Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы

(Опыт работы Макоевой З.Б.)

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. На тематической неделе «Моя семья» во время утреннего приема, на игровых занятиях, в режимных моментах использовала для чтения таких авторов как А.Б Раскин «Как папа был маленький», А. Лопатина «Беседы и сказки о семье», сборник рассказов о семье В. Осеева, стихи и рассказы Михаила Яснова «Моя семья и я».

Одним из важнейших средств является художественное слово- русского народа, и народов разных национальностей, все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Знакомлю детей со многими видами устного народного творчества. У детей популярны считалки во время игры они охотно их используют, загадки, скороговорки, сказки. Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В процессе совместной деятельности знакомлю детей с особым жанром устного народного творчества былины такие как – «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»; «Добрыня Никитич и Алеша Попович»; «Илья Муромец и Cвятогор». Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают и обыгрывают в игре.

 Во время реализации проектов и тематических недель - восхищение, уважение вызывают у детей рассказы о профессиях Е.А.Алябьева «Ребенок в мире взрослых» мы вместе с детьми отправлялись в путешествие в мир различных профессий, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, инженеры, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству, они хотят быть летчиками, космонавтами, военными.

В своей работе для ознакомления детей с природой использую таких авторов как К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина эти рассказы – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей, они помогают формированию патриотического отношения к родному краю, любви к природе.

Реализуя в группе проект посвященный 75 лет Победы использую стихи о Великой Отечественной Войне – С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – которые являются важной составляющей патриотического воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; понимают и осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Ознакомление воспитанников с родным городом и Югрой использую стихи В. Плесовских «Я Родину себе не выбирал», Л.Миляева «Цветок Сибири». Сборники рассказов и стихов «Моя Москва» и сборник иллюстрированных открыток помогает в ознакомлении детей со столицей нашей родины. Такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: «Как Кремль – сердце Москвы». «За Кремлём - стена, за стеной - Москва, За Москвой страна».

В рамках ознакомления с окружающим миром, природой, – ребята делятся впечатлениями о прочитанном, заучиваем наизусть стихи и пересказываем различные произведения, во время бесед важно акцентировать внимание детей на моральных качествах, на мотивах и поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении, будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, я использую наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки по теме.

В самостоятельной деятельности: во время разыгрывания сюжетов из сказок, театрализованных игр, драматизации, и творческой игры, использованием персонажей, метод превращения детей в героев сказок, это способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, дети учатся умению оценивать поступки не только героев сказки, но и свои, и окружающих людей.

Ознакомление с художественной литературой осуществляю:

  • В ходе непосредственно образовательной деятельности;
  • В ходе режимных моментов;
  • В процессе совместной деятельности с детьми;
  • При организации самостоятельной детской деятельности.

Для закрепления знаний я использую такие методы, как дидактические игры на материале знакомых литературных произведений. Например: дидактические игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Кроме непосредственной образовательной деятельности, литературные произведения применяю в других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и пальчикового театра. По знакомым сказкам и рассказам организовываем драматизации, инсценировки известных или только что прочитанных произведений.

 Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости и потребности защищать родных сердцу людей и Родину.

Возможности нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа, одна из самых актуальных задач нашего времени.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное…

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского…

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского садаТема: Путешествие в страну «финансовой грамотности» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...

Читайте также

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»