Семинар-практикум «Творческий проект»

Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности.

Задачи:

1. Повышать методическую грамотность педагогов в овладении технологией проектной деятельности.

2. Совершенствовать педагогические компетентности педагогов.

3. Способствовать творческому поиску.

Актуальность

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ФГОС ДО), ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности. Использование технологии проектной деятельности поможет эффективному решению данной задачи.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, думающее, способное на творческий подход к любому делу.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса обучения. Увеличивается число дошкольников, нежелающих заниматься; снизилась положительная мотивация к процессу познания. Как же поправить ситуацию? Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно развиваться.

2 слайд:

По мнению Симоненко творческий проект – это творческая деятельность, способствующая развитию творческих черт личности.

Творческий проект является одним из средств развивающего (лично – ориентированного ) обучения, когда ребенок самостоятельно учиться ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, анализировать, творить, осваивать различные изобразительные или художественные техники.

Он не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагоги и дети договариваются о форме представления результатов (драматизация сказки, создание мультфильма, праздник, оформление интерьера).

3 слайд:

Творческие проекты можно классифицировать:

  • по преобладающему мотиву (доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность);
  • по доминирующему виду творчества (изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное).

3 слайд:

Целью реализации творческого проекта в рамках с дошкольниками может быть:

  • развитие свободной творческой личности ребенка;
  • формирование потребности в творчестве и общении с искусством;
  • формирование потребности в создании творческих продуктов;
  • создание условий для занятий любимым видом творческой деятельности;
  • развитие творческих возможностей и потенциала дошкольников;
  • содействовать созданию какого-то творческого продукта.

Примерные задачи творческого проекта:

  • развивать художественные, творческие способности: воображение, мышление;
  • развивать выразительность речи (танцевальных движений, актерское мастерство и т.п.);
  • развивать навыки сотрудничества;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • создавать условия для овладения детьми техникой изготовления (поделки, рисунка, игрушки и т.п.) или овладения приемами лепки, рисования, вырезывания и т.п.;
  • учить анализировать свои способности и находить конструктивные решения или выбирать оптимальные варианты изготовления поделки (рисунка, игрушки и т.п.);
  • развивать самостоятельность в развитии умений ставить цель и выбирать способы её реализации, планировать, презентовать и оценивать свою работу;
  • развивать умение выполнять работу аккуратно и качественно;
  • воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Алгоритм реализации проекта

1 шаг - Выбор темы проекта.

Мотивация детей к совместной деятельности (вводная беседа)

Для того чтобы проект «заработал» он должен стать значимым и важным для ребёнка, другими словами ребёнка нужно заинтересовать, увлечь, замотивировать.

Существует три типа мотивации:

  • игровая мотивация - решение проблем, возникших у игровых персонажей;
  • мотивация общения в условиях помощи взрослому - почувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения;
  • мотивация личной заинтересованности - почувствовать себя умеющим, компетентным, побуждающая его к созданию разных предметов для собственного употребления.

Примеры мотиваций:

Игровая - воспитатель приносит письмо от кота Леопольда: он решил показать мышатам спектакль, чтобы с ними подружиться, но у него нет костюмов и один он не может его показать, нужно много героев. (проект «Играем в сказку»).

Помощь взрослому - воспитатель обращается с просьбой к детям помочь испечь печенье к чаю. Оказывается она (воспитатель) никогда этого не делала. Все вместе выясняют, какие продукты нужны, где их можно взять и какие действия совершить. Затем приступают к реализации (проект «Домашнее печенье»).

Личная заинтересованность - на информационном стенде появляются картинки с тряпичными куклами, воспитатель предлагает детям до завтрака рассмотреть их и подумать, кто такими куклами играет. В процессе совместного обсуждения дети приходят к выводу – старинные куклы. У детей возникает желание узнать о том, как такие куклы делают и кто, как куклы называются (проект «Куклы из бабушкиного сундука»).

Задание педагогам: придумать разные типы мотиваций для творческого проекта "День рождения"

2 шаг - формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).

Например: для проекта "День рождения"

гипотеза - доставим радость именнику,

результат- приготовим подарок именнику.

3 шаг - заполнение карты детских идей.

Карта детских идей может представлять собой соше с кармашками, куда дети и педагог вкладывают картинки со схематическими изображениями, либо лист бумаги (формат не менее А4) с таблицей, где схематично изображаются идеи детей или в старшем дошкольном возрасте графы печатным текстом.

Что будем делать? Из чего?
С помощью чего?
Кто научит?
Где найдем информацию?
     
     
     
     

Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.

4 шаг - составление плана проекта.

В процессе общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, какая помощь взрослых потребуется и в чем, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте).

План проекта записывается (символами или текстом) и размещается на доске или мольберте вместе с картой идей.

5 шаг - проживание темы проекта (реализация проекта)

Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.

Важно! Все образовательные моменты выстраиваются логично с использованием деятельностного подхода.

6 шаг - заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:

  • анализ карты идей (что получилось, что нет и почему);
  • обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности;
  • создание момента эмоционального переживания полученных результатов;
  • презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).

Важно! Полученный продукт помещается на видное место для «любования», затем используется детьми в самостоятельной деятельности (по возможности)

Проигрывание ситуации: введение детей в творческий проект "Елочка- красавица, всем ребятам нравится!"

1 шаг - Мотивация:

В.: ребята, я сегодня заглянула в календарь и увидела, месяц ноябрь заканчивается и скоро наступит зима.

- Как называется первый месяц зимы? (декабрь).

- В конце декабря все люди нашей страны - России, отмечают праздник - Новый год.

С давних пор повелось, в Новый год приносить в дом ёлку и украшать её. Раньше ставили живые ёлки, их срубали в лесу и приносили в дом. От этого лес страдал. В лесу становилось в все меньше и меньше елок.

Люди задумались как сохранить лес и придумали! Стали на фабриках делать искусственные елки.

Вот и я заглянула в кладовку: нашла елку, а коробка с игрушками пропала. Теперь нечем будет украшать елку? Что же мне делать?

(Высказывание детей – педагогов.)

Из их высказываний формулируется идея проекта - сделаем игрушки для украшения елки своими руками.

2 шаг. Вы здорово придумали - сделать игрушки своими руками!

3 шаг. Давайте подумаем какие игрушки мы сделаем?

Заполняется карта

Что будем делать? Из чего?
С помощью чего?
Кто научит?
Где найдем информацию как делать?
фонарики Из бутылок - О.А.
Из бумаги - С.В.
Мама
Посмотрю в книге
шарики Из ниток - Н.Ю.
Из бумаги - К.А.
Бабушка
Попрошу воспитателя
Бусы Из бумаги - Т.Ю.
Из ...........
.........

4 шаг - составление плана проекта

Давайте решим, сначала какую игрушку будем учиться делать.

(варианты голосование жетонами, считалка)

Потом?

Заполняется карта-план.

Какие игрушки вы хотели бы сделать дома с мамами, бабушками, папами?

1                                                                    
2  
3  
   
   
   

Я попрошу вас, дома найти с родителями как можно сделать фонарики и принести в группу эту информацию.

Задание педагогам. Разработать примерный план мероприятий творческого проекта "Елочка - красавица, всем ребятам нравится"

Рефлексия

Упражнение "Мишень"

4



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возраста Тема: «Необычное…

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возрастаТема: «Необычное путешествие» Цель занятия: формирование умения детей решать простейшие логические задачи. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение...

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития…

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» Цель Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда» Цель: - расширить представление...

Читайте также

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной…

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие...

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука»

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с технологией посадки лука. Задачи: Обучающие: - формировать знания об особенностях и полезных свойствах лука; -...

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...