Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель, родители.

Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.

Срок реализации: с 04.07.2022 по 18.07.2022 г.

Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проблемы:

Вдруг исчезли б насекомые!..

Как бы изменился мир?

Стал приятней бы намного:

Нас не «ели» б комары,

И не докучали б мухи.

Без вредителей полей,

Без болезней…было б лучше,

Нам дышалось бы вольней!

Но ведь оскудели б почвы

Без трудяжек муравьёв,

И не стало б мёда, воска

Без стараний добрых пчёл.

Не было бы урожаев

Фруктов, ягод, овощей.

Ласточки б не щебетали!

И не пел бы соловей!..

И без бабочек порханья

Загрустили бы цветы!

Светлячки бы не сияли…

Мрачен мир без красоты!

Раиса Тростьянова.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем её любить.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться». Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Летом во время прогулок детям всегда интересно наблюдать за насекомыми. Насекомые – самая многочисленная группа. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Но, к сожалению, иногда можно увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, бессмысленно уничтожить живые существа. Именно поэтому возникла проблема: Нужны ли насекомые? Вред или пользу приносят насекомые? Чем питается божья коровка, как устроен муравейник, зачем пчела кружит над цветком?

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.

Цель проекта: формирование у детей представлений о многообразии насекомых.

Задачи проекта:

  • расширять и систематизировать знания детей о насекомых, характерных особенностях, местах их обитания;
  • расширять представления детей о пользе и вреде некоторых насекомых;
  • формировать познавательный интерес к насекомым;
  • развивать речь детей, активизировать словарный запас по теме;
  • развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний;
  • развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности (аппликация, лепка, рисование);
  • закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;
  • привлекать родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемый результат:

  • проявление у детей ярко выраженного интереса к насекомым;
  • умение различать и называть насекомых, особенности их внешнего вида, жизненные проявления, повадки;
  • сформированы знания о пользе или вреде насекомых;
  • развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности;
  • активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
  • умение составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорных схем;
  • проявление эмоциональной отзывчивости;
  • сформировано стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании детей.

Роль родителей в реализации проекта:

  • пополнение Центра «Науки и природы» атрибутами «Насекомые»
  • оказание помощи в подборе видеоматериалов;
  • оказание помощи в изготовлении лэпбука «Удивительный мир насекомых»;
  • прогулки с ребёнком по городу, парку, участку ДОУ;
  • совместные рисунки, поделки по теме.

Продукт проектной деятельности:

  • выставка творческих работ «Удивительные насекомые»;
  • оформление фотоальбома «Я и насекомые»;
  • экологический стенд «Правила поведения в природе»;
  • презентация проекта «Насекомые вокруг нас»;
  • презентация «Стихи о насекомых»;
  • презентация «Загадки о насекомых»;
  • музыкальное развлечение «Муха Цокотуха»;
  • викторина «Что мы знаем о насекомых?».

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Подготовительный:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • определение цели и задач проекта;
  • определение необходимых средств реализации проекта;
  • изучение методической, научно-популярной литературы;
  • подбор стихов, загадок, примет, рассказов, песенок, мультфильмов о насекомых;
  • подбор дидактических игр, подвижных игр, пальчиковых игр на тему «Насекомые».

II. Практический:

  • чтение рассказов, стихов, сказок о насекомых;
  • просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о насекомых;
  • рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий «Удивительный мир насекомых»;
  • беседы: «Кто такие насекомые?», «Опасные насекомые», «Насекомые – польза и вред», «Шестиногие малыши», «Таинственный мир насекомых», «Муравьи», «Что происходит в жизни насекомых осенью?», «Какую пользу приносят насекомые?»;
  • отгадывание загадок о насекомых;
  • разучивание стихов, песенок о насекомых;
  • дидактические игры: «Насекомые», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Сложи картинку», «Узнай насекомое по описанию», «Угадай, кто улетел?», «Помоги пчелкам», «Один – много», «Найди ошибку художника», «Кто как передвигается?», «Кто летает?», «Что это за насекомое?», «Отгадай, кто спрятался?», «Отгадай и назови»;
  • подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комара», «Бабочки», «Жуки», «Пчелки и ласточки», «Бабочки, лягушки и цапли», «Цветы и пчелы», «Гусеницы наперегонки», «Паук и мухи»;
  • пальчиковые игры: «Пчела», «Насекомые над лугом», «Муравей», «трудолюбивая пчелка», «Осы», «Жук»;
  • ручной труд «В гости к насекомым», «Бабочки» (из природного материала), «Божья коровка», «Жучки» (из бросового материала);
  • лепка «Мир насекомых», «Трудолюбивая пчелка», «Майский жук»;
  • аппликация «Бабочки», «На лугу», «Стрекоза», «Божья коровка на ромашке», «В траве сидел кузнечик»;
  • рисование «Насекомые в траве», «Цветы и насекомые», «Пчелка Майя», «Насекомые на нашей клумбе»;
  • самостоятельная деятельность по рисованию: обводки и раскраски «Насекомые»;
  • слушание музыкальных произведений: Н.Римского-Корсакого «Полет шмеля», С.Майкапара «Мотылек», Р.Шумана «Бабочки»;
  • сюжетно-ролевая игра «Прогулка на луг»;
  • цикл наблюдений: за бабочкой, за муравейником и муравьями, за божьей коровкой, за пчелами, за шмелем, за кузнечиками, за жуком, за клопом-солдатиком;
  • ОД: «Путешествие в мир насекомых», «Удивительный мир насекомых», «Насекомые – какие они?».

III. Заключительный:

  • выставка творческих работ «Удивительные насекомые»;
  • оформление фотоальбома «Я и насекомые»;
  • экологический стенд «Правила поведения в природе»;
  • презентация проекта «Насекомые вокруг нас»;
  • презентация «Стихи о насекомых»;
  • презентация «Загадки о насекомых»;
  • музыкальное развлечение «Муха Цокотуха».
  • викторина «Что мы знаем о насекомых?»

Формы и методы работы с детьми:

  • беседы;
  • наблюдения;
  • игровая деятельность;
  • ОД;
  • индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
  • консультативная работа с родителями;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игры: дидактические, словесные, настольные, пальчиковые, игры-имитации, музыкальные, подвижные;
  • выставка рисунков и поделок;
  • чтение стихов, сказок, рассказов о насекомых;
  • слушание музыкальных произведений, пение песен о насекомых;
  • наглядная информация.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • создание картотеки загадок, стихов о насекомых;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, картинки, фотографии, фигурки насекомых);
  • дидактические, словесные, настольные игры, подвижные игры, пальчиковые игры;
  • выставка «Эти удивительные насекомые»;
  • телевизор, ноутбук;
  • видеофильмы «Насекомые для детей. Учим названия и виды»; «Как выглядят насекомые»; «Опасные насекомые»; «Насекомые из Красной книги», «Удивительные насекомые»;
  • подготовка наглядного материала для изобразительной деятельности детей;
  • создание условий для музыкального развлечения «Муха Цокотуха».

Литература:

  1. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» - М.: Просвещение, 1991.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М.; Просвещение, 1980.
  5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» - Воронеж: «Учитель», 2004.
  6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
  7. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» - М.; Просвещение, 1981.
  8. Зверев И.Д. «Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии – М.: Перемена, 1996.
  9. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений» - М.: Сфера, 2004.
  10. Кондратьева Н.Н. «Программа экологического образования детей «Мы» - СПб.: Детство-Пресс, 1996.
  11. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» - М.: Карапуз, 2000.
  12. Рыжова Н.А. «О проекте Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации» - Дошкольное воспитание № 6, 2001.
  13. Рыжова Н.А. «О программах экологического образования дошкольников» - Дошкольное образование № 11, 2004.
  14. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: Просвещение, 1992.
  15. Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольника с природой» - М.: Просвещение, 1983.
  16. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?» - М.: «Гном и Д», 2004.
  17. Ягодин Г.А. «Воспитать гражданина планеты» - Обруч № 2, 1997.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Читайте также

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...