Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие на Северный полюс»

Образовательные задачи:

  • дать представление об особенностях географического положения Арктики;
  • познакомить детей с природными условиями Арктики и ее обитателями;

- уточнить и активизировать словарь детей по теме «Арктика» (айсберг, глобус, ледокол, Северный полюс, северное сияние, способствовать развитию связной речи.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы; формировать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Словарная работа: Северный полюс, Арктика, Северный ледовитый океан, ледяная пустыня, снежный материк, северное сияние, полярная ночь, полярный день, морж, тюлень, белый медведь, полярная лиса, морской котик, ледокол, глобус.

Оборудование, материал: проектор, глобус, цветик-семицветик, шарфики и шапочки, снежинки, баннер; фартуки, емкости для воды, тарелочки для льда, салфетки, кусочки льда, детское масло.

 

Ход занятия:

    1. Организационный момент

Дети входят в зал и встают вокруг воспитателя.

    1. Приветствие

Воспитатель:

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение!

Давайте встанем в добрый круг (дети повторяют слова приветствия за воспитателем):

Собрались ребята тут,

Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмитесь, И друг другу улыбнитесь!

Воспитатель:

    1. Загадки об обитателях Севера

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, разгадав загадки:

Братья, сестры, бурым мишкам, Но не любят мед и шишки, Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? – Белые … (медведи)

Неуклюжий и большой, Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож, Любитель рыбы – бурый …(морж)

В Антарктиде кто живет, Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень)

Странный гладкий серый кот, Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик

Кто же это? – Морской … (котик)

Воспитатель:

Ребята, о каких животных были загадки?

Дети:

О белым медведе, морже, тюлене, морском котике.

Воспитатель:

Как вы думаете, где обитают эти животные?

Дети:

На Северном полюсе.

Воспитатель:

У меня есть макет нашей земли – глобус. Мы можем найти на нем Северный полюс? Как его можно узнать? (ответы детей). Давайте посмотрим на глобус. Подойдите поближе (дети рассматривают глобус).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему северный полюс окрашен в белый цвет? (ответы детей) Вы хотели бы побывать там? И мне тоже очень хотелось бы побывать на Северном полюсе! Только как нам до него добраться? (ответы детей: на самолете, на поезде, на лыжах, на собачьих упряжках, пешком).

Воспитатель:

Пассажирские самолеты не летают на Северный полюс, поезда не ездят. На лыжах мы с вами не дойдем, ведь Северный полюс очень далеко – нужна специальная подготовка, оборудование. Путешественники и исследователи готовятся к походу на Северный полюс на лыжах или на собачьих упряжках не один год. Мы можем добраться до Северного полюса на атомном ледоколе, который плывет по Баренцеву морю и попадает в Северный ледовитый океан. Кто из ребят знает, что такое ледокол? (дети отвечают) Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу. Но такое путешествие займет не один день, а целых двенадцать! Что же нам делать? Кто сможет нам помочь добраться до Северного полюса? (ответы детей).

Если дети затрудняются ответить – воспитатель задает наводящие вопросы: Ребята, давайте с вами вспомним кто из литературных героев побывал на Северном полюсе? (ответы детей)

Появляется девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», в руках у нее цветик-семицветик

Женя (грустная):

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Женя. Я из сказки Валентина Катаева «Цветик- семицветик».

Дети и воспитатель:

Здравствуй, Женя!

Воспитатель, обращаясь к детям:

Ребята, по-моему, Женя чем-то расстроена. Давайте у нее спросим, почему она такая грустная (дети спрашивают).

Женя:

Ребята, совсем недавно я была на самой вершине планеты - Северном полюсе. Мне очень хотелось узнать какие животные обитают в таких суровых северных условиях и как они приспособились к ним. Но… (Женя плачет)

Воспитатель, обращаясь к детям:

Ребята, а вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? (ответы детей). Тогда вы должны знать, почему Жене не понравилось на северном полюсе?

Ответы детей:

Женя замерзла, испугалась белых медведей…

Воспитатель:

Женя очутилась на Северном полюсе в летнем платьице и сандаликах, поэтому она замерзла. А Белые медведи не так часто видят людей, поэтому всегда с любопытством их разглядывают. Мне кажется, Женя испугалась их потому, что оказалась на Северном полюсе совсем одна.

Женя:

Ребята, мне бы так хотелось попасть туда снова и увидеть удивительную северную природу, узнать много нового и интересного!

Воспитатель:

Женя, мы с ребятами тоже хотим отправится в путешествие на Северный полюс. С удовольствием взяли бы тебя с собой! Правда, ребята? Но у нас есть одна проблема.

Женя, обращаясь к детям:

Какая?

Дети:

Мы не знаем, как туда попасть.

Женя:

У меня есть волшебный цветок – цветик-семицветик. Он поможет нам очутиться на Северном полюсе в одно мгновение. А вы не испугаетесь белых медведей? (ответы детей) Тогда собирайтесь в путешествие! Я буду рада вам помочь!

Воспитатель:

И мы будем рады помочь тебе познать таинственный Северный край. Правда, ребята?

Женя:

Тогда в путь!

Воспитатель:

Одевайтесь потеплее! Сначала оденем шарфы, потом шапки. (Женя с детьми подходят к стульчикам, одевают шарфики и шапочки, затем садятся)

Женя:

Повторяйте за мной волшебные слова:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.

(На экране появляется видеосюжет – крутящийся земной шар)

Вели, чтобы мы с ребятами оказались на Северном полюсе! (Женя садится вместе с детьми)

Воспитатель:

    1. Видеосюжет о Северном полюсе.

На экране появляется видеосюжет о Северном полюсе.

Самое холодное место на всем земном шаре - это Арктика. Полгода в этих краях длится суровая зима, солнце зимой не появляется на небе. Длится полярная ночь. На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. Северный полюс - это одно из самых удивительных мест на планете, где можно наблюдать за уникальной живой природой: арктическими птицами, моржами, тюленями, белыми медведями.

На экране появляется видеосюжет о северном сиянии.

А вы знаете, что такое северное сияние? (ответы детей)

Ребята, послушайте как описывает северное сияние один путешественник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные четкие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого цвета, чередуясь проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели».

    1. Видеосюжет о полярной лисе

Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. А вот и песец, который чувствует себя замечательно в любую погоду – его защищает густой зимний мех. Песца еще называют полярной лисицей. Послушайте как хрустит снег под его лапами. Кажется, песец вышел на охоту. Свою добычу он достает из-под снега. Посмотрите, как ловко он это делают!

    1. Видеосюжет о тюлене

Северный ледовитый океан завораживает своей ослепительно-белоснежной красотой! А вот и тюлени, они принимают солнечные ванны. Послушайте, как детеныш, зовет свою маму. Кажется, он потерял ее из виду. А вот и мама-тюлениха вынырнула из воды. Увидев ее, малыш успокоился. Большую часть своей жизни тюлени проводят под водой. Посмотрите, как мама-тюлениха учит своего детеныша плавать. Малыш очень способный, у него отлично получается! Посмотрите, какая огромная толща льда над ними. Тюлени -это млекопитающие, им необходимо подниматься на поверхность, чтобы дышать. А вот и наш малыш! Мама-тюлениха помогает своему детенышу выбраться из воды.

    1. Гимнастика для глаз "Снежинки"

Мы снежинку увидали, Со снежинкой поиграли.

Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели, Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал… Дети смотрят вверх и вниз. Все на землю улеглись.

Глазки закрываем, Глазки отдыхают.

    1. Опыт со льдом

Воспитатель:

Ребята мы с вами заглянули в самую глубину Северного - ледовитого океана. Наблюдали, как мама - тюлениха выталкивает своего детеныша на поверхность.

Как вы думаете, почему же лед не тонет, ведь тюлени очень тяжелые. Высказывайте свои предположения (ответы детей).

Воспитатель:

Чтобы узнать, кто точнее высказал предположение, проведем эксперимент.

Подходите к столам. Возьмите в руку льдинку (дети берут приготовленные заранее кусочки льда), какая она? (ответы детей)

Воспитатель:

Опустите льдинку в воду. Что вы наблюдаете?

Дети:

Лёд плавает на поверхности.

Воспитатель:

А сейчас рассмотрите ее через увеличительное стекло. Что вы увидели?

Дети:

Пузырьки.

Воспитатель:

Что это за пузырьки? (Дети выдвигают версию, что это воздушные пузырьки).

Воспитатель:

Правильно. Это пузырьки воздуха. А теперь попробуем утопить льдинку. Прижмите ее ко дну емкости и уберите руку. Что произошло? (льдинка всплывает на поверхность) Почему так происходит, как вы думаете? (дети делают предположения) Мы с вами знаем, что лед – это замерзшая вода. При замерзании воды, пузырьки воздуха оказались «в ловушке», внутри льдинки. И не выходят из нее, даже когда мы попытались сжать ее, утопить. Вот почему огромная и тяжелая льдина, наполненная пузырьками воздуха, не тонет в океане.

Давайте подумаем, что могло бы произойти, если бы льдина тонула, как вы считаете? (ответы детей). Пластина льда опускалась бы на дно, сверху намерзала бы еще одна, затем еще и так до самого верха. Все бы живое погибло.

Воспитатель:

Ребята, я смотрю вы немного замерзли. Даже носы покраснели. Предлагаю немного согреться.

    1. Физкультминутка «О севере»

Дуют ветры ледяные (дети машут руками над головой)

Горы снежные, крутые (встать на носочки, руки сделать «домиком» над головой) Там о лете не слыхали (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли (обнять себя руками)

Он не мал и не велик (руки свести и развести в стороны) Этот снежный материк (хлопают в ладоши на уровне груди)

    1. Видеосюжет о белом медведе.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите - белый медведь, главный житель северных просторов, хозяин Арктики. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.

Полярная медведица и ее детеныши покинули свою берлогу всего несколько дней назад. Пока медвежата не окрепнут, медведица будет с ними. За это время, она научит их находить пищу и укрытие в холодной пустыне.

Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Полярные медведи целыми днями могут находиться в воде в поисках пищи. Вся еда белого медведя плавает в воде, в тех участках, которые не сковывает мороз. Белый медведь может плавать даже под водой. Когда белый медведь вылезает из воды на льдину, он стряхивает с себя воду. Брызги разлетаются во все стороны.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? (ответы детей)

    1. Опыт с водой

Воспитатель:

Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проведем опыт (на столах – емкости с водой на каждого ребенка, детское масло, салфетки)

Опустите руку в емкость с водой и выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. А что бы произошло, если бы ударил мороз? (ответы детей) Вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руку и смажьте ее маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (ответы детей) Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками в том месте, которое смазали маслом. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лёд.

Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем… (дети объясняют) Медведь кушает много жирной пищи, поэтому у него вырабатывается специальная смазка под шерстью. (дети садятся)

Воспитатель:

Ребята, пора нам возвращаться обратно в детский сад.

Женя выходит на середину зала, отрывает лепесток и говорит волшебные слова, дети повторяют за ней):

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы с ребятами снова очутились в детском саду! (видеосюжет)

Свет включается, дети оглядываются по сторонам. Они снова в музыкальном зале.

    1. Обобщение полученных знаний

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось путешествие? А что именно понравилось? А опыты вам понравились? Что нового вы узнали? (ответы детей). Давайте поблагодарим Женю за то, что с помощью волшебных лепестков цветика - семицветика исполнила наше желание (дети благодарят и прощаются).

Женя:

И я благодарю вас, ребята, за увлекательное путешествие. До новых встреч!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Культурная деятельность ребенка

Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...

Сообщение из опыта работы Тема: «Работа с детьми по дорожной…

Сообщение из опыта работы. Тема: «Работа с детьми по дорожной безопасности» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы...

Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность

Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду...