Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.
Срок реализации: с 04.07.2022 по 18.07.2022 г.
Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проблемы:
Вдруг исчезли б насекомые!..
Как бы изменился мир?
Стал приятней бы намного:
Нас не «ели» б комары,
И не докучали б мухи.
Без вредителей полей,
Без болезней…было б лучше,
Нам дышалось бы вольней!
Но ведь оскудели б почвы
Без трудяжек муравьёв,
И не стало б мёда, воска
Без стараний добрых пчёл.
Не было бы урожаев
Фруктов, ягод, овощей.
Ласточки б не щебетали!
И не пел бы соловей!..
И без бабочек порханья
Загрустили бы цветы!
Светлячки бы не сияли…
Мрачен мир без красоты!
Раиса Тростьянова.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем её любить.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться». Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Летом во время прогулок детям всегда интересно наблюдать за насекомыми. Насекомые – самая многочисленная группа. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Но, к сожалению, иногда можно увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, бессмысленно уничтожить живые существа. Именно поэтому возникла проблема: Нужны ли насекомые? Вред или пользу приносят насекомые? Чем питается божья коровка, как устроен муравейник, зачем пчела кружит над цветком?
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Цель проекта: формирование у детей представлений о многообразии насекомых.
Задачи проекта:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, характерных особенностях, местах их обитания;
- расширять представления детей о пользе и вреде некоторых насекомых;
- формировать познавательный интерес к насекомым;
- развивать речь детей, активизировать словарный запас по теме;
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний;
- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности (аппликация, лепка, рисование);
- закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;
- привлекать родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
- проявление у детей ярко выраженного интереса к насекомым;
- умение различать и называть насекомых, особенности их внешнего вида, жизненные проявления, повадки;
- сформированы знания о пользе или вреде насекомых;
- развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности;
- активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
- умение составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорных схем;
- проявление эмоциональной отзывчивости;
- сформировано стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании детей.
Роль родителей в реализации проекта:
- пополнение Центра «Науки и природы» атрибутами «Насекомые»
- оказание помощи в подборе видеоматериалов;
- оказание помощи в изготовлении лэпбука «Удивительный мир насекомых»;
- прогулки с ребёнком по городу, парку, участку ДОУ;
- совместные рисунки, поделки по теме.
Продукт проектной деятельности:
- выставка творческих работ «Удивительные насекомые»;
- оформление фотоальбома «Я и насекомые»;
- экологический стенд «Правила поведения в природе»;
- презентация проекта «Насекомые вокруг нас»;
- презентация «Стихи о насекомых»;
- презентация «Загадки о насекомых»;
- музыкальное развлечение «Муха Цокотуха»;
- викторина «Что мы знаем о насекомых?».
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный:
- изучение интереса детей для определения целей проекта;
- определение цели и задач проекта;
- определение необходимых средств реализации проекта;
- изучение методической, научно-популярной литературы;
- подбор стихов, загадок, примет, рассказов, песенок, мультфильмов о насекомых;
- подбор дидактических игр, подвижных игр, пальчиковых игр на тему «Насекомые».
II. Практический:
- чтение рассказов, стихов, сказок о насекомых;
- просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о насекомых;
- рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий «Удивительный мир насекомых»;
- беседы: «Кто такие насекомые?», «Опасные насекомые», «Насекомые – польза и вред», «Шестиногие малыши», «Таинственный мир насекомых», «Муравьи», «Что происходит в жизни насекомых осенью?», «Какую пользу приносят насекомые?»;
- отгадывание загадок о насекомых;
- разучивание стихов, песенок о насекомых;
- дидактические игры: «Насекомые», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Сложи картинку», «Узнай насекомое по описанию», «Угадай, кто улетел?», «Помоги пчелкам», «Один – много», «Найди ошибку художника», «Кто как передвигается?», «Кто летает?», «Что это за насекомое?», «Отгадай, кто спрятался?», «Отгадай и назови»;
- подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комара», «Бабочки», «Жуки», «Пчелки и ласточки», «Бабочки, лягушки и цапли», «Цветы и пчелы», «Гусеницы наперегонки», «Паук и мухи»;
- пальчиковые игры: «Пчела», «Насекомые над лугом», «Муравей», «трудолюбивая пчелка», «Осы», «Жук»;
- ручной труд «В гости к насекомым», «Бабочки» (из природного материала), «Божья коровка», «Жучки» (из бросового материала);
- лепка «Мир насекомых», «Трудолюбивая пчелка», «Майский жук»;
- аппликация «Бабочки», «На лугу», «Стрекоза», «Божья коровка на ромашке», «В траве сидел кузнечик»;
- рисование «Насекомые в траве», «Цветы и насекомые», «Пчелка Майя», «Насекомые на нашей клумбе»;
- самостоятельная деятельность по рисованию: обводки и раскраски «Насекомые»;
- слушание музыкальных произведений: Н.Римского-Корсакого «Полет шмеля», С.Майкапара «Мотылек», Р.Шумана «Бабочки»;
- сюжетно-ролевая игра «Прогулка на луг»;
- цикл наблюдений: за бабочкой, за муравейником и муравьями, за божьей коровкой, за пчелами, за шмелем, за кузнечиками, за жуком, за клопом-солдатиком;
- ОД: «Путешествие в мир насекомых», «Удивительный мир насекомых», «Насекомые – какие они?».
III. Заключительный:
- выставка творческих работ «Удивительные насекомые»;
- оформление фотоальбома «Я и насекомые»;
- экологический стенд «Правила поведения в природе»;
- презентация проекта «Насекомые вокруг нас»;
- презентация «Стихи о насекомых»;
- презентация «Загадки о насекомых»;
- музыкальное развлечение «Муха Цокотуха».
- викторина «Что мы знаем о насекомых?»
Формы и методы работы с детьми:
- беседы;
- наблюдения;
- игровая деятельность;
- ОД;
- индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
- консультативная работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей;
- игры: дидактические, словесные, настольные, пальчиковые, игры-имитации, музыкальные, подвижные;
- выставка рисунков и поделок;
- чтение стихов, сказок, рассказов о насекомых;
- слушание музыкальных произведений, пение песен о насекомых;
- наглядная информация.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- создание картотеки загадок, стихов о насекомых;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, картинки, фотографии, фигурки насекомых);
- дидактические, словесные, настольные игры, подвижные игры, пальчиковые игры;
- выставка «Эти удивительные насекомые»;
- телевизор, ноутбук;
- видеофильмы «Насекомые для детей. Учим названия и виды»; «Как выглядят насекомые»; «Опасные насекомые»; «Насекомые из Красной книги», «Удивительные насекомые»;
- подготовка наглядного материала для изобразительной деятельности детей;
- создание условий для музыкального развлечения «Муха Цокотуха».
Литература:
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» - М.: Просвещение, 1991.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М.; Просвещение, 1980.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» - Воронеж: «Учитель», 2004.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» - М.; Просвещение, 1981.
- Зверев И.Д. «Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии – М.: Перемена, 1996.
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений» - М.: Сфера, 2004.
- Кондратьева Н.Н. «Программа экологического образования детей «Мы» - СПб.: Детство-Пресс, 1996.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» - М.: Карапуз, 2000.
- Рыжова Н.А. «О проекте Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации» - Дошкольное воспитание № 6, 2001.
- Рыжова Н.А. «О программах экологического образования дошкольников» - Дошкольное образование № 11, 2004.
- Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: Просвещение, 1992.
- Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольника с природой» - М.: Просвещение, 1983.
- Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?» - М.: «Гном и Д», 2004.
- Ягодин Г.А. «Воспитать гражданина планеты» - Обруч № 2, 1997.
Читайте также |
---|
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...
Геометрические фантазии. Волшебный круг
Геометрические фантазии. Волшебный круг
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вирусы и микробы» Цель: Дать детям элементарные представления о вирусах и микробах. Задачи: Воспитывать желание...