Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы ребенок в будущем мог быть успешным в профессиональной среде. А в современном языке это называется - введение дошкольников в профориентацию.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

В детском саду формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Работа в региональной инновационной площадке по ранней профориентации определила поиск новых эффективных форм работы с дошкольниками. Одной из таких форм стало использование лэпбука.

В результате реализации проект «Я в строители пойду - пусть меня научат» был составлен лэпбук « Строительные профессии».

Лэпбук – это самодельная книжка-раскладушка или папка, в которой есть кармашки, конвертики, мини-книжки, гармошки, элементы которые можно вращать и выдвигать, различные застёжки, лупа, карандаши, блокнот для записей. Ребята могут сами брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и раскладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой «книге».

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы?

  • Пособие универсально: его можно использовать в организованной учебной деятельности для презентации нового материала, а так же для закрепления полученных знаний на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности детей.
  • Кармашки с дидактическим материалом могут пополняться в течение всего учебного года.
  • Можно выбирать задания и игры дифференцированно, под силу каждому ребенку.
  • Развивает креативность и творческое мышление у воспитанников.
  • Возможно привлечение семьи к данной работе (вопросы для родителей расширяют картину мира знаний о профессиях детей, гармонизируют детско-родительские отношения).

Содержание лэпбука.

  1. Задание «Собери дом» (разрезные картинки). (Участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение.)
  2. Задание «Подбери инструменты для каждой строительной профессии» (Дети расширяют знания о предметах необходимых человеку определенной профессии)
  3. Пословицы и поговорки о профессиях. (Дети размышляют о значении труда в жизни человека).
  4. Задание «Стихи о профессиях». (При помощи карточек - стихов, ребенок быстро запомнит профессии и научится их различать.)
  5. Задание «Загадки о строительных профессиях». (Расширяют представления о профессии: о деятельности людей, которые занимаются своей работой, о форменной одежде и атрибутах, которые им требуются для работы.)
  6. Задание «Раскраски профессии» (Способствуют проявлению творческой активности, воображения, развивают мелкую моторику рук.)
  7. Задание «Найди пару». (Игра учит вычленять предметы отличные от других по определенным признакам, анализировать и делать простейшие выводы)
  8. Задание «Ребусы». (Расширяют и активизируют словарь детей, способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти).
  9. Вопросы для родителей:

Расскажите ребенку какой-нибудь эпизод из своей жизни (смешной или познавательный) связанный с какой-либо строительной профессией.

Выполняете ли вы дома какие-то работы, близкие к строительным профессиям? Какими инструментами пользуетесь?

Есть ли у вас знакомые, родственники какой-либо строительной профессии? Что вы можете рассказать ребенку об этом?

Изобразите без слов человека какой-нибудь профессии, а ребенок отгадает его.

  1. Закончи предложение: «Если бы я выбрал профессию штукатура - маляра (строителя, каменщика, стропальщика….)»

На обратной стороне лэпбука представлена экспериментальная деятельность, для нее размещены мешочки со строительным материалом.

Вывод: Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов:

1. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, формирует познавательный интерес.

2. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

3. Способствует развитию творческих способностей, развитию речи, мелкой моторики.

4. Объединяет детей, педагогов и родителей, т.е. несет социальную направленность, гармонизирует отношения.

5. Позволяет объединить всю группу детей для увлекательного и полезного занятия. Может быть формой представления итогов проекта и тематической недели.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа с использованием такой формы как лэпбук позволяет ненавязчиво в игровой форме подвести детей к пониманию, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни, а также формируют интерес в игровой деятельности «попробовать» себя в разных профессиях.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Сообщение «Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и…

Сообщение «Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и семьи» Читательская коммуникация – это общение, обсуждение прочитанного материала. Развитие речи...

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Тематическое развлечение посвящённое Дню космонавтики для средней группы

Тематическое развлечение посвящённое Дню космонавтики для средней группы Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий: Ребята, сегодня праздник...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...