Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские игрушки» в младшей группе

Программные задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с игрушками села Дымково, с характерной росписью дымковских мастеров;

- дать детям представления о значении народной игрушки;

- учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в народной игрушке.

Развивающая:

- развивать речь детей;

- обогащать словарный запас.

Воспитательная:

- формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе занятия;

- вызвать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку.

Развивающая среда:

- дымковские игрушки – Барыня, Конь, Индюк, Водоноска, Нянька и др.;

- запись русской народно песни «Светит месяц».

Методические приемы:

- рассказ о дымковских игрушках, особенностях их изготовления;

- рассматривание изделий дымковских мастеров на выставке;

- рассматривание орнаментов росписи;

- использование художественного слова;

- беседа с детьми.

Предварительная работа:

- заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Образовательные области: Социализация, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка.

 

Ход занятия

  1. В зале, убранном под русскую избу, организована выставка игрушек дымковских мастеров. Дети входят в зал под музыку русской народной песни «Светит месяц» и тихо садятся.
  1. Воспитатель: Дети, посмотрите, на столах стоят игрушки. Эти игрушки похожи на те, в которые вы играете?

Дети: Нет, не похожи.

Воспитатель: Конечно, не похожи. Это необычные игрушки – дымковские. Дымковскими их называют потому, что сделаны они в поселке Дымково. Посмотрите, какие они яркие, забавные. Хотите узнать, как их делают?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Дымковские игрушки делают из глины. Посмотрите, у меня в руках кусочек глины.

(Дети рассматривают глину.)

Она такая же красивая как эти игрушки?

Дети: Она серая, не красивая.

3. Воспитатель: Да, дети, она серая, не красивая, не яркая, совсем не похожа на те игрушки, которые сейчас стоят пред вами. Нужно приложить немало терпения, трудолюбия и умения, чтобы получились такие замечательные игрушки.

- Изготовление дымковской игрушки – это чудо – ремесло. Долгими зимними вечерами дымковские мастерицы, разминая послушный ком глины, лепили игрушки. Это могли быть фигурки животных, всадников, дам, кавалеристов, птиц. Но, знаете, дети, глина непрочная. Взяв игрушку в руки, ее можно легко сломать. Чтобы этого не произошло, дымковские умельцы после лепки игрушки сушили, а затем клали их в горячую печь, там игрушки обжигались.

(Рассматривание иллюстрации русской печи.) После обжига мастера вынимали игрушки из печи и разрисовывали их кольцами, полосками, дугами (показ детям элементов росписи). Всю зиму над избами были видны голубые дымки, поэтому, наверное, и назвали поселок Дымково.

  1. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, выразительны, необычайно красивы. Посмотрите, какая красивая Барыня, Водоноска, а этот быстрый Конь – так и кажется, что сейчас зацокают копыта и он поскачет. А этот прекрасный индюк, он так красив, что так и хочется им полюбоваться.
  1. Дымковские игрушки так нравятся людям, что о них сочиняют стихи.

(Выходят дети, заранее выучившие стихи и читают их.)

Дымковские барыни

В нарядах удивительных:

В кисточку, кружок, полоску

Тонко так расписаны.

Индя – индя – индючок,

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

За студеною водицей

Водоноска – молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

  1. Воспитатель: Посмотрите, дети, на эти игрушки и запомните узоры дымковской росписи. На занятиях по рисованию вам это пригодится.


Литература:

- Богуславская И. «Русская глиняная игрушка». Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1975г.

- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», М., 1972

- Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», М., 1979.



Новые публикации

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Читайте также

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Проект «Дом культуры»

Проект «Дом культуры»

Читайте также

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...