Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда»

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

- расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;

- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Оборудование и материалы (оформление зала): 

  • проектор,
  • экран,
  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
  • презентация «Блокада Ленинграда»,
  • детские рисунки, макеты, книги по теме,
  • стенд с наглядным материалом о Блокаде.

Ход мероприятия:

Звучит фоновая музыка.

Ведущий:

Страшней того, что было в Ленинграде,

Сегодня в мире больше не найти!

Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!

Сегодняшний праздник мы посвящаем героическим защитникам Ленинграда, всем участникам прорыва и снятия блокады нашего любимого города, людям, пережившим страшную 900-дневную блокаду...
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых …

Исполняется танец «Тучи в голубом»

Садятся на места.

Дети читают стихи:

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ.

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит против нас!

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Далее читают 5 мальчиков (элементы военной формы, атрибуты)

Телефонист (с телефоном):

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль).

На, горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Автоматчик (с автоматом)

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдем.

Летчик (с картой).

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ.

Все хором: Противник не уйдет от нас!

Рядовой (в пилотке, с орденом).

Я пехотинец молодой.

С фашистом дрался под Москвой.

Не раз в разведку я ходил,

Меня полковник наградил.

Садятся на места.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашисты напали на нашу страну. А 8 сентября вероломные враги окружили наш Ленинград.

Ведущий:
Город был осаждён. В городе не было ни света, ни тепла, ни воды. Очень рано наступили сильные морозы. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. Люди были обессилевшими от голода. Им трудно было тащить санки с грузом. Но это был единственный способ – брать воду из Невы.

Слайд «Люди идут за водой»

Девочка читает стихотворение:

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного — и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И Смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда...

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Ведущий: Письма в блокадном городе…..

Они были нужны ленинградцам не меньше, чем хлеб. На фронте никто не знал и даже представить себе не мог, что происходит в Ленинграде. Письмо с сообщением «жив и здоров» могло на время заставить забыть о голоде, холоде и обо всём происходящем.

Весной сорок второго года фашисты объявили, что в осажденный Ленинград даже птица не может пролететь. В ответ многие жители города стали носить на груди жетон. Он представлял собой ласточку, несущую в клюве письмо, и означал ожидание доброй вести с большой земли. 

Девочка читает стихотворение:

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

Исполняется песня «Ты лети, лети, ласточка моя...».

(строятся клином). После садятся на места.

Исполняется военный вальс.

Садятся на места.

Ведущий: Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей.

872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.

Ведущий: Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, было решено не останавливать работу школ. Ребята сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

Ведущий: В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. Но даже в таких жутких условиях дети продолжали учиться.

Ведущий:

Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Дети читают стихи:

А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная недетская беда.

Была земля и жесткой, и метельной,

Была судьба у всех людей одна,

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна — фронт!

Спасибо, спасибо, ребята,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.

Звучит марш, строятся полукругом.

Ведущий: Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Больше 15 тысяч мальчишек и девчонок были награждены наградами «За оборону Ленинграда».

Исполняется песня «Ленинградцы».

Ведущий : У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны.

Ведущий : Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец … Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Великой Отечественной войны.

(Слайд "Горящая свеча")

Звучит фоновая музыка.

Ведущий: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

(Звучит фонограмма «Дети войны»)

Ведущий: Спасибо! (все садятся)

Звучит фоновая музыка.

Ведущий: А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землёй и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

Девочки (птицы) читают стихи:

Летела стая белых птиц,

И люди взор к ним устремили,

Застыв, затихнув, замерев.

Про все дела свои забыли….

Сколько вас? Попробуй перечислить –

Не сочтешь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами,

в наших мыслях,

В каждой песне,

В легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Музыкально-танцевальная композиция «Птицы белые».

Ведущий: Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

27 января 1944 года, наши войска прорвали блокаду!

Звучит фонограмма, голос Левитана о прорыве Блокады.

Дети читают стихи:

От усталости шатаясь, ленинградцы

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься, –

Всё! Закончилась блокадная пора!

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия невыживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Есть салют у нас весной – на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе…

Ведущий: Ребята, наша армия победила врага в страшной войне. Героев армии знает вся страна. Она и сейчас стоит на страже мира. И, наверняка, многие из вас хотят быть похожими на героев, быть сильными, отважными, готовыми преодолеть все трудности и опасности.

Звучит музыка, дети строятся полукругом

Дети читают стихи:

Чтоб под солнцем мирным

Жили мы с тобой,

Армия родная бережет покой.

Самолеты в небе, в море корабли

Стерегут границы нашей всей земли.

Мы любим армию свою,

Она — большая сила,

Она, бесстрашная в бою,

Всех недругов разбила.

И песни мы о ней поем,

О доблестных походах.

Она хранит наш мирный дом,

Покой и труд народов.

Родная армия сильна,

В боях непобедима.

На страже Родины она

Стоит несокрушимо.

Исполняется песня "Наша Родина сильна"

( Музыка А.Филиппенко, Слова Т.Волгиной).

Ведущий: Человек рождается, чтобы жить, радоваться жизни, быть счастливым.

Дети читают стихи:

Ты слышишь, друг, звенят ручьи,

поют на ветках птицы,

На замечательной земле

нам повезло родиться.

Так пусть она цветет всегда,

пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на нее

влюбленными глазами!

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое —

Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

Я в солдатики играю.
У меня есть пистолет.
Есть и сабля, есть и танки.
Я большой и мне 5 лет!

Я в солдатики играю.
Это детская игра.
Но я это знаю твердо –
Создан Мир наш для Добра!

Чтоб войну не знали дети!
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.

Музыкальная композиция с флажками «Мы за мир!»

Ведущий: Ребята, сегодня мы обращаемся ко всем: «Мы, все вместе, можем и должны хранить мир на Земле!»

Под фонограмму «Дружат дети всей земли» дети приветственно машут руками над головой, затем под музыку выходят из зала.

Используемые источники:

1. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/02/10/urok-muzhestva-zapomni-etot-gorod-leningrad-zapomni-eti-lyudi

2. https://3d-galleru.ru/wishes/text/detskie-stixi-ko-dnyu-pobedy-6899/

3. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/klassnyi-chas-urok-mira-i-dobra-3-klass

4. https://nauka.club/literatura/stikhi/stikhi-o-detyakh-geroyakh.html

5. https://stihi.ru/2007/10/27/1758

6. https://rupoem.ru/berggolc/skvoz-goda-i.aspx

7. http://blokada.otrok.ru/poetry/voltman2.htm



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...

Проектная работа «Русские народные сказки»

Проектная работа «Русские народные сказки»

Читайте также

Методическая разработка «Количество и счет»

Методическая разработка «Количество и счет»

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...