Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек»

Проблема. И перед родителями, и перед воспитателями детских садов рано или поздно встает проблема: как наилучшим образом развивать способности ребенка, как поддерживать и развивать его познавательную активность, усовершенствовать связь между органами чувств малыша и его мышлением, речью, моторикой?

Актуальность. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Новизна. Проблема познавательной активности, способов и методов активизации учебной деятельности возникла в педагогической науке еще на заре ХХ века. Ей были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Однако, рассмотренные в данной статье методики «хеппенинга» и «сенсорных коробочек» относятся к инновационным методам работы с детьми младшего возраста, и пока не получили повсеместного распространения в детских дошкольных образовательных учреждениях. Да и для многих родителей они до сих пор неизвестны. Поэтому возникает необходимость подробного ознакомления с указанными методиками и их широкого распространения в работе с детьми младшего возраста.

Итак, рассмотрим основные принципы применения методик «хеппенинг» и «сенсорная коробочка». Прежде всего, обе они направлены на развитие у малыша познавательной активности. Согласно определению, данному в методическом пособии А.И. Карманчикова «Диагностика и технологии развития у детей мышления различных типов», «познавательная активность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него» [2, с.66].

Играя, дети активизируют познавательную активность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. Ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Абрамова В. С. в статье «Хеппенинг как эффективная технология для поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в личностно-ориентированном взаимодействии» говорит, что данная методика обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария, но при помощи нее можно создать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. В процессе деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Так приобретаются различные знания, уточняются и углубляются представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Методику «хеппенинга» чаще всего применяют в совместном рисовании с детьми. Например, к «хеппенингу» относится рисование пальчиками. Это способ нанесения рисунков на бумагу пальцами рук. Например, кончиками окрашенных краской пальцев ребенок может ставить точки, проводить линии, прикладывая сложенные пальчики – изобразить звёздочки, деревья.

Также хорошо себя зарекомендовал способ рисования пеной для бриться. При этом пену для бритья, смешивают с краской и клеем ПВА, помещают в кулинарный мешочек с угловым отверстием, а затем ребёнок самостоятельно выдавливает пену на лист бумаги в хаотичном порядке. Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, она полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.

По наблюдениям Абрамовой В.С. применение методики «хеппенинга дает возможность малышу проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение в гораздо большей мере, нежели традиционное рисование. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы малыш знакомится с объемом, фактурой и пространством, работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Работы в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, которым часто просто не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить работу. Такие занятия добавляют малышу уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка глазомера и зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно[1].

Методика «сенсорная коробка» является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Киршова Р.Г. в статье «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» сообщает, что применение данной инновации позволяет через тактильные ощущения развивать воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев.

Наполнение сенсорной коробки зависит от возраста детей, темы занятий, преследуемых целей. Каждую коробку можно создавать по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре.

В сенсорный набор для самых маленьких лучше включить удобные для хватания крупные объекты, которым не грозит застрять в дыхательных путях малыша. Подбирая предметы, следует искать разные текстуры, цвета, формы, объемы, обязательно взять звучащие объекты: шуршащие, звенящие, вибрирующие. Лучше брать вещи из домашнего обихода, например: клубок ниток, кулинарный венчик, большой колокольчик, шар из камня, стекла или дерева, баночку с крупными семенами в качестве погремушки, кусочек меха, щётку, металлическую и деревянную ложки [3, с. 483].

В учебнике Хохрякова Ю.М. «Педагогика раннего возраста» предложено наполнение сенсорных коробочек в зависимости от возраста ребенка. Так, годовалым малышам уже можно предлагать коробки с сыпучими наполнителями, но следует сделать их из съедобных материалов. В качестве контейнера подойдет пластиковый бокс с крышкой. Основой для наполнения сенсорной коробки могут стать макароны разных размеров и форм (огромные трубочки, маленькие рожки и спирали, бантики, звёздочки, буквы и фигурки); разноцветные фасоль и чечевица.

Детям от двух лет можно наполнить коробку ватными шариками, цветными помпонами, стружкой, соломой, сосновыми иголками, шишками, галькой – каждый из этих материалов предлагает свои сюжеты.

Детям от трех лет и старше можно предлагать сюжетные игры. При этом сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр. Если в качестве наполнителя использовать несколько видов бобовых, одним из заданий может быть сортировка и раскладывание фасолин и чечевиц по отдельным мисочкам при помощи пинцета. Можно устроить в коробке мини-зоопарк с фигурками животных. Темы для оформления наборов подсказывают праздники, смена времен года, семейные события и любимые детские развлечения [4, с. 136].

Необходимо не забывать менять содержимое сенсорных коробок, давать не все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

 

Список литературы

1. Абрамова В. С. Хеппенинг как эффективная технология для поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в личностно-ориентированном взаимодействии// Педагогический мир. – 22.08.2018 г. - [Электронный ресурс] – URL : http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=120949 – (дата обращения: 08.05.2020)

2. Карманчиков А.И. Диагностика и технологии развития у детей мышления различных типов: методическое пособие/ А.И. Карманчиков.- М.: Педагогическая литература, 2008.- с.66

3. Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр / Р.Г. Киршова // Традиции и инновации в современной науке : сб. матерериалов XVI Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2016. - С. 483-484.

4. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста : учеб. пособие для СПО / Ю.М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 262 с. - Из содерж.: Раздел III, Гл. 10 Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие…

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие на Северный полюс» Образовательные задачи: дать представление об особенностях географического положения Арктики; познакомить...