Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок»

1 год обучения.

Сентябрь.

Раздел I. Русская народная кукла.

Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука»

Программное содержание:

- Познакомить с историей и видами народных кукол.

- Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

- Развивать у детей национальное самосознание.

- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

- Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Методические приёмы: Показ фильма о народной кукле. Беседа о народной игрушке с показом образцов, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Материалы, инструменты, оборудование: Куклы для показа, иллюстрации с различными народными игрушками, лоскутки ткани, нитки красные, тесьма, ленточки, бусинки и др.

Занятие 2, 3. «Виды тряпичных кукол» (игровые, обрядовые, обережные)

Программное содержание:

- Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют.

- Дать понятие игровой, обрядовой и обереговой куклы и объяснить их назначение

Методические приёмы: Беседа о народной игрушке с показом образцов, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Материалы, инструменты, оборудование: Образцы тряпичных кукол. Материалы необходимые для её изготовления, альбом «Народная тряпичная кукла».

Занятие 4 «Технологии изготовления кукол»

Программное содержание:

- Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы.

- Учить работать с тканью и нитками.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Методические приёмы: Беседа о народной игрушке с показом образцов, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Материалы, инструменты, оборудование: Образцы тряпичных кукол и ткани для их изготовления, схемы «Изготовление русских тряпичных кукол».

 

Октябрь

Занятие 1. «Технологии изготовления кукол»

Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей с технологией изготовления тряпичной куклы; с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами.

- Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы.

- - Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям

Материалы, инструменты, оборудование:

Альбом «Тряпичные куколки». Образцы ткани (лоскуты размером 15х15см, 10х15см – на каждого ребёнка), нитки № 40, нитки «Ирис», вата или синтепон ножницы, русская народная музыка

Занятие 2 «Крестец»

Программное содержание:

- Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Крестец», с историей её создания и назначением.

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Крестец».

- Учить: связывать палочки между собой ниткой крест на крест, рвать ткань на полоски и завязывать их на основу.

- Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Материалы, инструменты, оборудование: Образец куклы. Две палочки длиной 15см и 10см, ленточки шириной 0.5- 1см и длиной 18- 20 см – 10 штук (или лоскут ткани 15х15см с насечками через 1,5см), шерстяная пряжа для волос куклы, нитки «Ирис» красного цвета

Методические приёмы:

художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 3 «Кувадка» (№1 )

Программное содержание: -

- Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Кувадка», с историей её создания и назначением.

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №1.

- Учить: складывать ткань по прямой в виде скатки; перевязывать её ниткой по прямой и крест накрест.

- Развивать мелкую моторику и фантазию.

- Учить работать по схеме.

- Воспитывать трудолюбие, внимание и усидчивость

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Три лоскутка ткани 25х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета

Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 4 «Кувадка» (№2)

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №2.

- Учить: складывать ткань по прямой; перевязывать её ниткой; скручивать несколько раз (как будто выжимаем полотенце).

- Учить работать по схеме. Развивать мелкую моторику и внимание.

- Воспитывать усидчивость и аккуратность

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Три лоскутка ткани 30х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета. Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

 

Ноябрь

Занятие1 «Кувадка» (№3)

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №3.

- Учить: складывать ткань по диагонали и сворачивать начиная с уголка; собирать складочками прямоугольный кусочек ткани; перевязывать ткань ниткой.

- Учить работать по схеме.

- Развивать память, глазомер, мышление.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Три лоскутка ткани 20х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 10х10см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 2 «Отдарок - на подарок»

Программное содержание:

- Познакомить с обычаями и традициями на Руси посредством обереговой куклы «Отдарок - на- подарок».

- Учить изготавливать головку куклы, наполнив её синтепоном (ватой) и перетянув нитью.

- Учить работать по образцу.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Цветной лоскуток ткани размером 20х40см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы:

художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 3 «День и Ночь»

Программное содержание:

- Продолжать учить детей изготавливать традиционные тряпичные куклы – обереговую куклу «День- Ночь».

- Познакомить со значением куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «День». - Учить: складывать ткань по диагонали, вкладывать наполнитель и формировать головку, перехватывая нитками в районе шеи.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям.

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Два лоскута ткани 25х25см белого и синего цвета; вата (синтепон); Нитки «Ирис» или шерстяные белого и синего цвета; золотая или серебряная узкая тесьма.

Методические приёмы:

художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия

Занятие 4

Программное содержание:

- Обобщить представление детей о куклах оберегах.

- Закрепить приемы изготовления обережных кукол.

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз

- Воспитывать нравственно - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

- Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

Материалы и инструменты: музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, нитки мулине, тесьма, технологические карты обережных кукол, ножницы.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы , рассуждения , помощь , анализ своих работ.

 

Декабрь.

Занятие 1 «День и Ночь»

Программное содержание:

- Продолжить работу по изготовлению обереговой куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «Ночь»

- . Развивать память, внимание и мышление.

- Продолжать воспитывать уважение к народным традициям и обычаям

Материалы и инструменты:

Образец куклы. Два лоскута ткани 25х25см белого и синего цвета; вата (синтепон); Нитки «Ирис» или шерстяные белого и синего цвета.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь , анализ своих работ.

Занятие 2 «Рождественский Ангел»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать традиционную тряпичную обрядово - обереговую куклу «Рождественский Ангел».

- Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. - Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Материалы и инструменты:

Образец, лоскуты голубой или белой ткани 20х20см, лоскуты капрона или другой прозрачной ткани 15х15см, нитки «Ирис» белые или золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета.

Методические приёмы:

рассматривание образца, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям

Занятие 3 «Бабочка»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Бабочка».

- Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материалы и инструменты:

Образец куклы. Рис. 2 Лоскуток ткани 30х15 см яркого цвета; квадрат такого же цвета 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета; узкая 0,5- 1см ленточка на пояс (15- 20см).

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, художественное слово.

Занятие

Программное содержание:

- Продолжать систематизировать сведения о народной обереговой кукле;

- Формировать умений и навыки при работе с тканью и нитками, без применения иголки и ножниц.

- Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, способствуя возрождению забытых традиций русского народа.

- Воспитывать нравственные качества детей.

- Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Материалы и инструменты:

цветные лоскутки квадратной и треугольной формы, нитки красного цвета, кружева, атласные ленточки, ножницы.

Методические приёмы: проблемная ситуация, помощь затрудняющимся детям, вопросы, помощь, анализ выполненных работ.

 

Январь.

Занятие 1 «Утешница»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Утешница».

- Учить: складывать ткать складками и приматывать её к основе нитками – юбка.

- Способствовать, мелкой моторики, конструктивных умений и творческих способностей.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, три отреза ситца разных цветов (прямоугольник красного цвета 12х6см (полукруг радиусом 7см), квадрат белого цвета 12х12см и треугольник зеленого цвета 15х10х10см); вата; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы: объяснение, проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь , анализ своих работ.

Занятие 2 «Кукла Дуняша»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Дуняша».

- Продолжать учить изготавливать головку куклы, разглаживая складки в месте перетяжки нитью.

- Учить: работать с круглыми лоскутами ткани; приматывать ручки к телу куклы.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, один круг из цветной ткани диаметром 20см, второй из белой диаметром 10см; полоска ткани шириной 4см, длиной около15см, косынка –треугольник из ткани такого же цвета как большой круг; синтепон; нитки «Ирис» белого цвета.

Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 3 «Колокольчик»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную обрядово - игровую куклу «Колокольчик».

- Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, три круглых лоскутка ткани, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см; квадрат со стороной 20 см белой ткани для лица; первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани треугольной

формы; нитки «Ирис» для обвязывания; вата, ветошь или синтепон для головки; и, конечно же, колокольчик!

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

 

Февраль.

Занятие 1 «Бессонница»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную куклу - оберег «Бессонница». - Научить детей изготавливать куклу из двух лоскутков ткани без иголки, ниток и ножниц.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие

Материалы и инструменты: Образец куклы, лоскут белого цвета 25х25см; цветной лоскут ткани 30х25см; кусочек синтепона; треугольный лоскут цветной ткани на косынку; нитки «Ирис.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 2 «Неразлучники»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы- оберега «Неразлучники» и ещё с одним народным обрядом – свадьбой.

- Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации.

- Учить работать по схеме.

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью.

- На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, два лоскутка цветной ткани размером 25х25 см; ткань красного цвета 30х8см; нитки «Ирис» красного цвета; тесьма; палочка длиной 30 см.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 3 «Птица»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Птица».

- Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материалы и инструменты: Образец куклы, квадратный лоскут ткани 20х20см (25х25см); синтепон; красные нитки «Ирис» или шерстяные.

Методические приёмы:

- рассматривание куклы, показ способа изготовления,

- разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Подготовка и выставка детских работ.

 

Март.

Занятие 1 «Птица из палочки»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Птица из палочки». - В процессе изготовления народной куклы, учить работать с тканью и природным материалом (палочками).

- Учить работать по образцу.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, два лоскутка цветной ткани размером 12х12см; две изогнутые тонкие палочки; красные нитки «Ирис» или шерстяные; шесть бусинок для ножек птички.

Методические приёмы:

Рассматривание образца, показ способа изготовления, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 2 «Зайчик- напальчик»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Зайчик- на- пальчик».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Продолжать учить работать по схеме.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Образец, прямоугольный лоскут ткани 12х25см; вата (синтепон); нитки «Ирис» красного цвета; ленточка на пояс или на ушки 15- 20см

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 3 «Десятиручка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Десятиручка».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами ткани.

- Учить понимать логические связи между куклой и традицией.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Образец куклы, прямоугольный лоскут белой ткани 30х15см – тело Десятиручка; прямоугольные лоскуты ткани белого или красного цвета 15х8см – 5 штук; синтепон; передник 10х4см; нитки белого и красного цвета; косынка или подойник красного цвета или в цвет передника

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 4 «Покосница»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Покосница».

- Познакомить детей с новыми способами работы с тканью.

- Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость и аккуратность.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Образец куклы, прямоугольник белой ткани 20х35см; лоскуток- полукруг радиусом 14см - на юбку, передник 10х4см, платок- треугольник, красная лента 15см на подойник, синтепон или вата; красная нить «Ирис».

Методические приёмы:

- рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

 

Апрель.

Занятие 1 «Барыня»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Барыня». - Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Научить новому способу работы с тканью - заплетание косичек.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам.

Материалы и инструменты: Образец куклы, лоскуты ткани белого цвета20x50 см; плотная ткань 20x20см для туловища; верёвочки 3 шт. по 10 см; длинный лоскут белого цвета для головы; лоскуты для юбки, передника, подойника и косынки

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 2 «Подорожница»

Программное содержание:

- Познакомить детей со способом изготовления обереговой куклы «Подорожница».

- Закрепить навыки и приёмы изготовления тряпичных кукол, вспомнить их значение.

- Развивать память, глазомер, мышление, воображение, мелкую моторик.

- Продолжать учить работать по схеме.

- Воспитывать уважение к народным обрядам и обычаям.

Материалы и инструменты: Образец куклы, светлая ткань 10х10 см – для головки; цветная ткань 6х11 см – руки; ткань подходящего цвета 6х6 см – для узелка; ткань поплотнее 6х15 см- для юбки (можно полукруг - радиусом 7 см.) ; лоскут ткани 3х15 см – подойник; треугольник ткани, размер большой стороны 18 см – косынка; ткань для передника – 10х4 см; синтепон или вата; нитки «Ирис» белого цвета

Методические приёмы:

- рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

- разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 3 «Пеленашка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Пеленашка».

- Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг другу.

Материалы и инструменты: Образец, полоса белой ткани 35х50см; лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см; нитки «Ирис» белого или красного цвета; ленточки шириной 0,5- 1 см.

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 4 (Подарок для малышей)

Программное содержание:

- Обобщить представление детей о куклах оберегах.

- Закрепить приемы изготовления обережных кукол

- Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.

 - Воспитывать нравственно - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

Материалы и инструменты:

музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, тесьма, технологические карты обережных кукол, ножницы, нитки «Ирис» белого или красного цвета;

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь, анализ своих работ.

 

Май.

Занятие1. «Рукодельницы» (итоговое).

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- Обогащать и активизировать словарь детей,

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости;

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.

Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, бусинки, бисер, схемы - алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.

Занятие 2 «Куклы Сестрички»

Программное содержание:

- Закрепить навыки и умения по изготовлению традиционной тряпичной куклы.

- Выяснить вместе с детьми, что способ изготовления куклы «Сестрички» очень похож на способ изготовления куклы «Кувадка» №1.

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз

- На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству и доброе отношение друг к другу.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты: Образец куклы, три лоскутка красной, белой или разноцветной ткани 25х12 см, полоска ткани такого же цвета 40х10 см; прямоугольный лоскут ткани 15х7см; лоскут 10х4см – передник; косынки- треугольники; ленточки шириной 0.51см, длиной 15- 20см; нитки «Ирис» красного или белого цвета

Занятие 3 «Подарок» (итоговое)

Программное содержание:

- Продолжать формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

- Познакомить детей с новым понятием «оберег».

- Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке.

- Развивать эстетический вкус: умение подбирать гармоничное сочетание цветов в поделке.

 - Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения

Материалы и инструменты:

Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, бусинки, бисер, схемы - алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.

Подготовка и выставка детских работ.

 

2 год обучения

Сентябрь.

Занятие 1,2 «Лихоманки»

Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей с технологией изготовления тряпичной куклы; с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами.

- Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Образец кукол, белая ткань 1х1 м; много разноцветных небольших лоскутков для одежды кукол (юбок и косынок); красные нитки «Ирис».

Занятие 3 «Узелковая кукла»

Программное содержание:

- Познакомить детей с традиционной тряпичной узелковой куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют.

- Учить завязывать уголок ткани узелком.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь, анализ своих работ.

Материалы и инструменты:

квадрат ткани со стороной 32см (это в нашем случае — можно больше или меньше); синтепон для головки; полоска ткани или верёвочка – повязка на головку; нитки «Ирис» в цвет ткани, образец тряпичной куклы.

Занятие 4 «Кукла от худого слова»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «От худого слова».

- Продолжать учить детей: - складывать ткань по диагонали; - изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое назначение.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Ткань белого цвета (можно просто светлого тона) 15х15 см; три кусочка разных цветных тканей 16х16 см, 18х18 см, 20х20 см; синтепон для головы; цветная ткань для платка 17х27х17 см; тесьма для подвязывания платка лоскут цветной ткани 4х12 см для подойника; красные нитки «Ирис», образец тряпичной куклы.

 

Октябрь.

Занятие 1, 2 «День и Ночь»

Программное содержание:

- Продолжать учить детей изготавливать традиционные тряпичные куклы – обереговую куклу «День- Ночь» - 2 вариант.

- Вспомнить с детьми значением куклы «День и Ночь».

- Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

- Формировать умений и навыки при работе с тканью и нитками, без применения иголки и ножниц.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Альбом «Изготовление русских тряпичных кукол». Образец куклы. Два квадрата белой и синей (чёрной) ткани для куклы; два квадрата ткани подходящих расцветок для юбок; нитки «Ирис» соответствующих цветов и синтепон.

Занятие 3 «Столбушка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с тряпичной игровой куклой «Столбушка», с историей её создания и назначением.

- Учить складывать ткань для тулова пополам и закручивать в плотный валик- столбец перевязывая в трёх местах красной нитью.

- Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Методические приёмы: Показ с объяснением, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты: кукла Столбушка нитки «Ирис» красного цвета. Ткань для: туловища – 54х90 см (тулово будет высотой 27 см); головы – (белая ткань) 30х30 см; нижняя юбка – светлая ткань 27х50 см; рубаха и руки – 32х32 см (или 35х35 см); юбка длинная – (по цвету рубахи) 52х75 см; фартук – 14х18 см; головная повязка – 9х43 см; платок косынка – 32х32 см; пояс скрученный - 50х60 см (чтобы обернуть вокруг талии 2 раза)

Занятие 4 «КубышкаТравница»

Программное содержание:

- Познакомить с обычаями и традициями на Руси посредством обереговой куклы «Кубышка- Травница».

- Учить работать по образцу.

- Развивать память, глазомер, мышление.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Методические приёмы: рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Материалы и инструменты: Кукла травница, цветной лоскуток ткани размером 40х40см – для юбки; синтепон; белая ткань 20х20 см – для головы; треугольник для платка 30- 35 см по длинной стороне; цветной красивый передник; два квадрата со стороной 10 см в цветочек для груди; два цветных квадратика для узелков с травой; синтепон; полоски красной ткани или лента для повязки на голову; разноцветные нитки для пояса; сбор трав; нитки «Ирис» красного цвета.

 

Декабрь.

Занятие 1 .2 «Желанница»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Желанница»

- Продолжать учить детей делать скрутку; собирать складочками

- Учить работать по схеме.

- Развивать память, глазомер, мышление.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления, вопросы к детям,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Материалы и инструменты: Ткань для скрутки 15х30 см; светлый квадрат для лица и рук – 20х20 см (25х25 см); синтепон для головы; нитки «Ирис»; лоскуты для платочка и передничка; ленточки и бусы для украшения

Занятие 3, 4 «Зернушка или Крупеничка»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать традиционную тряпичную обереговую куклу «Зернушка».

- Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления, вопросы к детям,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ выполненных работ.

Материалы и инструменты: лоскут ткани для нижней рубахи – 20х12 см; лоскут яркой однотонной ткани такого же размера – 20х12 см – для ручек; треугольник для платка с длинными завязками; лоскуты ткани на передник и подойник; можно бусы; нитки «Ирис» белые и золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета, мешочки прямоугольной формы.

 

Январь.

Занятие 1 «Неразлучники».

Программное содержание:

 - расширить представление детей о народных игрушках,

- содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки; раскрыть смысл названия куклы "Неразлучники",

- научить мастерить традиционную куклу способом "скрутка",

- совершенствовать навыки работы с тканью и нитками,

- привить любовь и бережное отношение к вещам, содействовать развитию игровой деятельности.

Материалы и инструменты: музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, нитки «Ирис», ножницы.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, рассуждении, помощь , анализ своих работ.

Занятие 2,3 «Кукла – закрутка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с историей возникновения народной куклы «Закрутки»

- учить изготовлять куклу» Закрутку».

- Формировать у детей трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

- воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Методические приёмы: рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, художественное слово.

Материалы и инструменты:

Ткань для скрутки 15х30 см; светлый квадрат для лица и рук – 20х20 см (25х25 см); синтепон для головы; нитки «Ирис»; лоскуты для платочка и передничка; ленточки и бусы для украшения

Занятие 4 «Подарок» (итоговое занятие)

Программное содержание:

- Обобщить представление детей о куклах оберегах.

- Закрепить приемы изготовления обережных кукол.

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз

- Воспитывать нравственно - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

- Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

Материалы и инструменты:

музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, нитки мулине, тесьма, технологические карты обережных кукол, ножницы.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь, анализ своих работ.

 

Февраль.

Занятие 1 , 2 «Масленица»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы «Масленица» и ещё с одним народным обрядом.

- Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации.

- Учить работать по схеме.

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью.

- На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству.

Материалы и инструменты:

для головы лоскут белой ткани 20х20 см; два лоскута для рук 10х12 см; два цветных лоскута 20х20 см для юбки; лоскут для косынки (лучше из красной ткани) и немного синтепона для головы; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Занятие 3, 4 «Благополучница»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Хозяюшка- Благополучница».

- Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Материалы и инструменты:

Для головы - квадрат белой ткани 10х10; для туловища- юбки - квадрат цветной ткани 20х20 см; для рук прямоугольник 10х20см; синтепон; монетка с цифрой 5- ть (5 копеек, 5 рублей…); косынка из квадрата, красного цвета 15см; полоска ткани – повойник; нитки «Ирис» красного цвета

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

 

Март.

Занятие 1 «Веснянка»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Веснянка».

- Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

 - Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев.

Материалы и инструменты:

Лоскут белого цвета 35х12 см - скатка (телоголова); 2 цветных лоскута 35х15 см (нижняя и верхняя юбки) – платье; рукава – цветной лоскут 12х16 см; фартук – однотон. лоскут 9х7 см; тесьма, нитки «Ирис» красного цвета; синтепон; нитки шерстяные жёлтого или рыжего цвета для волос.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Занятие 2, 3. «Рукодельницы» (итоговое).

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- Обогащать и активизировать словарь детей,

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости;

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.

Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

Материалы и инструменты:

Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер, схемы - алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.

Методические приёмы

проблемная ситуация, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

 

Апрель.

Занятие 1,2 «Вербница»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы «Вербница».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами

- Учить понимать логические связи между куклой и традицией.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Плотная ткань для скрутки; красная ткань для лица и рубашки 30х30 см; нижняя юбка – белая ткань 35х14 см; цветная ткань для верхней юбки 14х40 см; тесьма на подойник; платок 30х30 см; прямоугольный лоскут на фартук; нитки и ленточки для пояса; синтепон; красные нитки «Ирис»; веточка вербы.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Занятие 3, 4 «Капустка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обрядовой куклы «Капустка».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Развивать память, глазомер, мышление, воображение, мелкую моторик.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам.

Материалы и инструменты:

Квадрат светлой ткани 25х25 см; Три или два квадрата цветной ткани 25х25 см, немного синтепона; красные нитки «Ирис»; тесьма на повойник 11- 13 см, поясок 30- 35 см.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

 

Май.

Занятие 1.2 «Девка- Бабка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Девка - баба».

- Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Материалы и инструменты: берёзовая палочка длинной 20 см, в диаметре не менее 1 см, не более 1,5 см сантехнический лён или шерстяная пряжа для кос; синтепон для голов; два квадрата белой ткани 22х22 см – для голов; два разных лоскута для юбок девки и бабы длиной 30- 40 см (пышность) высотой 12 см; по желанию кружево по подолу нитки «Ирис «красные для обвязки рук и белые для обвязки шеи; лента атласная красная 1 см шириной для девицы на голову и в косу; косынка с повойником, либо уложенные косы с косынкой для бабы фартучки, ленты или тесьма для поясов.

Занятие 3.4 «Куклы из бабушкиного сундучка»

Программное содержание:

- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

- Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.

- Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов).

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Материалы и инструменты: Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер, схемы- алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению…

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой. Продолжительность...

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и…

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и кораблик» Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей создавать образ кораблика...

Читайте также

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной…

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной образовательной организации Правильная речь ребенка - это когда ребенок свободно пользуется...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении DANCE - класс»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...