Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с тем, что с принятием ФГОС были установлены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (группе), предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития.

Предметно-развивающая среда в детском саду должна:

  • Иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать ребенку возможность заниматься самостоятельной деятельностью;

Предметно-развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»

  • Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
  • Совсем незнакомые предметы и материалы;

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для третьего года жизни является свободное и большое пространство. Где они могут быть в активном движении- лазанье, катание.

На четвертом году жизни необходимо развернуть центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими важными и большими.

В старшем дошкольном возрасте появляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры.

Из вышеизложенного видим, что основной потребностью у детей дошкольного возраста является игра. Несмотря на то, что игровая деятельность декларирована как приоритетная деятельность дошкольника, по факту дети очень мало «по-настоящему» играют в детском саду. Учебная модель прочна, вошла в практику дошкольных учреждений.

Педагогами МБДОУ 211 г. Кемерово, посредством систематических наблюдений, фиксации видов и временной протяженности игр в течение дня был проведен анализ организации и характера игровой деятельности детей. Полученные факты позволили констатировать, что чаще используются игры дидактического и подвижного характера. Воспитатели, не имеющие достаточного опыта, испытывают затруднения при организации сюжетно-ролевых, конструктивных, театрализованных игр. Ведение ФГОС еще раз обозначило необходимость возвращения детям игры как главного вида деятельности.

Вновь актуализировалась проблема, каким образом выстроить структуру «игрового пространства», направленного на формирование у детей дошкольного возраста, необходимой палитры интегративных качеств личности, познавательно-интеллектуальных и социально-личностных компетенций, в свете требований ФГОС?

Поиск решений проблемы привел к необходимости разработки проекта на тему: «Предметно-игровое пространство в педагогическом процессе ДОУ». Реализовать этот проект невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа и интерактивной предметно-развивающей среды.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д. Для их изготовления можно использовать современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), цветной скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Из больших листов полипропилена изготавливаются детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединяют и обрабатывают края цветным скотчем, получаются многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные конструкции. Например,

Маркер «Корабль» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1. Полипропиленовый лист разрезается на четыре равные части.
  2. Все части соединяются с помощью скотча. Расстояние между частями должно составлять не менее 4-5мм, чтобы модель можно было сложить.
  3. Для безопасности края деталей обклеиваются скотчем или самоклеющейся пленкой.
  4. По желанию можно наклеить на модель волны, рыбок, якорь или иллюминаторы из самоклеющейся пленки.

Этот маркер легко трансформируется в бассейн, песочницу, речку, дорогу, забор и т.д. Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и в совместной деятельности и для развития двигательной активности (перешагивание, перепрыгивание, подлезание).

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый-ребенок (дети); ребенок-ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует обратную связь. Использование такого элемента как «интерактивная стена», представляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного учреждения. «Интерактивная стена» представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:

- зона познавательного развития;

- социально-коммуникативная зона;

- зона художественно- эстетического развития;

Основные цели и задачи «интерактивной стены»

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

  • создать атмосферу эмоционального комфорта;
  • создать условия для творческого самовыражения;
  • создать условия для проявления познавательной активности;
  • создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Демонстрирующий на «интерактивной стене» динамический ряд взаимодействует с детьми напрямую. При этом все манипуляции происходят на обычной стене. «Интерактивная стена» открывает безграничные возможности в создании неповторимых, оригинальных и индивидуальных, интерактивных игр и презентаций. С помощью предложенных воспитателем на «интерактивной стене» предметов ребенок может получить необходимую информацию. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт.

Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС помогло сделать группы привлекательными для детей, они стали более инициативными, самостоятельными, более коммуникативными как в игровой, так и познавательной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Проняева С.В. «Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ»/ С.В. Проняева//Начальная школа – 2011. - №10
  2. Солнцева О.В. «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей»/О.В. Солнцева – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176с.


Новые публикации

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лес. Грибы, ягоды» Цель: формировать представление о растениях леса: грибах и...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Спортивный праздник «Зимушка-зима»

Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...

Читайте также

Конспект осенней прогулки

Конспект осенней прогулки Задачи: Обеспечить детям полноценный активный отдых на прогулке, создать эмоциональный комфорт у детей, стимулировать детей к включению в процесс...

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья…

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к...

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике…

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ  Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки...

Читайте также

Театр «Арлекин»

Театр «Арлекин» Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Увиденное в...

Драматизация русской народной сказки «Колобок» в младшей группе

Драматизация русской народной сказки «Колобок» в младшей группе Ведущая образовательная деятельность: познавательная. Цель: стимулировать познавательно-речевую активность детей, готовить детей к самостоятельному рассказыванию сказки...

Задачи и содержание словарной работы в разных возрастных группах

Задачи и содержание словарной работы в разных возрастных группах В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были...





В блогах

День защитника Отечества

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Сценарий праздника для детей средней группы Звучит музыка. В зал входят дети и становятся полукругом у центральной стены. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, Что пап и мальчишек они поздравляют – Ведь праздник февральский всегда для...

ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Что у нас под ногами»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - знакомства детей с некоторыми свойствами камней; - обучения видеть необычное в обычном; - развития речевой и познавательной активности, умения делать выводы, умозаключения. Ход Воспитатель: Мне передали письмо...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» младшая группа

  СИСТЕМЕ РАБОТЫ   Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»  младшая группа Воспитатель Лисогурская Марина Владимировна 2021 – 2022 учебного года Информационная справка. Ф.И.О. : Лисогурская Марина Владимировна Занимаемая должность : воспитатель...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Особенности развития и формирования памяти у детей. Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими...