Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с тем, что с принятием ФГОС были установлены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (группе), предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития.

Предметно-развивающая среда в детском саду должна:

  • Иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать ребенку возможность заниматься самостоятельной деятельностью;

Предметно-развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»

  • Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
  • Совсем незнакомые предметы и материалы;

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для третьего года жизни является свободное и большое пространство. Где они могут быть в активном движении- лазанье, катание.

На четвертом году жизни необходимо развернуть центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими важными и большими.

В старшем дошкольном возрасте появляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры.

Из вышеизложенного видим, что основной потребностью у детей дошкольного возраста является игра. Несмотря на то, что игровая деятельность декларирована как приоритетная деятельность дошкольника, по факту дети очень мало «по-настоящему» играют в детском саду. Учебная модель прочна, вошла в практику дошкольных учреждений.

Педагогами МБДОУ 211 г. Кемерово, посредством систематических наблюдений, фиксации видов и временной протяженности игр в течение дня был проведен анализ организации и характера игровой деятельности детей. Полученные факты позволили констатировать, что чаще используются игры дидактического и подвижного характера. Воспитатели, не имеющие достаточного опыта, испытывают затруднения при организации сюжетно-ролевых, конструктивных, театрализованных игр. Ведение ФГОС еще раз обозначило необходимость возвращения детям игры как главного вида деятельности.

Вновь актуализировалась проблема, каким образом выстроить структуру «игрового пространства», направленного на формирование у детей дошкольного возраста, необходимой палитры интегративных качеств личности, познавательно-интеллектуальных и социально-личностных компетенций, в свете требований ФГОС?

Поиск решений проблемы привел к необходимости разработки проекта на тему: «Предметно-игровое пространство в педагогическом процессе ДОУ». Реализовать этот проект невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа и интерактивной предметно-развивающей среды.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д. Для их изготовления можно использовать современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), цветной скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Из больших листов полипропилена изготавливаются детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединяют и обрабатывают края цветным скотчем, получаются многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные конструкции. Например,

Маркер «Корабль» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1. Полипропиленовый лист разрезается на четыре равные части.
  2. Все части соединяются с помощью скотча. Расстояние между частями должно составлять не менее 4-5мм, чтобы модель можно было сложить.
  3. Для безопасности края деталей обклеиваются скотчем или самоклеющейся пленкой.
  4. По желанию можно наклеить на модель волны, рыбок, якорь или иллюминаторы из самоклеющейся пленки.

Этот маркер легко трансформируется в бассейн, песочницу, речку, дорогу, забор и т.д. Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и в совместной деятельности и для развития двигательной активности (перешагивание, перепрыгивание, подлезание).

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый-ребенок (дети); ребенок-ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует обратную связь. Использование такого элемента как «интерактивная стена», представляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного учреждения. «Интерактивная стена» представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:

- зона познавательного развития;

- социально-коммуникативная зона;

- зона художественно- эстетического развития;

Основные цели и задачи «интерактивной стены»

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

  • создать атмосферу эмоционального комфорта;
  • создать условия для творческого самовыражения;
  • создать условия для проявления познавательной активности;
  • создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Демонстрирующий на «интерактивной стене» динамический ряд взаимодействует с детьми напрямую. При этом все манипуляции происходят на обычной стене. «Интерактивная стена» открывает безграничные возможности в создании неповторимых, оригинальных и индивидуальных, интерактивных игр и презентаций. С помощью предложенных воспитателем на «интерактивной стене» предметов ребенок может получить необходимую информацию. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт.

Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС помогло сделать группы привлекательными для детей, они стали более инициативными, самостоятельными, более коммуникативными как в игровой, так и познавательной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Проняева С.В. «Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ»/ С.В. Проняева//Начальная школа – 2011. - №10
  2. Солнцева О.В. «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей»/О.В. Солнцева – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями…

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО» В современной системе образования...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...

Читайте также

В умелых руках рождается платье

В умелых руках рождается платье Одной из широко распространённых форм работы дошкольного образовательного учреждения и родителей в нашем БДОУ г.Омска «Детский...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...