Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы

(Опыт работы Макоевой З.Б.)

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. На тематической неделе «Моя семья» во время утреннего приема, на игровых занятиях, в режимных моментах использовала для чтения таких авторов как А.Б Раскин «Как папа был маленький», А. Лопатина «Беседы и сказки о семье», сборник рассказов о семье В. Осеева, стихи и рассказы Михаила Яснова «Моя семья и я».

Одним из важнейших средств является художественное слово- русского народа, и народов разных национальностей, все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Знакомлю детей со многими видами устного народного творчества. У детей популярны считалки во время игры они охотно их используют, загадки, скороговорки, сказки. Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В процессе совместной деятельности знакомлю детей с особым жанром устного народного творчества былины такие как – «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»; «Добрыня Никитич и Алеша Попович»; «Илья Муромец и Cвятогор». Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают и обыгрывают в игре.

 Во время реализации проектов и тематических недель - восхищение, уважение вызывают у детей рассказы о профессиях Е.А.Алябьева «Ребенок в мире взрослых» мы вместе с детьми отправлялись в путешествие в мир различных профессий, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, инженеры, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству, они хотят быть летчиками, космонавтами, военными.

В своей работе для ознакомления детей с природой использую таких авторов как К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина эти рассказы – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей, они помогают формированию патриотического отношения к родному краю, любви к природе.

Реализуя в группе проект посвященный 75 лет Победы использую стихи о Великой Отечественной Войне – С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – которые являются важной составляющей патриотического воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; понимают и осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Ознакомление воспитанников с родным городом и Югрой использую стихи В. Плесовских «Я Родину себе не выбирал», Л.Миляева «Цветок Сибири». Сборники рассказов и стихов «Моя Москва» и сборник иллюстрированных открыток помогает в ознакомлении детей со столицей нашей родины. Такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: «Как Кремль – сердце Москвы». «За Кремлём - стена, за стеной - Москва, За Москвой страна».

В рамках ознакомления с окружающим миром, природой, – ребята делятся впечатлениями о прочитанном, заучиваем наизусть стихи и пересказываем различные произведения, во время бесед важно акцентировать внимание детей на моральных качествах, на мотивах и поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении, будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, я использую наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки по теме.

В самостоятельной деятельности: во время разыгрывания сюжетов из сказок, театрализованных игр, драматизации, и творческой игры, использованием персонажей, метод превращения детей в героев сказок, это способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, дети учатся умению оценивать поступки не только героев сказки, но и свои, и окружающих людей.

Ознакомление с художественной литературой осуществляю:

  • В ходе непосредственно образовательной деятельности;
  • В ходе режимных моментов;
  • В процессе совместной деятельности с детьми;
  • При организации самостоятельной детской деятельности.

Для закрепления знаний я использую такие методы, как дидактические игры на материале знакомых литературных произведений. Например: дидактические игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Кроме непосредственной образовательной деятельности, литературные произведения применяю в других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и пальчикового театра. По знакомым сказкам и рассказам организовываем драматизации, инсценировки известных или только что прочитанных произведений.

 Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости и потребности защищать родных сердцу людей и Родину.

Возможности нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа, одна из самых актуальных задач нашего времени.



Новые публикации

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Читайте также

Навруз и праздник птиц

Навруз и праздник птиц Старшая группа Дети выходят на улицу, а их встречают родители с танцем птиц…. Танец Птиц (исполняют родители 7 гр.) Воспитатель...

Цикл занятий «Музыкальная гостиная»

Цикл занятий «Музыкальная гостиная» Пояснительная записка Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку...

Конспект занятия для детей старшей группы «Встреча с инспектором ГИБДД»

Конспект занятия для детей старшей группы «Встреча с инспектором ГИБДД» Цель: Ознакомить детей с правилами дорожного движения, с транспортом, его значении, правилах...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...