Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования, постоянного движения вперед, развития.

Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Этот юный первооткрыватель познаёт мир через призму своих личных ощущений, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

- изучить методики, технологии по опытно-экспериментальной деятельности;

- создать условия для поддержания экспериментальной активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Предполагаемый результат:

Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Список литературы по теме самообразования

№ п/п Автор Название
1 Веракса Н.Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.М.,2017
  Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. Воронеж, 2008г
2 Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.М.,2015
3 Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
Живая экология. М.,2006.
4 Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.
5 Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
6 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
7 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
8 Отв.ред. Н.Е. Веракса. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» /М.,2016
9 Под ред. А. Мейяни Большая книга экспериментов для дошкольников/Под ред. А. Мейяни; перевод Э.И. Мотылевой-М.,2007
10 Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М., 2017.
11 Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6.
12 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.
13 Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.,1975

 

Месяц
Показатель
Август Сентябрь Октябрь
Дети Диагностика уровня развития познавательной активности Игры: «Наоборот», «Изменения», «Тяжёлый- лёгкий», «Светло- темно», опыты «Сила воздуха». Игры: «Что там под платком?», «Мы растём!», «Мы шагаем!», опыты с водой.
Педагоги   Представить фрагмент игры  
Родители   Наблюдения за различными противоположностями в жизни, в телепередачах.
Прослушивание грустных весёлых, песен.
Сбор различных предметов и материалов для пополнения уголка экспериментирования
Оснащение образовательного
процесса
Результаты диагностики Картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей, кубики (белый, чёрный), деревянные палочки (длинные и короткие), галька (большой и маленький), шарики (большой и маленький) Пуговицы, коробочки, сумочки, карандаши, шарики, кубики, колечки (большие и маленькие), платок из плотной ткани.
Месяц
Показатель
Ноябрь Декабрь Январь
Дети Игры «Угадай превращения», «Кем кто станет», повторение «Наоборот»
Зарисовки «Превращение яйца в цыплёнка», «Льда в воду»
««Наоборот», «Жидкое-твёрдое»,
«Назови твёрдое или жидкое», «Лёд-вода-пар»
Д/и «Игра в школу», «Царство льда, воды и пара», «Свойство веществ», «Строение веществ»
Стихи и загадки о воде.
Зарисовка «Целое и сломанная палочка».
Эксперимент «Зимние явления в природе».
Педагоги   Ознакомление с метод. материалом «Занимательные опыты»  
Родители Наблюдения за работой холодильника.
Опыт «Превращения льда в воду».
Беседа «Времена года» (противопоставляя зима-лето, весна-осень).
Чтение сказки «Мойдодыр»
Совместная стирка белья. Зарисовки стадий стирки. Подготовка к конкурсу «Эколята-друзья и защитники природы»
Опыт по плавлению льда на горячей плите и по замерзанию воды в морозильной камере холодильника.
Принять посильное участие в починке поломавшихся игрушек, твёрдых и мягких.
Оснащение образовательного
процесса
Картинки (большие, маленькие деревья), животные; пластилин, бинт. Кукольное платье, таз с водой, утюг, картинки (ребёнок грязный и чистый). Символ льда, воды и пара- у детей. Символ охлаждения, нагревания- у воспитателя. Колокольчик, дудочка.
Месяц
Показатель
Февраль Март Апрель Май
Дети «Сказка об Илье Муромце и Василисе прекрасной», «Почва и её свойства», «Почва вокруг нас»,
Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства почвы»
Беседы «Что я знаю о здоровом питании», «Откуда берутся овощи».
Посадка овощных культур (лук, чеснок, томаты, огурцы, перец болгарский)
Цикл наблюдений за ростом высаженных растений.
Д/и «Царство льда, воды и пара», «Заморозить- растопить», «Незнайка и мороженое.
Цикл наблюдений за ростом высаженных растений.
Посадка рассады в открытый грунт.
ООД «Природные материалы-песок, глина, камни».
Педагоги Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Участие в конкурсе проектов «Огород на подоконнике»    
Родители Наблюдение во время купания за надувной игрушкой (погрузить в воду, будет выходить воздух в виде пузырьков). Подбор семян для проекта. Наблюдение за ростом и развитием высаженных растений.
Оснащение образовательного
процесса
Пульверизатор с флаконом, резиновая груша. Ящики, грунт, лейки, семена, лупа. Лопаты, грабли, лейка.

 

 



Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка»

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка» Цель: закрепление математических знаний и умений детей. Задачи: - закрепить умение следовать плану и инструкции; - упражнять...

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном...

Читайте также

Консультация для педагогов и родителей «Расскажем детям о войне...»

Консультация для педагогов и родителей «Расскажем детям о войне...» ...Они легли на поле боя, Жить начинавшие едва, И было небо голубое, Была зелëная трава... Война...

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все…

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все вокруг можно созерцать не по картинкам, а наяву» Здравствуйте уважаемые коллеги...

Квест-прогулка «Новые знакомые»

Квест-прогулка: «Новые знакомые»





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...