Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские игрушки» в младшей группе
Программные задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с игрушками села Дымково, с характерной росписью дымковских мастеров;
- дать детям представления о значении народной игрушки;
- учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в народной игрушке.
Развивающая:
- развивать речь детей;
- обогащать словарный запас.
Воспитательная:
- формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе занятия;
- вызвать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку.
Развивающая среда:
- дымковские игрушки – Барыня, Конь, Индюк, Водоноска, Нянька и др.;
- запись русской народно песни «Светит месяц».
Методические приемы:
- рассказ о дымковских игрушках, особенностях их изготовления;
- рассматривание изделий дымковских мастеров на выставке;
- рассматривание орнаментов росписи;
- использование художественного слова;
- беседа с детьми.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений о дымковских игрушках.
Образовательные области: Социализация, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка.
Ход занятия
- В зале, убранном под русскую избу, организована выставка игрушек дымковских мастеров. Дети входят в зал под музыку русской народной песни «Светит месяц» и тихо садятся.
- Воспитатель: Дети, посмотрите, на столах стоят игрушки. Эти игрушки похожи на те, в которые вы играете?
Дети: Нет, не похожи.
Воспитатель: Конечно, не похожи. Это необычные игрушки – дымковские. Дымковскими их называют потому, что сделаны они в поселке Дымково. Посмотрите, какие они яркие, забавные. Хотите узнать, как их делают?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Дымковские игрушки делают из глины. Посмотрите, у меня в руках кусочек глины.
(Дети рассматривают глину.)
Она такая же красивая как эти игрушки?
Дети: Она серая, не красивая.
3. Воспитатель: Да, дети, она серая, не красивая, не яркая, совсем не похожа на те игрушки, которые сейчас стоят пред вами. Нужно приложить немало терпения, трудолюбия и умения, чтобы получились такие замечательные игрушки.
- Изготовление дымковской игрушки – это чудо – ремесло. Долгими зимними вечерами дымковские мастерицы, разминая послушный ком глины, лепили игрушки. Это могли быть фигурки животных, всадников, дам, кавалеристов, птиц. Но, знаете, дети, глина непрочная. Взяв игрушку в руки, ее можно легко сломать. Чтобы этого не произошло, дымковские умельцы после лепки игрушки сушили, а затем клали их в горячую печь, там игрушки обжигались.
(Рассматривание иллюстрации русской печи.) После обжига мастера вынимали игрушки из печи и разрисовывали их кольцами, полосками, дугами (показ детям элементов росписи). Всю зиму над избами были видны голубые дымки, поэтому, наверное, и назвали поселок Дымково.
- Дымковские игрушки просты, но своеобразны, выразительны, необычайно красивы. Посмотрите, какая красивая Барыня, Водоноска, а этот быстрый Конь – так и кажется, что сейчас зацокают копыта и он поскачет. А этот прекрасный индюк, он так красив, что так и хочется им полюбоваться.
- Дымковские игрушки так нравятся людям, что о них сочиняют стихи.
(Выходят дети, заранее выучившие стихи и читают их.)
Дымковские барыни
В нарядах удивительных:
В кисточку, кружок, полоску
Тонко так расписаны.
Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
За студеною водицей
Водоноска – молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
- Воспитатель: Посмотрите, дети, на эти игрушки и запомните узоры дымковской росписи. На занятиях по рисованию вам это пригодится.
Литература:
- Богуславская И. «Русская глиняная игрушка». Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1975г.
- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», М., 1972
- Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», М., 1979.
Читайте также |
---|
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...
Проект «Дом культуры»
Проект «Дом культуры»