Сказочный театр ритмической гимнастики
На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетания музыки и движения- «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус.
Ныне большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. О ней на заре ХХ века князь С.М. Волконский, популяризатор идей Жака Долькроза, писал, что «ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений» О ее благотворном воздействии на развитие детей писали Т.С Лисицкая (1989), С.В.Шарманова (1995), Н.А.Фомина (1996), В.Н.Курысь (1998), С.Ю.Максимова (2002), Е.П. Прописнова (2003) и др.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.
Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всём мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.
Итак, достоинство ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка известны. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений даёт возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бега, ходьбы, плавания и т.д.) из-за их аэробных возможностей с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую,
нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
Ритмическая гимнастика для дошкольников позволяет одновременно решать, как общие, так и частные задачи. Общие задачи - оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие:
Повышение эмоционального настроя;
Воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой;
Формирование основ культуры движений;
Формирование красивой осанки;
Повышение физической работоспособности;
Развитие основных физических качеств;
Совершенствование чувства ритма музыкальности;
Известно, что основной формой деятельности детей является игра. Среди различных игр мы выделяем сюжетно-ролевые, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения и активности.
На наш взгляд, сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой стало универсальным средством, позволяющие успешно решать задачи как двигательного, так и психического развития детей дошкольного возраста.
Внедряя в практику работы нашего ДОУ программу Н.А.Фоминой «В музыкальном ритме сказок» на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики позволяет сочетать преимущества последней с достоинствами сюжетно-ролевых игр. Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность и музыкальность способствует гармоничному развитию детей. А сказочные сюжеты превращают занятия в увлекательные игры, в которых средствами ритмической гимнастики ребенок получает возможность передать образ каждого героя сказки. Особенностью таких занятий является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе единства четырех основных компонентов: движения, игры, сюжета, музыки.
Основные компоненты сюжетно-ролевой ритмической гимнастики
Движение | Игра | Сюжет | Музыка |
ОВД | Сюжетно-ролевая | Русские народные и современные сказки | Фонограммы музыкальных сказок |
Общеразвивающие упражнения | Подвижная | Сказки народов мира | Музыка из мультфильмов и мюзиклов |
Упражнения оздоровительных и спортивных видов гимнастики | Имитационная | Рассказы и путешествия | Детские песни и музыкальные пьесы |
Танцевальные упражнения и элементы хореографии | Музыка из классических произведений | ||
Выразительные жесты, пантомима |
Перечисленные в таблице средства объединяются в определенной последовательности в комплексы мини-программ, составленных по сюжетам сказок и объединенных соответствующей музыкой. Для детей младшего дошкольного возраста мы используем комплексы по сказкам: «Антошка и компания», «Про Веру и Анфису» Комплексы состоят от 6 до 10 композиций, связанных сюжетной линией. Упражнения записаны в согласовании с музыкой в той последовательности, в которой они должны выполняться. Комплекс программы «Ребята, давайте жить дружно!» используем для детей средней группы. Музыкальная фонограмма составлена из песен к одноименному мультфильму. В комплекс включены все виды движений, в том числе специальные упражнения с мячом, на снарядах (полоса препятствий), упражнения в партере. Для детей старшего возраста по программе «Бременские музыканты», «По следам Бременских музыкантов». Для детей подготовительной группы комплексы по программе «Снежная Королева», «Морское путешествие веселых таракашек»
Комплексы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики наряду с различными оригинальными упражнениями включает в себя и основные виды движений. В ходе занятий согласно сюжету фрагментарно используются беговые и прыжковые упражнения, имитация метания вдаль, удержания статистических и динамических равновесий и т. д. Кроме этого, основные виды движений выделены в отдельные блоки- полосы препятствий. Методом кругового выполнения заданий дети под веселую музыку, опять же в рамках сюжета сказки, выполняют задания друг за другом, перепрыгивая через глубокий «ров», перелезая через «ограду замка», спрыгивая с «корабля» и т. п. Сюжет глубже позволяет передать внутреннее содержание движений. Ребенок сопереживает с героями происходящего и воплощает свои чувства в пластике движений.
Возможности сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики позволяет вместить весь спектр двигательного многообразия, не выделяя приоритетные физические упражнения, а делая акцент на содержание сказки, игру, воплощение образа через движения, выразительность.
Обучение основным программным комплексам упражнений проходит постепенно от занятия к занятию, в соответствии с сюжетом сказки. Комплексы осваиваются в порядке их усложнения и в соответствии с возрастной группой дошкольников. Каждый комплекс состоит из нескольких частей-композиций, связанных сюжетной линией.
Процесс обучения детей условно делим на 3 этапа. На первом этапе изучаются основные движения каждой композиции и последовательность их выполнения. Продолжительность этапа зависит от подготовленности детей и их возраста.
На втором этапе материал закрепляется и на третьем – совершенствуется. Если на первом этапе дети выполняют упражнения под непосредственным руководством педагога, то на последнем этапе обучения - самостоятельно, что позволяет им проявлять инициативу, творчество и умения, а педагог- оценить их достижения.
Кульминацией изучения каждой мини-программы является ПРАЗДНИК. Дети знают об этом и с большим желанием и нетерпением готовятся к нему, предвкушая радость выступления перед зрителями. Надеть костюмы полюбившихся героев, «рассказать» с помощью «языка» телодвижений сказочную историю, помериться силами друг с другом в образе «добра и зла» - это же здорово!
Таким образом, занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой, повышают интерес детей к физическим упражнениям, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, а именно, сказок народов мира, повышает кругозор детей.
Музыкальное оформление занятий создаёт благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально- двигательных способностей детей. По результатам мониторинга у воспитанников значительно наблюдается рост показателей физического развития, улучшение речи, памяти, внимания, мышления, высокая степень произвольного поведения. Дети успешно учатся в школе.
Литература
- Фомина Н.А., Зайцева Г.А.Сказочный театр физической культуры
Читайте также |
---|
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема:…
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема: «Часы» Цель: Совершенствовать технику лепки часов, используя разнообразный материал. Продолжать учить детей...
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...
Педагогический проект «Лесная аптека»
Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...