Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.
Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования, постоянного движения вперед, развития.
Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Этот юный первооткрыватель познаёт мир через призму своих личных ощущений, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- изучить методики, технологии по опытно-экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания экспериментальной активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Предполагаемый результат:
Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Список литературы по теме самообразования
№ п/п | Автор | Название |
1 | Веракса Н.Е., Галимов О. Р. | Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.М.,2017 |
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. | Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. Воронеж, 2008г | |
2 | Дыбина О.В. | Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.М.,2015 |
3 | Иванова А.И. | Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004. |
Живая экология. М.,2006. | ||
4 | Короткова Н.А. | Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. |
5 | Короткова Н.А. | Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. |
6 | Николаева С.Н. | Теория и методика экологического образования детей. М., 2002. |
7 | Николаева С.Н. | Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002. |
8 | Отв.ред. Н.Е. Веракса. | Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» /М.,2016 |
9 | Под ред. А. Мейяни | Большая книга экспериментов для дошкольников/Под ред. А. Мейяни; перевод Э.И. Мотылевой-М.,2007 |
10 | Соломенникова О.А | Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М., 2017. |
11 | Чехонина О. | Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. |
12 | Щукина Г.И. | Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971. |
13 | Щукина Г.И. | Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.,1975 |
Месяц Показатель |
Август | Сентябрь | Октябрь |
Дети | Диагностика уровня развития познавательной активности | Игры: «Наоборот», «Изменения», «Тяжёлый- лёгкий», «Светло- темно», опыты «Сила воздуха». | Игры: «Что там под платком?», «Мы растём!», «Мы шагаем!», опыты с водой. |
Педагоги | Представить фрагмент игры | ||
Родители | Наблюдения за различными противоположностями в жизни, в телепередачах. Прослушивание грустных весёлых, песен. |
Сбор различных предметов и материалов для пополнения уголка экспериментирования | |
Оснащение образовательного процесса |
Результаты диагностики | Картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей, кубики (белый, чёрный), деревянные палочки (длинные и короткие), галька (большой и маленький), шарики (большой и маленький) | Пуговицы, коробочки, сумочки, карандаши, шарики, кубики, колечки (большие и маленькие), платок из плотной ткани. |
Месяц Показатель |
Ноябрь | Декабрь | Январь |
Дети | Игры «Угадай превращения», «Кем кто станет», повторение «Наоборот» Зарисовки «Превращение яйца в цыплёнка», «Льда в воду» |
««Наоборот», «Жидкое-твёрдое», «Назови твёрдое или жидкое», «Лёд-вода-пар» |
Д/и «Игра в школу», «Царство льда, воды и пара», «Свойство веществ», «Строение веществ» Стихи и загадки о воде. Зарисовка «Целое и сломанная палочка». Эксперимент «Зимние явления в природе». |
Педагоги | Ознакомление с метод. материалом «Занимательные опыты» | ||
Родители | Наблюдения за работой холодильника. Опыт «Превращения льда в воду». Беседа «Времена года» (противопоставляя зима-лето, весна-осень). |
Чтение сказки «Мойдодыр» Совместная стирка белья. Зарисовки стадий стирки. Подготовка к конкурсу «Эколята-друзья и защитники природы» |
Опыт по плавлению льда на горячей плите и по замерзанию воды в морозильной камере холодильника. Принять посильное участие в починке поломавшихся игрушек, твёрдых и мягких. |
Оснащение образовательного процесса |
Картинки (большие, маленькие деревья), животные; пластилин, бинт. | Кукольное платье, таз с водой, утюг, картинки (ребёнок грязный и чистый). | Символ льда, воды и пара- у детей. Символ охлаждения, нагревания- у воспитателя. Колокольчик, дудочка. |
Месяц Показатель |
Февраль | Март | Апрель | Май |
Дети | «Сказка об Илье Муромце и Василисе прекрасной», «Почва и её свойства», «Почва вокруг нас», Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства почвы» |
Беседы «Что я знаю о здоровом питании», «Откуда берутся овощи». Посадка овощных культур (лук, чеснок, томаты, огурцы, перец болгарский) Цикл наблюдений за ростом высаженных растений. |
Д/и «Царство льда, воды и пара», «Заморозить- растопить», «Незнайка и мороженое. Цикл наблюдений за ростом высаженных растений. |
Посадка рассады в открытый грунт. ООД «Природные материалы-песок, глина, камни». |
Педагоги | Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». | Участие в конкурсе проектов «Огород на подоконнике» | ||
Родители | Наблюдение во время купания за надувной игрушкой (погрузить в воду, будет выходить воздух в виде пузырьков). | Подбор семян для проекта. | Наблюдение за ростом и развитием высаженных растений. | |
Оснащение образовательного процесса |
Пульверизатор с флаконом, резиновая груша. | Ящики, грунт, лейки, семена, лупа. | Лопаты, грабли, лейка. |
Читайте также |
---|
Характер формируется с детства
Характер формируется с детства Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть -...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»
Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте». Тема: «Поверхность земли…
Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте» Тема: «Поверхность земли и стороны света» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое...