и непроизвольное внимание.
Использование мяча на логопедических занятиях для детей с ОВЗ
- Снимает напряжение и страхи
- способствует социальным взаимодействиям
- улучшает настроение
- повышает активность
- мобилизирует все психические процессы
- формирует межполушарное взаимодействие
- стабилизирует верхние и нижние конечности
Мяч в психологической работе
- Положительные эмоции
- релаксация
- поддержание контакта
- обучение коммуникации
- символизация
Примеры игр и упражнений с мячом в работе психолога
Упражнение «Я рада тебя видеть»
Данное упражнение может быть использовано в начале занятия в качестве приветствия. Дети сидят в кругу и приветствуют друг другу, передавая мяч, произнося следующие слова: «Здравствуй …. (имя ребёнка, сидящего справа) я рад (а) тебя видеть».
Упражнение «Подарок»
Дети стоят или сидят в кругу и перекидывают или перекатывают друг другу мяч, произнося следующие слова: (имя ребёнка, которому передаётся мяч) я дарю тебе конфету (цветок, собаку и т.п.)». Задача того, кто поймал мяч ответить на подарок. Например: «Спасибо. Это моя любимая конфета», «Спасибо. Я давно мечтал о собаке.» Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не получит свой подарок и каждый сможет подарить.
Упражнение направлено на знакомство детей друг с другом, а также позволяет настроить детей на работу, поднять настроение, переключить внимание.
Игра «Поймай мяч»
Дети располагаются по кругу. Психолог вместе с детьми произносит следующие слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мячик наш пустился вскачь,
И поймать, дружок, его
Нужно только и всего.
После этих слов психолог подбрасывает мяч вверх и называет имя ребенка. Тот, чье имя названо, должен поймать мяч. Затем все вместе снова проговаривают считалочку, и ребенок, поймавший мяч, подбрасывает его вверх и называет имя одного из детей группы.
Игра «Бросок любви»
Педагог-психолог предлагает детям зарядить своей любовью мячик (хорошо для этой игры использовать тканевый мяч). Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу мяч. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
Игры на развитие познавательных процессов
Игры с мячом отлично подходят для различных игр на развитие познавательных процессов. Детям можно предлагать разные задания:
Игра «Противоположности».
Психолог кидает мяч и называет слово, задача ребёнка поймать мяч и назвать противоположное. Например: «Мягкий — твёрдый» или можно таким образом: «Мягкая подушка, а пол … (твёрдый)».
Игра «Парочки».
Дети сидят в кругу. Психолог называет слово и катит мяч ребёнку, а ребёнок возращает мяч психолог, подобрав пару к этому слову. В качестве слов могут использоваться слова на различные лексические темы. Например: «Яблока — … (груша)», «Стул — … (стол)» и т.д.
Игра «Обобщение».
Психолог называет обобщающее слова и катит мяч ребёнку. Задача ребёнка вернуть мяч, назвав подходящее слово. Например: «Овощ — … (капуста)», «Одежда — … (платье)».
Игра «Сочини историю».
Психолог кидает мяч ребёнку и называет начало предложения, а ребёнок возвращает мяч закончив предложение. Начало предложений могут быть такими: «Жил был …», «Выглядел он так …», «Настроение у него было …», «Потому, что …», «Больше всего на свете он любил …» и т.д.
Игра- перекличка «Фрукты».
Цель: развитие крупной моторики: памяти, закрепление понятия «фрукты» (овощи, игрушки, музыкальные инструменты),
Описание. Дети стоят по кругу. Мяч передают по кругу со словами: «Я – Дима. Я люблю фрукт - Яблоко». Передает мяч в руки рядом стоящему и т.д. Остальные слушают внимательно, запоминают фрукт, чтобы не назвать его дважды. Когда мяч окажется у педагога, он объявляет, что мяч пойдет в другую сторону и теперь называть следует «любимую игрушку».
Правила: 1) называть каждый раз новый - другой фрукт.
2) мяч в руки передавать.
Психологический мяч” из копилки психодрамы, которая полезна при ухудшении психологического климата в группе, позволяет снять эмоциональную блокаду в неэмоциональной группе ценность этого упражнения я вижу в том, что данное психологическое упражнение-игра может проводиться БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН РАЗ, никак не теряя своей новизны и актуальности
Игра «Горячий мяч»
Цель: развитие крупной моторики, быстроты
Организация: дети стоят по кругу на близком расстоянии друг от друга.
Правила: 1) под музыку быстро передавать мяч в руки по кругу (не бросать, не кидать); 2) как только мелодия заканчивается, мяч замирает; 3) тот игрок, в чьих руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок – победитель.
Игра «Футболист»
В шести шагах от игрока волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем после поворота на 360 градусов, он должен забить гол.
Правило: забить гол с закрытыми глазами
Дать пробный ход: пройти с открытыми глазами, чтобы запомнить длину шага. Сидящие – смотрящие хором считают шаги.
«Закончи предложение» с тревожными детьми.
Содержание: Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения должны касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. Начинайте бросать ребенку мяч со словами: «Я УМЕЮ», «Я МОГУ», «Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ».
Правила игры: педагог будет кидать ребенку мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум.
Заключение
В заключении хочется дать несколько рекомендаций по использованию мяча:
- Используйте мячи разные по размеру и текстуре (сенсорные, тканевые, массажные и т.п.).
- Совершайте с мячами разные действия.
- Учитывайте индивидуальные особенности детей во время игр.
- Тревожным детям лучше бросать мяч в середине игры, гиперактивным – в конце, агрессивным, импульсивным – в начале.
Читайте также |
---|
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического…
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду Дошкольное детство является важным периодом в психическом...
Проект «Масленица»
Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...